Автор: Добейко Лариса Александровна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №6 станицы Калининской.
Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»
Подготовила воспитатель в.к. : Добейко Л.А.
При составлении конспекта занятия педагог должен знать и уметь правильно подготовить, написать и оформить конспект занятия .
Требования к составлению конспекта занятия по речевой деятельности.
Воспитателю должны быть ясны:
1.Речевые результаты.
2.Задачи
3. конкретная деятельность детей.
Воспитатель определяет индивидуальные результаты и задачи обучения, дифференцирует задания, продумывает очередность вызова детей, подбирает методы и приемы.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ЗАНЯТИЙ:
1.Формирование словаря (обогащение , уточнение , активизация словаря)
2. Формирование грамматического строя речи (словообразование)
3.Воспитание звуковой культуры речи(правильное звукопроизношение)
4.Обучение связной речи (беседы, все виды рассказывания).
5.Формирование способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте)
6.Ознакомление с художественной литературой.
Планирование содержания ОД:
1. по времени
2. по содержанию:
а) соблюдение комплексно-тематического принципа
б) принцип мотивированности детей:
— внешние стимулы ( новизна, красота, необычность объекта, его тайна, сюрприз).
— мотив помощи
— познавательный мотив ( почему так?)
— ситуация выбора
— утилитарный мотив ( мне это нужно)
— смена видов деятельности (послушайте, посмотрите, потрогайте, изобразите)
— принцип активности каждого ребенка
— принцип развивающего обучения ( слабым не должно быть трудно, сильным- скучно)
в) использование средств художественной литературы
г) в плане-конспекте 3\4 времени ОД должна составлять речевая деятельность по различным направлениям
д) рефлексия.( старший дошкольный возраст — вопросы носят проблемный характер )
е) при планировании ОД необходимо постоянно задавать вопросы: Зачем я использую тот или иной прием? Чего я хочу добиться от воспитанников? Возможно ли это?
Приемы мотивации:
Сюрпризный момент.
Создание проблемной ситуации:
Образцы игровых мотиваций.
Младший и средний возраст:
1.Куклы, персонажи сказок и т.п. спорят( кто наряднее, кто лучше что-то делает и т.д.)
2. Помощь кому-либо (кошке –котят , зайчихе — зайчат ит.д. ), дать объявление.
3. Персонаж себя не видит — зеркало разбилось (описание внешнего вида)
Старший возраст:
1.Путешествие
2. Помощь другу, персонажу
3. Примерка на себя чьей-то роли (экскурсовод, дизайнер и т.д.)
Требования к содержанию конспекта НОД
1. Задачи формулируются неопределенных форм глаголов ( что делать? что сделать?)
2. Задачи как и результаты деятельности должны перекликаться и быть конкретизированы.
3. Деятельность воспитателя прописывается схематично (если речевой материал знаком)
4. Деятельность воспитанников прописывается подробно в форме алгоритма:
А) Где находятся дети в тот или иной момент времени?
( стоят возле воспитателя, сидят на стульях и т.п.)
Б) Как дети взаимодействуют между собой?(работают в паре, в группе, индивидуально)
В) Как и каким образом дети представляют свою деятельность?(при получении мяча ребенок отвечает, проговаривает и тд)
5.Конспект оформляется в виде таблицы.
6.В строке «Мотивационно — организационный этап» задачи и соответственно результаты не пишем.
7.Результат образовательного процесса должен быть предельно конкретизирован.(использует выразительные средства языка( какие? -указать ),лексически правильно называет предметы( какие?- перечислить), активизирует слова(какие?- перечислить- слов должно быть не менее 5)
8.Сначала прописываем результаты, а потом из результатов -задачи.
9.Результаты формулируются с помощью глаголов III лица ед. и мн. Числа (что делает? что делают?)
10.Результаты определяем до осуществления деятельности , а не во время ее.
11.Если физминутка используется как смена деятельности — то задачи и результаты не пишутся.