Автор: Богданова Валентина Ивановна
Богданова В. И.
Использование технологии проектного обучения в начальной школе.
Ребёнок от природы не имеет душевной лености, но любит самостоятельную деятельность, хочет всё делать сам.
/К. Ушинский/
Одной из инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников является технология проектного обучения или педагогическое проектирование.
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательных процессов, умения самостоятельно получать знания. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия (XX века) в США. Метод проектов основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни . Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работая над проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников.
Главный принцип метода проектов – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Выделяют следующие требования к учебному проекту:
1. Наличие социально значимой для ребёнка проблемы.
2. Планирования действий по разрешению проблемы.
3. Исследовательская работа учащихся.
4. Результатом работы над проектом, является продукт.
5. Представление продукта общественности.
Проект – это «пять П»:проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Выделяют :
1. Практико – ориентированный проект. (нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика).
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект. (напоминает подлинно научное исследование).
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3. Информационный проект ( направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении)
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4. Творческий проект
Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5 Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Этапы проекта
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
В проектной деятельности детей формируются важнейшие универсальные учебные действия:
1. Рефлексивные действия: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему научиться для решения поставленной задачи?»
2. Поисковые (исследовательские) действия: самостоятельно находить недостающую информацию у эксперта; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3. Оценочные действия.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнёрского общения.
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
6. Коммуникативные действия: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы. Метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Список литературы :
1.Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007
4. Василовская Анна Ильинична. Метод проектов на уроках в начальной школе. Учитель начальных классов http: //festival.1september.ru/
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нач шк – 2000. – №7.