Автор: Риттер Ольга Александровна
Роль применения ТРИЗ — технологии в организации автодидактичной среды в ДОУ
Риттер О.А., воспитатель
МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска»
В Федеральном государственном образовательном стандарте заложены важные принципы дошкольного образования, такие как поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, что и определяет ориентиры в развитии системы дошкольного образования. Иными словами, на первый план в организации дошкольного образования выходит деятельностный подход, идея которого заключается в необходимости создания условий для проявления, развития активности, инициативы детей в разных видах деятельности. И условия эти могут быть реализованы при построении автодидактичной среды в ДОУ.
Автодидактичная среда – это развивающая предметно-пространственная среда группы, ориентированная на личность ребенка, поддержку его инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, построенная по принципам саморазвития, самообучения и самообразования ребенка.
Применение ТРИЗ технологии в организации автодидактичной среды является эффективным средством развития детской самостоятельности и активности ребенка при условии поддержки, сопровождения этой деятельности взрослыми.
Методы ТРИЗ технологии, основанные на использовании алгоритмов, схем, моделей, последовательностей действий, знаковых и символьных значений играют важную роль в создании автодидактичной среды. А, следовательно, использование дидактических игр и пособий с элементами ТРИЗ технологии, пособий, направленных на саморазвитие детей, значительно увеличивают образовательный потенциал развивающей среды группы и детского сада в целом.
Применяя ТРИЗ технологию в организации предметно-пространственной среды, мы способствует формированию стимула у воспитанников для внутреннего, самостоятельного развития, то есть с помощью данного материала мы формируем у детей мотивацию, а как следствие и инициативу для дальнейшего самообучения, так как оно играет важную роль в формировании навыков, позволяющих самостоятельно добывать информацию, структурировать, представлять в удобном для себя форме и использовать ее в практической деятельности.
В ТРИЗ — технологии много методов, приемов и игр, которые могут служить средством создания автодидактичной среды. Приведем примеры некоторых из них:
1. Карточки-схемы опытов и экспериментов. Последовательность действий на таких карточках может быть отражена с помощью фотографий реальных материалов и оборудования центра, а могут быть нарисованы детьми.
2. Карточки-фиксации результатов опытов. На таких карточках ход эксперимента фиксируется с помощью рисунков и записи комментариев детей, так же в них может указываться дата проведении эксперимента и имя ребенка.
3. Символьные обозначения шкафов и ящиков с разного рода играми и пособиями. Используя данные символы, дети легче будут ориентироваться в группе и быстрее находить себе игру по настроению, интересам.
4. Условные обозначения контейнеров и папок с разными заданиями по математике, пазлы, мозаика, настольно-печатные игры и др. Рядом с контейнером или внутри можно размещать карточки, на которых изображена условная система обозначения задания.
5. Визуализация построек из конструктора. Карточки-схемы с различными видами построек и разными заданиями, надписями и рисунками, обозначающими разный конструктор.
6. Алгоритмы лепки, аппликации и рисования. Размещая данные алгоритмы в уголке рисования, педагог не только стимулирует детей к творческой деятельности, но и дает правильные шаблоны изобразительной деятельности. Так же можно сделать символьные обозначения цвета, размера, влажности и других свойств на стаканчиках с карандашами или кисточками и тем самым способствовать развитию познавательной активности у детей.
7. Схемы рассказывания, мнемосхемы, пиктограммы для заучивания стихов и другие средства ТРИЗ технологии, не только способствуют речевому развитию детей, но и сподвигают детей на самостоятельное словотворчество.
8. Предметные, предметно-схематические и графические модели. Заламинировав карточки с моделями и сделав их практичными для многоразового использования в самостоятельной деятельности детей, педагог обеспечивает тем самым успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
9. Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм. Данные алгоритмы действий нужны не только малышам, которые еще не знают, как выполнять ту или иную роль в игре, но и детям старшего дошкольного возраста. Размещая схемы приготовления супа или алгоритм заправки бензином машины, педагог не только помогает детям приобрести новые знания, но и развивает память, внимание, мышление и речь ребенка.
10. Карточки-схемы с физкультурными упражнениями, движениями зарядки, действиями со спортивным инвентарем. Данные карточки служат средством развития интереса детей к занятиям физической культурой и оптимизации их двигательной активности.
Приведя лишь несколько примеров применения ТРИЗ — технологии в организации автодидактичной среды, мы можем сделать вывод о ее неоспоримой роли в эффективности создания богатой стимулами образовательной среды, способствующей формированию творчески активной личности ребенка, способной делать выбор, ставить и реализовывать свои собственные цели, анализировать свою деятельность.
Список литературы:
1. Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г.С.Альтшуллер, И.М. Верткин — Минск: «Беларусь», 1994.
2. Григоренко Е.В., Крапивец Е.А., Шаляпина О.О. Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы. [Текст] \ Е.В. Григоренко, Е.А. Крапивец, О.О. Шаляпина — Томск, 2013.
3. «Говорящая среда» Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. [Текст] \ Журнал для воспитателей и педагогов ДОУ «Воспитатель детского сада», 2023.