Автор: Биктимирова Залия Ахметовна
ОТСМ – ТРИЗ как приём анализа эпизода художественного произведения.
Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной технологии ОТСМ – ТРИЗ как приём, позволяющий проанализировать изучаемую систему в развитии и одновременно увидеть ее во взаимосвязях. Он дает возможность посмотреть, из чего состоит система (изучить подсистемы), частью чего является (изучить надсистему), узнать, какими были связи в системе в исторической ретроспективе и спрогнозировать, как она будет развиваться.
Используя данный инструмент на уроках литературы, несколько изменила его: добавила горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения». В 5 – 8 классах, конечно, учимся, заполняем СО, комментируя каждую его часть. А горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения» подробно анализируем, проговариваем и только потом записываем.
В 9 – 11 классах обучающиеся работают самостоятельно.
Приём «Системный оператор» — это отличный способ вспомнить:
— сюжет произволения
— кульминацию произволения
— поступки персонажей и их мотивация;
— предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
— связь персонажа с общественным окружением;
— отношение к герою произведения других персонажей;
— Тему и идею произведения. Его проблематику.
Саму систему можно представить разными способами:
Ø — иллюстрация
Ø отрывок из произведения и др.