Автор: Козаченко Нина Степановна
Давным-давно это было. Недалеко от Москвы, стояла деревушка Гжель. Свое название «гжель» фарфор получил от деревни Гжель, которая находится в Раменском районе Московской области в 60 км от Москвы. Здесь издавна занимались гончарным промыслом. Более 30 деревень жили тем, что делали разнообразную посуду и сами продавали ее на рынках Москвы и других крупных городах России.
Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер увидел на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали они думать как украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Чем же характерна роспись Гжель?
Главный секрет cтиля «Гжель» — мазки. Мазок – родовая примета гжель. Каждый художник обладает своим уникальным почерком, по которому можно определить, кто расписывал изделие.
Основной приём – правильное соотношение синего и белого. Азбуку мазков дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики – завитки, прожилки на листиках, штриховку.
А теперь представьте, что вы жители города Гжель, каждый из вас знаменитый гжельский мастер, работающий в своей мастерской. Вам дорогие мастера необходимо оформить тарелку создать свой узор, проявив фантазию, воображение.
Гжельский фарфор, украшенный нарядной, синей росписью, приобрел прочную популярность как у нас в стране, так и за рубежом. Ценность его в том, что он неповторим, уникален и очень красив! Изделия Гжели украшают цветы, листья или целые букеты и гирлянды цветов.
Гжельский орнамент — бусины-ягоды легкие светло-голубые усики, тонущие в фарфоровой белизне, словно брызги, это — декоративные цветы. Цветочные композиции симметричны и спокойны. От крупного цветка расходятся в стороны тонкие стебли с бутонами. Пышные травки, легкая спираль усиков. Пышные гвоздики, лилии, розы, простые полевые цветы. Гжельский орнамент превращается в сказочно-декоративные узоры, лишь отдаленно напоминающие реальные растения.
Основной приём – правильное соотношение синего и белого. Азбуку мазков дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики – завитки, прожилки на листиках, штриховку.
Каким цветом написано все это великолепие?
Одним единственным цветом – синим, который положен на белую поверхность. Мазки разной интенсивности создают сочный, яркий, очень выразительный рисунок.
гжельские мастера, кроме мазка, используют тонкий графический рисунок. Этот рисунок состоит из точек и коротких прерывистых, длинных и волнистых линий, ими выполняют край изделия, бордюры.
Еще один традиционный элемент гжельской росписи – «капелька». Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов.
Но основной рисунок выполняется мазковой росписью в виде бутона или цветка и расположен всегда в середине изделия.
Самый излюбленный узор -гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей. Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Гжельские мастера- большие фантазеры. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные, веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Современная Гжель – яркая, поэтическая страница в истории русского фарфора.