Автор: Наталия Павловна Шарова
Наставничество- универсальная технология.
Наставничество становится перспективной технологией для достижения целей, которые национальный проект «Образование» ставит перед образовательными организациями: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.
Наставничество – универсальная технология, решающая целый спектр задач практически любого обучающегося:
● подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;
● одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
● студента профессиональной образовательной организации, который не видит карьерной перспективы и возможности трудоустройства в своем регионе;
● ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.
Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
· проблемы молодого специалиста в новом коллективе,
· проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Организация наставничества способствует решению следующих задач: раскрытие потенциала каждого наставляемого;
преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;
повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках
создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации); формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах; создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;
плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов. Таким образом, скорость и продуктивность усвоения нового делают наставничество перспективной технологией, способной ответить на вызовы современного мира, затрагивающие образовательную, социальную, психологическую и экономическую сферы.
Задачи наставнической деятельности
1.Трансляцияценностно-смысловыхустановокдеятельности,вкоторуюсовместнововлеченыобучающийсяинаставник.
2.Выявлениеиактуализацияусопровождаемого«сильной»(внутренней,устойчивой)мотивациикдеятельности.
3.Педагогическаяподдержкасопровождаемоговпроцессеегообучениядеятельности(преждевсегополучения,закрепленияновыхзнаний,уменийикомпетенций).
4.Созданиеусловийосвоениядеятельности,сочетающихпсихологическийкомфорти«развивающийдискомфорт»,безопасностьдляжизнииздоровья—иопределеннуюстепеньриска,необходимуюдляформированиясамостоятельностииответственностисопровождаемого
Методы наставнической деятельности
–личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования исаморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями идемонстрирующий определенные образцы деятельности);
–информирование(втомчислевформеинструктирования);
–консультирование.
Личностные качества икомпетенции наставников
–устойчивая внутренняя мотивация кнаставнической деятельности, оказанию помощи иподдержки другим людям;
–содержательный интерес кдеятельности, которую осваивает обучающийся;
–открытость, общительность, коммуникабельность;
–лидерские качества;
–настойчивость, нацеленность нарезультат;
–терпение итолерантность;
–соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры;
–склонность кпостоянному саморазвитию.
Основные модели наставничества
1.Традиционное наставничество
2.Партнерское наставничество: «равный –равному»
3.Групповое наставничество
4.Флэшнаставничество
5.Скоростное наставничество наставничества
6.Реверсивное наставничество
7.Виртуальное наставничество
Хороший наставник обладает : ● гибкостью мышления – быстро оценивает ситуацию и принимает необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на другой; ● критичностью мышления – не считает верной первую пришедшую в голову мысль, подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает необходимые решения, только взвесив все «за» и «против»; ● коммуникативными способностями – говорит простым, понятным для подростка языком о сложных вещах, открыт и искренен при общении, умеет слушать и слышать собеседника; ● толерантностью – терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных и даже неприемлемым для наставника; ● эмпатией – эмоционально отзывчив на переживание других, способен к сочувствию. Но чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически воспитанными подростками, которые могут манипулировать этим для реализации собственных целей, противоречащих изначально обговоренным; ● рефлексивностью – способен к осмыслению собственной деятельности; ● эмоциональной устойчивостью – способен сохранять функциональную активность в условиях воздействия стресса как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.