ОТСМ-ТРИЗ как приём анализа эпизода художественного произведения

Автор: Биктимирова Залия Ахметовна

ОТСМ – ТРИЗ как приём анализа эпизода художественного произведения.

      Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной технологии ОТСМ – ТРИЗ как приём, позволяющий проанализировать изучаемую систему в развитии и одновременно увидеть ее во взаимосвязях. Он дает возможность посмотреть, из чего состоит система (изучить подсистемы), частью чего является (изучить надсистему), узнать, какими были связи в системе в исторической ретроспективе и спрогнозировать, как она будет развиваться.

    Используя данный инструмент на уроках литературы, несколько изменила его: добавила горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения».  В 5 – 8 классах, конечно, учимся, заполняем СО, комментируя каждую его часть. А горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения» подробно анализируем, проговариваем и только потом записываем.

 

    В 9 – 11 классах обучающиеся работают самостоятельно.

 Приём «Системный оператор» — это отличный способ вспомнить:

— сюжет произволения

кульминацию произволения

— поступки персонажей и их мотивация;

— предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

— связь персонажа с общественным окружением;

— отношение к герою произведения других персонажей;

— Тему и идею произведения. Его проблематику.

   Саму систему можно представить разными способами:

Øиллюстрация

Ø отрывок из произведения и др.

 

×
×