Инновационная деятельность в дополнительном образовании

Автор: Блинова Елена Геннадьевна

Инновационная деятельность

 в дополнительном образовании

 

В нашем современном обществе инновационные процессы постоянно модернизируются, выполняются проектные действия, научное обоснование которых находится в сфере педагогической инноватики — науки, изучающей природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Новшества в дополнительном образовании представляют собой творческую проработку новых идей, технологий. Педагогическое новшество – идея, метод, средство, технология, а вот процесс внедрения и освоения этого новшества – это нововведение или инновация.

В целом под инновационным процессом понимается деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Составляющие инновационного процесса: создание, освоение и применение.

Иногда инновации это что-то новое, это забытое старое (ретровведение), но более оригинальное или с изобретательскими мелочами. А иногда это может быть абсолютная новизна либо условная. У инноваций может быть разный потенциал, масштаб, влияние на учебно-воспитательный процесс по содержанию образования, форм и методов.

Необходимость инновационной деятельности назревает если возникла потребность жителей микрорайона, а также достижения современной науки, педагогический опыт, творческий поиск, материалы по итогам работы за год, печатные издания и многое другое.

Заказчиками инноваций являются родители, социум, учреждение, государство, дети. Причины могут быть самые разнообразные: активный поиск проблем, повышение качества услуг, улучшение деятельности коллектива, достижение более лучших результатов, реализация знаний, конкуренция между учреждениями, обобщение опыта, спрос на услуги. Именно конкурентоспособность учреждения определяет направление роста педагогов, их творческий поиск, личностный рост учащихся.

Для получения положительных результатов в организации инновационной деятельности не следует спешить и форсировать события. Здесь нужна последовательность действий и постепенность в решении задач. Прежде чем ввести нововведение можно провести анкетирование в коллективе «Как относитесь к предлагаемому нововведению?». Каждый педагог должен чувствовать ответственность за общий результат, желание решить проблему.

Если педагогический коллектив хорошо информирован о нововведении, имеет «обратную связь» с руководством учреждения, тогда будет положительный результат, успешность и действенность: совместно выделенные идеи, приоритеты, будут разработаны долгосрочные цели.

Чаще всего мы в своем учреждении используем следующие инновации: разработки авторских программ, методических разработок, внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, осознанное коллективом необходимость обновления.  Методическая работа с кадрами по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности ведется систематически. У каждого педагога есть личный план развития, который мобилизует его потенциальные способности. Два раза в год на собеседовании педагогов проводится анализ успехов и достижений в работе, что дает каждому педагогическому работнику ощущать свою значимость по построению образовательного пространства. Проводимый мониторинг педагогической деятельности за конечный результат, самоконтроль и самооценка помогает педагогу активно включаться в педагогический процесс

В коллективе добрые и открытые отношения, которые помогают снимать напряжение и страх быть не понятым. Всегда приветствуется обсуждение альтернативных взглядов на проблемы и конструктивная проработка конфликтных ситуаций. На открытых дискуссиях по проблеме инновационной деятельности, каждый может высказать свою собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

На педагогических советах, совещаниях, семинарах, методических объединениях сформулированная цель инновационной деятельности доводится до понятия и принятия педагогическими работниками. Ежегодное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, семинарах помогают им быть в постоянном поиске, совершенствовать программы обучения, использовать инновационные формы и методы работы, которые отвечают реалиям сегодняшнего дня. Для эффективности проводятся беседы с каждым педагогом, разъясняются преимущества, которые дает инновация конкретному педагогу, организовываются «круглые столы», проводится обмен опыт педагогического мастерства, рассматривается позитивный опыт других учреждений.

При инновационной деятельности желательно создавать рабочие группы. Такие группы мы создаем при разработки программы развития учреждения, воспитательных и образовательных программ и др., определяем концептуальные подходы, философско-методическое обоснование отбора содержания и форм образовательной деятельности, выявляем проблемы и перспективы развития. Проблемная творческая группа занимается проектированием, внедрением, отслеживанием, осмыслением и коррекцией. В дальнейшем проводим периодическую оценку, проверяем эффективность полученных результатов, оформляем в форме отчетов, тестирования, анализов, анкетирования с целью способности педагогов к развитию, выявляем факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов.

Проводимая инновационная деятельность дает свои результаты. Созданная ситуация успеха в учреждении помогает развивать деловые качества педагога, поддерживает инноваторов, ведет к появлению положительного мотива к совершенствованию как себя, так и своего дела.

Цель учреждений дополнительного образования – внесение вклада в обновление образования, усиление вариативной составляющей общего образования, помощь в профессиональном самоопределении. Все это позволяет максимально использовать творческий потенциал коллектива через инновационную деятельность, создает основу конкурентоспособности учреждения, определяет направление профессионального роста педагогов, их творческих поисков, способствует личностному росту учащихся.

×
×