Автор: Галина Григорьевна Дронова
Педагогика поддержки:
взаимодействие колледжа, семьи и социума по профилактике девиантного поведения
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
Проблема поведения обучающихся всегда волновала преподавателей и родителей. Современные студенты стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности обучающихся. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы поведения подрастающего поколения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.
Слайд 2
Цель:
Определить формы взаимодействия колледжа, семьи и социума по профилактике девиантного поведения среди подростков
СлайД З
Задачи:
1. Дать понятие, кто такие девиантные подростки, выявить проблемные зоны.
2. Обсудить доступные и эффективные методы работы с такими подростками.
З. Составить алгоритм действий при взаимодействии с подростками отклоняющегося поведения.
СлайД 4
Девиантное поведение
Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Слайд 5
Можно различать:
Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные и разрушающие поступки.
СлайД 6
Положительная девиация
Не наносит вред обществу
Необычный дар или талант.
Величайшие умственные способности.
Самоотверженный героизм.
СлайД 7
Выделяют три формы девиантного поведения:
1. Антисоциальное поведение.
2. Асоциальное поведение.
З. Аутодеструктивное поведение.
СлайД 8
Антисоциальное поведение
Поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными.
Воровство.
Мелкое хулиганство.
Вандализм.
Порча чужого имущества.
Торговля наркотиками.
СлайД 9
Асоциальное поведение
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Побеги из дому.
Систематические пропуски занятий в колледже.
Агрессивное поведение.
Ложь.
Вымогательство.
Настенные надписи и рисунки непристойного характера.
Ненормативная лексика.
СлайД 10
Аутодеструктивное поведение
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности
Курение.
Токсикомания.
Наркомания.
Вскрытие вен.
Алкоголизм.
Суицид.
СлайД 11
Факторы риска
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей
СлайД 12
Семья
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
СлайД 13
Конституционная предрасположенность
Поражение нервной системы при родах.
Проблемы с психическим и физическим здоровьем разного рода психопатии.
Физические дефекты.
Наследственность — рождение от наркомана или алкоголика.
СлайД 14
Взаимоотношения со сверстниками
Конфликтное отвержение со стороны сверстников.
Вымогательство денег, давление, шантаж.
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения.
Принуждение совершать поступки против воли.
СлайД 15
Что должен знать педагог при работе с подростками девиантного поведения
1. Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений.
2. Факторы риска, формирующие девиантное поведение.
З. Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на несовершенолетнего пагубное влияние.
СлайД 16
Линии нарушений:
• Нарушение обучения.
• Нарушение поведения.
• Нарушение общения.
• Нарушение самосознания.
• Смешанные формы.
СлаЙДы 17-18
Методы воздействия и помощи девиантному подростку:
• При нарушении в обучении — оказание преподавателями-предметниками индивидуальной методической помощи, дифференцированный подход в обучении, наблюдения, диагностика.
• При нарушении в поведении индивидуальная работа классного руководителя с обучающимся и его родителями, беседы, практикумы, создание комфортных условий подростку в коллективе, формирование устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе.
• При нарушении в общении — проведение классных часов и бесед.
При нарушении в самосознании создание ситуации успеха, формирование навыков ответственного поведения, трудовых навыков.
• В работе с такими подростками желательно взаимодействие с другими структурами социума участковым, инспектором по делам
несовершеннолетних и т.д.
Слайды 19-20
Алгоритм действий
Изучение группы (выявить обучающихся с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения подростка).
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты.
Анализ полученных данных.
Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «Справочнике классного руководителя».
Определение основных направлений работы с подростками, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении).
Планирование индивидуальной и групповой работы с обучающимися, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.
Реализация плана работы.
Применение в работе с подростками основных приемов психологопедагогического воздействия.
Анализ динамики развития.
Корректировка программы развития.
Спасибо за внимание!