Автор: Коновалова Наталья Анатольевна
Коновалова Н.А., учитель начальных классов МБОУ « Школа № 166 имени А.А.Микулина» г.о. Самара |
|
Проектные задачи в начальной школе
В настоящее время актуальным является применение в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. В средней и старшей школе эта проблема решается через проектную деятельность. В начальной школе место проектной деятельности занимают проектные задачи. Решая проектные задачи , обучающиеся начальной школы осваивают основы способа проектирования.
Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта» Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектные задачи имеют творческую направленность, выполняя их дети, фантазируют, придумывают. Выполнение проектной задачи возможно только в группе.
Проектная задача должна содержать проблемную (квазиреальную) ситуацию, в которой скрыта формулировка задачи. Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В 4 классах основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Проектные задачи могут быть использованы в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний обучающихся. В ходе решения проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие УУД:
Регулятивные УУД:
— рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось или почему не получилось; видеть трудности и ошибки);
— целеполагать (ставить и удерживать цели);
— планировать (составлять план своей деятельности)
Познавательные УУД:
— моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя всё существенное и главное)
Коммуникативные УУД:
— проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
Паспорт проектной задачи по русскому языку
Название проектной задачи |
«В мире синонимов» |
Класс |
3класс |
Тип проектной задачи |
Межпредметная (русский язык, литературное чтение), одновозрастная. |
Место проектной задачи в образовательном процессе |
Проводится в конце 3 четверти. Рекомендуемое время проведения — 2 урока. |
Дидактические цели |
1.Комплексное использование освоенных знаний и умений в нестандартных условиях квазиреальной (модельной) ситуации. 2. Отработка умения пользоваться моделями для поиска оптимального решения задачи. 3. Отработка умения пользоваться словарями и интернет источниками для получения информации. 4. Формирование навыков группового взаимодействия при решении проектной задачи. |
Предметные знания и умения , метапредметные действия, на которые опирается задача |
Предметные 1. Умение давать определение синонимам. 2. Умение составлять фразеологизмы синонимы, давать им объяснение. 3. Умение исправлять текст, опираясь на знание синонимов. Метапредметные 1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания. 2. Умение составлять модели и схематические таблицы для решения конкретной задачи. 3. Умение критически относиться к информации и видеть ошибки, выделять существенное. 4. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания) 5. Умение договариваться для выполнения коллективно — распределительной работы при решении задачи. 6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать. |
Планируемый педагогический результат |
1. Умение применять предметные навыки в нестандартных ситуациях. 2. Умение создать конечный продукт – иллюстрированное пособие, обосновать привлекательность своего выбора. 3. Продуктивное взаимодействие в ходе коллективно – распределительной деятельности, определение степени участия каждого члена группы в решении проектной задачи. |
Критерии оценивания |
1. Правильность выполнения предметных заданий. 2. Продуктивность работы обучающихся в группе при выполнении отдельных заданий , при «сборке» конечного продукта – пособия, при выступлении перед одноклассниками. |
Замысел проектной задачи |
Обучающимся предлагается изготовить иллюстрированное пособие по русскому языку «В мире синонимов » для инопланетян, посетивших планету Земля. Для выполнения этой работы ребята делятся на 4 группы по 5 человек в каждой группе. Всем обучающимся предлагается выбрать фишку одного из 4 цветов: красного, синего, зелёного, жёлтого. Каждая группа садится за свой рабочий стол. |
Результат проектной задачи |
Иллюстрированное пособие, в котором дано определение синонимам, составлены фразеологизмы – синонимы; на примерах рассмотрено употребление синонимов в пословицах и стихотворениях. |
Описание проектной задачи |
Учитель обращается к обучающимся: «В журнале «Наука и жизнь» опубликована статья о том, что Землю посетили жители планеты Эридана. Путешествие инопланетянам очень понравилось, но на Земле они столкнулись с проблемой. Им трудно было понять, что пары слов: солнце и светило, большой и огромный обозначают одно и тоже. Ребята, как вы думаете, мы можем помочь жителям с планеты Эридана разобраться в этом ? А как это сделать?» |
Каждая группа получает инструкцию (Приложение №1) |
Обучающиеся самостоятельно изучают инструкцию, в которой прописаны все этапы работы. |
Задание №1(Приложение №2) |
Ребята, перед вами лежат задания, которые вам предстоит выполнить. Внимательно изучите их. Распределите работу в группах и подпишите около стрелочек исполнителей. |
Задание №2(Приложение №3) |
Исследователь, редактор, литератор, корректор, иллюстратор выполняют свои части общего задания на отдельных листах. |
Задание №3 (Приложение №4) |
Оформление титульного листа иллюстрированного пособия и страницы «Содержание» |
Выступление каждой группы |
Каждый член группы рассказывает о своей работе. |
Итоговая викторина (Приложение №5) |
На доске слова, из которых надо выбрать синонимы и составить из них пары. На доске должны остаться слова, из которых составляется фраза: «Учение – путь к умению» |
Рефлексия (Приложение №6) |
В конце урока каждый обучающийся заполняет оценочный лист, где самостоятельно даёт оценку своей работе и работе всей группы в целом. |
Приложение №1
Инструкция
1. Все вместе изучите задания.
2. Распределите самостоятельно задания между собой и работу в группах.
3. Задание читайте внимательно, не спешите, но следите за временем. На работу в группе отводится 40 минут., на итоговое выступление групп отводится 40 минут.
4. При обсуждении выполняйте все правила работы в группе:
— в каждой группе должен быть ответственный;
— все работают на общий результат;
— внимательно слушайте друг друга ;
— доказывайте свою точку зрения вежливо;
— если что- то не поняли, переспросите
5. При выполнении работы пользуйтесь словарями и ссылками на интернет ресурсы.
6. Итогом работы каждого члена группы должна стать страничка в пособии для инопланетян. Каждая страничка должна иметь своё название, должна быть пронумерована. Пособие должно иметь обложку и «Содержание» К изготовлению обложки и оформлению «Содержания» приступают те члены группы, которые закончили свою работу.
7. Подготовьте своё выступление перед другими группами. Каждый должен рассазать о своей работе.
8. Внимательно слушайте выступления других групп. Эти знания вам будут нужны при проведении итоговой викторины.
9. После проведения работы все заполните оценочный лист. Оцените свою работу и работу групп.
Приложение №2
Задание №1
Распределите работу в группах и подпишите около стрелочек исполнителей:
1. Исследователь (работает со словарями и интернет источниками) |
|
2. Редактор (работает с текстами стихотворений, пословиц) |
|
3.Литератор (работает с текстами фразеологизмов) |
|
4. Корректор (подчёркивает в текстах синонимы) |
|
5. Иллюстратор (вырезает и раскрашивает картинки) |
|
Приложение №3
Задание №2. Задание для исследователя
Выпиши слова, которые заменили в тексте слово СРАЖЕНИЕ. Как называется эта группа слов. Используя материал по ссылке, дай определение этой группе слов. http://ozhegov—online.ru/slovar—ozhegova/sinonim/31514
Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратись за помощью к иллюстратору и выбери необходимые рисунки для своего ответа. Приклей их.
Задание для редактора
Внимательно прочитай тексты стихотворений. Найди в них синонимы, подчеркни их. Подбери нужные картинки, приклей их. Напиши слова – синонимы рядом с нужными картинками.
Бураны, вьюги и метели Как много с ними канители, Как много с ними шума, толкотни, Как надоели нам они! (В.Берестов) |
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. (И.Токмакова)
|
Собери слова в выражения , что у тебя получилось? Приклей карточки со словами. Подчеркни синонимы.
Спеши, а друга, а поторапливайся, нет, приятелей, много, не спеши.
Задание для литератора
Докажи, что существуют фразеологизмы – синонимы, что они обозначают, составь пары фразеологизмов – синонимов, проиллюстрируй свои ответы картинками.
Считать ворон |
Работать засучив рукава |
Работать в поте лица |
Одного поля ягода |
Два сапога пара |
Бить баклуши |
Работать спустя рукава |
Водить за нос |
Задание для корректора
Прочитай текст, подкорректируй его. Можешь воспользоваться словарём по ссылкеhttp://synonymonline.ru/ Составьте схематические таблицы синонимов.
На опушке леса показался медведь. Медведь (___________________) подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг медведь (______________) застыл на мгновение. По полянке пробежала лиса. Давно он не видел лису (___________________). Лиса (___________________) помахала хвостом и убежала, а медведь (________________) медленно пошёл назад, в лес.
Таблица синонимов к словам ЛИСА и МЕДВЕДЬ |
|
|
|
медведь |
лиса |
|
|
|
|
|
|
Задание для иллюстратора
Вырежи все необходимые картинки, раскрась их. Помоги распределить иллюстрации в пособии, приклей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Приложение №4
Задание №3
Пособие по русскому языку для жителей планеты Эридана
|
|
бегемот, гиппопотам
|
красный, алый |
«В мире синонимов»
Содержание
1.___________________________________ стр 1
2.___________________________________ стр 2
3.___________________________________ стр 3
4.___________________________________ стр 4
5. Содержание стр 5
Приложение №5
Итоговая викторина
На доске слова, из которых надо выбрать синонимы и составить из ни пары. За каждый верный ответ группа получает цветную фишку. На доске должны остаться слова, из которых составляется фраза: «Учение – путь к умению»
Слова на доске: азбука, учение, алфавит, война, счастье, доктор, радость, врач, труд, путь, работа, к умению, битва.
Приложение № 6
Рефлексия.
Фамилия, имя ______________________________
|
|||||||||
Оцени, насколько интересной тебе показалась проектная задача |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оцени, насколько сложными были для тебя предложенные задания |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оцени свой вклад в сегодняшнюю работу группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оцени, насколько слаженно и дружно работала твоя группа |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Хотел бы ты ещё участвовать в решении проектной задачи |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |