Автор: Нагорнов Игорь Анатольевич
Для успешного выполнения учебных заданий с натуры, учащиеся
должны знать основные законы построения композиции, с которыми их
непосредственно должен ознакомить педагог и что ещё очень важно, он
должен им показать как непосредственно их можно применять на практике.
Перед началом работ педагог должен объяснять учащимся, что любая работа
над натюрмортом с натуры состоит из трёх основных этапов, первый этап это
поиск композиционного размещения предметов и определения границы
рисунка, относительно формата, этот этап лучше выполнять в небольших
альбомах, (скейтчбуках), в процессе этапа работы очень важно объяснить
учащимся, что будет главным в натюрморте, а что второстепенным, педагог
должен сразу объяснить, что самое главное в любой работе называется
композиционным центром, как правило, в натюрморте, в роли
композиционного центра выступает один из предметов, обычно самый яркий
по цвету и самый крупный по размеру. Здесь очень важно, чтобы педагог
объяснил важность взаимосвязи предметов в натюрморте, что нельзя при
рисовании какого либо предмета натюрморта рассматривать его отдельно от
других предметов. Когда учащиеся определились по композиции
натюрморта, поняли какой именно предмет в натюрморте является
композиционным центром, то после этого они приступают ко второму этапу
работы, карандашного рисунка постановки. На этом этапе работы педагог
ставит перед ними задачу передачи правильных пропорциональных
отношений предметов натюрморта. Тут следует отметить, что натюрморт,
для выполнения задания составляется педагогом по принципу от простого к
сложному, педагог должен при выборе задания учитывать индивидуальные
особенности учащихся, их подготовку, желательно наглядно показать детям
на доске последовательность выполнения карандашного рисунка
натюрморта, причём свой рисунок педагог при показе последовательности
работы должен постоянно сравнивать с натурным материалом, используя
метод наглядности. Детям педагог должен сразу объяснить, что карандашный
рисунок натюрморта следует начинать с рисунка самого крупного предмета
натюрморта, предварительно вместе с учащимся сделав анализ его
геометрической формы, который заключается в том, что учащиеся должны
определить сочетанием каких геометрических тел он образован. На этапе
педагог должен объяснить важность грамотного построения карандашного
рисунка натюрморта как в целом, так и отдельно взятого каждого предмета
из которого он состоит. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что рисуя
предметы с натуры нужно как можно точнее передавать их пропорции,
сравнивая предметы натюрморта друг с другом.
После выполнения карандашного рисунка, учащиеся приступают к
заключительному этапу работы, цветовому решению натюромрта. На этом
этапе педагог перед ними ставит задачу передачи основных цветовых
отношений предметов натюрморта не нарушая общую его цветовую гамму.
должны знать основные законы построения композиции, с которыми их
непосредственно должен ознакомить педагог и что ещё очень важно, он
должен им показать как непосредственно их можно применять на практике.
Перед началом работ педагог должен объяснять учащимся, что любая работа
над натюрмортом с натуры состоит из трёх основных этапов, первый этап это
поиск композиционного размещения предметов и определения границы
рисунка, относительно формата, этот этап лучше выполнять в небольших
альбомах, (скейтчбуках), в процессе этапа работы очень важно объяснить
учащимся, что будет главным в натюрморте, а что второстепенным, педагог
должен сразу объяснить, что самое главное в любой работе называется
композиционным центром, как правило, в натюрморте, в роли
композиционного центра выступает один из предметов, обычно самый яркий
по цвету и самый крупный по размеру. Здесь очень важно, чтобы педагог
объяснил важность взаимосвязи предметов в натюрморте, что нельзя при
рисовании какого либо предмета натюрморта рассматривать его отдельно от
других предметов. Когда учащиеся определились по композиции
натюрморта, поняли какой именно предмет в натюрморте является
композиционным центром, то после этого они приступают ко второму этапу
работы, карандашного рисунка постановки. На этом этапе работы педагог
ставит перед ними задачу передачи правильных пропорциональных
отношений предметов натюрморта. Тут следует отметить, что натюрморт,
для выполнения задания составляется педагогом по принципу от простого к
сложному, педагог должен при выборе задания учитывать индивидуальные
особенности учащихся, их подготовку, желательно наглядно показать детям
на доске последовательность выполнения карандашного рисунка
натюрморта, причём свой рисунок педагог при показе последовательности
работы должен постоянно сравнивать с натурным материалом, используя
метод наглядности. Детям педагог должен сразу объяснить, что карандашный
рисунок натюрморта следует начинать с рисунка самого крупного предмета
натюрморта, предварительно вместе с учащимся сделав анализ его
геометрической формы, который заключается в том, что учащиеся должны
определить сочетанием каких геометрических тел он образован. На этапе
педагог должен объяснить важность грамотного построения карандашного
рисунка натюрморта как в целом, так и отдельно взятого каждого предмета
из которого он состоит. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, что рисуя
предметы с натуры нужно как можно точнее передавать их пропорции,
сравнивая предметы натюрморта друг с другом.
После выполнения карандашного рисунка, учащиеся приступают к
заключительному этапу работы, цветовому решению натюромрта. На этом
этапе педагог перед ними ставит задачу передачи основных цветовых
отношений предметов натюрморта не нарушая общую его цветовую гамму.
Желательно предметы для натюрморта подбирать похожими по цвету и
форме, удачнее всего для решения этой задачи подходят натюрморты в
холодных или теплых цветах, где предметы и фон, на котором они
расположены, сочетаются по цвету. Учителю можно опять же наглядно
показать, как начинается работа в цвете над натюрмортом, в любом случае
задача педагога на этом этапе работы объяснить учащимся, что с начала в
первую очередь прокладываются основные цветовые отношения, сразу
должна быть определена общая цветовая гамма постановки, педагог должен
подчеркнуть, что работа в цвете выполняется по принципу, от общего к
частному, от простого к сложному. Задачи цветового решения натюрморта,
которые педагог ставит перед учащимися всегда должны соответствовать
уровню их подготовки. Например, учащимся младшего возраста ставится
задача просто передачи цветовых оттенков предметов натюрморта, здесь
можно использовать метод техники цветовых пятен, когда учащийся
определяет основной цвет предмета и его цветовые оттенки, детям более
старшего возраста ставится задача по мимо передачи цветовых оттенков,
передать ещё объём предмета с учётом его освещённости, учащимся
старшего возраста ставится ещё и задача передачи материальности предмета.
По ходу работы важно, чтобы учитель делал коллективные и
индивидуальные замечания учащимся, здесь следует отметить важность
индивидуального подхода к каждому ученику, только в этом случае можно
добиться хороших результатов в работе с учащимися, и они сами смогут
успешно выполнять учебные и творческие задачи.
форме, удачнее всего для решения этой задачи подходят натюрморты в
холодных или теплых цветах, где предметы и фон, на котором они
расположены, сочетаются по цвету. Учителю можно опять же наглядно
показать, как начинается работа в цвете над натюрмортом, в любом случае
задача педагога на этом этапе работы объяснить учащимся, что с начала в
первую очередь прокладываются основные цветовые отношения, сразу
должна быть определена общая цветовая гамма постановки, педагог должен
подчеркнуть, что работа в цвете выполняется по принципу, от общего к
частному, от простого к сложному. Задачи цветового решения натюрморта,
которые педагог ставит перед учащимися всегда должны соответствовать
уровню их подготовки. Например, учащимся младшего возраста ставится
задача просто передачи цветовых оттенков предметов натюрморта, здесь
можно использовать метод техники цветовых пятен, когда учащийся
определяет основной цвет предмета и его цветовые оттенки, детям более
старшего возраста ставится задача по мимо передачи цветовых оттенков,
передать ещё объём предмета с учётом его освещённости, учащимся
старшего возраста ставится ещё и задача передачи материальности предмета.
По ходу работы важно, чтобы учитель делал коллективные и
индивидуальные замечания учащимся, здесь следует отметить важность
индивидуального подхода к каждому ученику, только в этом случае можно
добиться хороших результатов в работе с учащимися, и они сами смогут
успешно выполнять учебные и творческие задачи.