Проектные задачи в начальной школе

Автор: Коновалова Наталья Анатольевна

 

             

Коновалова Н.А., учитель начальных классов

 МБОУ « Школа № 166 имени А.А.Микулина»

г.о. Самара

 

 

 

 

Проектные задачи в начальной школе

            В настоящее время актуальным является применение в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые  знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. В средней и старшей школе эта проблема решается через проектную деятельность. В начальной школе место проектной деятельности занимают проектные задачи. Решая проектные задачи ,  обучающиеся начальной школы осваивают основы способа проектирования.

              Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути  достижения результата в виде реального «продукта» Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектные задачи имеют творческую направленность, выполняя  их дети, фантазируют, придумывают. Выполнение проектной задачи возможно только в группе.

                Проектная задача должна  содержать проблемную (квазиреальную) ситуацию, в которой скрыта формулировка задачи. Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В 4 классах основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

                  Проектные задачи могут быть использованы в качестве закрепления  пройденного материала или в качестве  проверки знаний обучающихся. В ходе решения проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие УУД:

Регулятивные УУД:

— рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось или почему не получилось; видеть трудности и ошибки);

— целеполагать (ставить и удерживать цели);

— планировать (составлять план своей деятельности)

Познавательные УУД:

— моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя всё существенное и главное)

Коммуникативные УУД:

— проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Паспорт проектной задачи по русскому языку

Название проектной задачи

 «В мире синонимов»

Класс

3класс

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, литературное чтение), одновозрастная.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце 3 четверти. Рекомендуемое время проведения —  2 урока.

Дидактические цели

1.Комплексное использование освоенных знаний и умений в нестандартных условиях  квазиреальной (модельной) ситуации.

2. Отработка умения пользоваться моделями для поиска оптимального решения задачи.

3. Отработка умения пользоваться словарями и интернет источниками для получения информации.

4. Формирование навыков группового взаимодействия при решении проектной задачи.

Предметные знания и умения , метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

1.     Умение давать определение синонимам.

2.     Умение составлять фразеологизмы синонимы, давать им объяснение.

3.     Умение исправлять текст, опираясь на знание синонимов.

Метапредметные

1.     Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

2.     Умение составлять модели и схематические таблицы для решения конкретной задачи.

3.     Умение критически относиться к информации и видеть ошибки, выделять существенное.

4.     Умение обобщать  полученную информацию (для выполнения итогового задания)

5.     Умение договариваться для выполнения коллективно — распределительной работы при решении задачи.

6.     Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемый педагогический результат

1.     Умение применять предметные навыки в нестандартных ситуациях.

2.     Умение создать конечный продукт – иллюстрированное пособие, обосновать привлекательность своего выбора.

3.     Продуктивное взаимодействие в ходе коллективно – распределительной деятельности, определение степени участия каждого члена группы в решении проектной задачи.

Критерии оценивания

1.     Правильность выполнения предметных заданий.

2.     Продуктивность работы обучающихся в группе при выполнении отдельных заданий , при «сборке» конечного продукта – пособия, при выступлении перед одноклассниками.

Замысел проектной задачи

Обучающимся предлагается изготовить иллюстрированное пособие по русскому языку «В мире синонимов » для инопланетян, посетивших планету Земля. Для выполнения этой работы ребята делятся на 4 группы по 5 человек в каждой группе. Всем обучающимся предлагается выбрать фишку  одного из 4 цветов: красного, синего, зелёного, жёлтого. Каждая группа садится за свой рабочий стол.

Результат проектной задачи

Иллюстрированное пособие, в котором дано определение синонимам, составлены фразеологизмы – синонимы; на примерах  рассмотрено употребление синонимов в пословицах и стихотворениях.

Описание проектной задачи

Учитель обращается к обучающимся: «В журнале «Наука и жизнь» опубликована статья о том, что Землю посетили жители планеты Эридана. Путешествие инопланетянам очень понравилось, но на Земле они столкнулись с проблемой. Им трудно было понять, что пары  слов: солнце и светило, большой и огромный обозначают одно и тоже. Ребята, как вы думаете, мы можем помочь жителям с планеты Эридана разобраться в этом ? А как это сделать?»

Каждая группа получает инструкцию (Приложение №1)

Обучающиеся самостоятельно изучают инструкцию, в которой  прописаны все этапы работы.

Задание №1(Приложение №2)

Ребята, перед вами лежат задания, которые вам предстоит выполнить. Внимательно изучите их. Распределите работу в группах и подпишите около стрелочек исполнителей.

Задание №2(Приложение №3)

Исследователь, редактор, литератор, корректор, иллюстратор выполняют свои части общего задания на отдельных листах.

Задание №3 (Приложение №4)

Оформление титульного листа иллюстрированного пособия  и страницы «Содержание»

Выступление каждой группы

Каждый член группы рассказывает о своей работе.

Итоговая викторина 

(Приложение №5)

На доске слова, из которых надо выбрать синонимы и составить из них пары. На доске должны остаться слова, из которых составляется фраза: «Учение – путь к умению»

Рефлексия (Приложение №6)

В конце урока каждый обучающийся заполняет оценочный лист, где самостоятельно даёт оценку своей работе и работе всей группы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Инструкция

1.     Все вместе изучите задания.

2.     Распределите самостоятельно задания между собой и  работу в группах.

3.     Задание читайте внимательно, не спешите, но следите за временем. На работу в группе  отводится 40 минут., на итоговое выступление групп отводится 40 минут.

4.     При обсуждении выполняйте все правила работы в группе:

— в каждой группе должен быть ответственный;

— все работают на общий результат;

— внимательно слушайте друг друга ;

— доказывайте свою точку зрения вежливо;

— если что- то не поняли, переспросите

5. При выполнении работы пользуйтесь словарями и ссылками на интернет ресурсы.

6. Итогом работы каждого члена группы должна стать страничка в пособии для инопланетян. Каждая страничка должна иметь своё название,  должна быть пронумерована. Пособие должно иметь обложку и «Содержание» К  изготовлению обложки и оформлению «Содержания» приступают те члены  группы, которые закончили свою работу.

7. Подготовьте своё выступление перед другими группами. Каждый должен рассазать о своей работе.

8. Внимательно слушайте выступления других групп. Эти знания вам будут нужны при проведении итоговой викторины.

9. После проведения работы все заполните оценочный лист. Оцените свою  работу и работу групп.

Приложение №2

Задание №1 

Распределите работу в группах и подпишите около стрелочек исполнителей:

1. Исследователь (работает со словарями и интернет источниками)

2. Редактор (работает с текстами стихотворений, пословиц)

3.Литератор (работает с текстами фразеологизмов)

4. Корректор (подчёркивает в текстах синонимы)

5. Иллюстратор  (вырезает и  раскрашивает картинки)

 

Приложение №3

Задание №2. Задание для  исследователя

Выпиши слова, которые заменили в тексте слово СРАЖЕНИЕ. Как называется эта группа слов. Используя материал по ссылке, дай определение этой группе слов. http://ozhegovonline.ru/slovarozhegova/sinonim/31514

Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратись за помощью к иллюстратору и выбери необходимые рисунки для своего ответа. Приклей их.

Задание для  редактора

Внимательно прочитай тексты стихотворений. Найди в них синонимы, подчеркни их. Подбери  нужные картинки, приклей их. Напиши слова – синонимы рядом с нужными картинками.

Бураны, вьюги и метели

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели нам они! (В.Берестов)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару. (И.Токмакова)

 

Собери  слова в выражения , что у тебя получилось?  Приклей карточки со словами. Подчеркни синонимы.

Спеши, а друга, а поторапливайся, нет, приятелей, много, не спеши.

 

 

Задание для литератора

Докажи, что существуют фразеологизмы – синонимы, что они обозначают, составь пары фразеологизмов – синонимов,  проиллюстрируй свои ответы картинками.

Считать ворон

Работать засучив рукава

Работать  в поте лица

Одного поля ягода

Два сапога пара

Бить баклуши

Работать спустя рукава

Водить за нос

 

Задание для  корректора

Прочитай текст, подкорректируй его. Можешь воспользоваться словарём по ссылкеhttp://synonymonline.ru/ Составьте схематические таблицы синонимов.

На опушке леса показался медведь. Медведь (___________________) подошел к зарослям малины  и  стал есть ягоды. Вдруг медведь (______________) застыл на мгновение. По полянке пробежала лиса. Давно он не видел лису (___________________).  Лиса (___________________) помахала хвостом и убежала, а  медведь (________________) медленно пошёл назад, в лес.

 

Таблица синонимов к словам  ЛИСА и МЕДВЕДЬ

медведь

лиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для  иллюстратора

Вырежи все необходимые картинки,  раскрась их. Помоги распределить иллюстрации в пособии, приклей.   

         

             

 

 

 

 

 

Приложение №4

Задание №3

Пособие по русскому языку для жителей планеты Эридана

 

 

бегемот, гиппопотам

 

красный, алый

 

«В мире синонимов»

 

 

 

 

Содержание

1.___________________________________ стр 1

2.___________________________________ стр 2

3.___________________________________ стр 3

4.___________________________________ стр 4

5. Содержание                                                 стр 5

 

Приложение №5

Итоговая викторина

На доске слова, из которых надо выбрать синонимы и составить из ни пары. За каждый верный ответ группа получает цветную фишку. На доске должны остаться слова, из которых составляется фраза: «Учение – путь к умению»

Слова на доске: азбука, учение, алфавит, война, счастье, доктор,  радость, врач, труд, путь, работа, к  умению, битва.

 

Приложение № 6

Рефлексия.

Фамилия, имя ______________________________

 

Оцени, насколько интересной тебе показалась проектная задача

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцени, насколько сложными были для тебя предложенные задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцени свой вклад в сегодняшнюю работу группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцени, насколько слаженно и дружно работала твоя группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Хотел бы ты ещё участвовать в решении проектной задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

×
×