Автор: Сергей Владимирович Лапшин
История как дисциплина обладает уникальной особенностью — она изучает прошлое человечества через рассказы, документы и артефакты. Для того чтобы сделать исторические события, культуры и персоналии более живыми и запоминающимися для учеников, важно использовать различные наглядные материалы, включая иллюстрации. Иллюстрации на уроках истории могут быть разнообразными: от карт и графиков до фотографий, живописных произведений и схем.
Используя иллюстративный материал, преподавание строится на конкретных образах тех или иных понятий, фактов, явлений, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Это фундаментальный принцип.
Работа с наглядностью – это работа с готовым образом. Использование средств наглядности на уроках истории развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В учебных материалах и учебниках иллюстративный материал:
— улучшает восприятия информации;
-помогает визуализировать сложные и абстрактные понятия, делая их понятными и доступными;
-помогает лучше представить смысл текста и усваивать информацию более эффективно;
— помогает запомнить информацию лучше благодаря визуальной ассоциации.
Комбинация текста и графики увеличивает вероятность запоминания, поскольку информация представлена в нескольких формах;
— облегчает представления результатов исследований и статистических данных.
Иллюстративный материал и приемы работы с ним должны соответствовать тематике текста, возрасту студента.
Некоторые формы использования иллюстраций на уроках истории:
1. Карты и временные линии помогают обучающимся лучше ориентироваться в пространственных и временных рамках исторических событий.
2. Фотографии, живописные произведения и другие визуальные источники предоставляют возможность «увидеть» исторические эпохи глазами современников, что способствует формированию эмпатии и глубокого понимания исторических процессов.
3. Почтовые марки и почтовые блоки, посвящённые юбилеям определённых исторических событий или юбилейным датам биографий исторических личностей.
4. Плакаты – это обращение к зрителю в краткой оптически запоминающейся форме. Плакат состоит из двух частей – изображение и подпись. Используется 2-3 цвета. Главное назначение плаката: не передача информации, а влияние на людей.
Использование на уроках истории плакатов:
-позволяет раскрыть дух времени, рассказывает о свободном времени, об особенностях потребления, стандартах вкуса;
-демонстрируют особенности искусства и художественного вкуса населения, уровня жизни;
-могут призывать к чему-либо, дают информацию о политической жизни, о благотворительности, о настроении;
-передают политическое содержание, позволяют понять идеологию, цели партии, их лидеров;
— в процессе работы с плакатом студенты переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей.
Например, на уроках «Индустриализация и коллективизация» можно использовать плакаты «Иди, товарищ, к нам в колхоз!», «На штурм четвертой пятилетки».
Задания к плакатам.
1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.
2. Какой аудитории он предназначен?
3. Кто представлен и с какой целью?
4. Какая другая символика использована на плакате?
5. Работа с терминологией. Отображение терминов в образе.
6. Определить проблему, темы урока. Выдвижение гипотезы.
При использовании иллюстраций на уроках истории важно следовать нескольким методическим рекомендациям:
· Выбор материала. Иллюстрации должны быть актуальными для изучаемой темы, исторически достоверными и разнообразными по формату и содержанию.
· Контекстуализация. Важно не только показать изображение, но и объяснить его значение, происхождение, а также связь с изучаемым материалом.
· Активное взаимодействие. Обучающиеся должны не просто воспринимать иллюстрации как фоновый материал, но активно работать с ними. Это может включать задания на анализ, сравнение иллюстраций, поиск ошибок или анахронизмов, создание собственных проектов на основе визуальных материалов.
· Технологическая интеграция. Современные технологии предлагают широкие возможности для использования иллюстраций на уроках истории. Цифровые архивы, онлайн-выставки, интерактивные карты и временные линии могут обогатить урок и сделать его более увлекательным.