Автор: Рыжкова Екатерина Васильевна
Аннотация: в статье рассматривается формирование читательских умений у обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения на базе школы МАОУ Волковская СОШ, с помощью комплекса заданий для уроков литературного чтения, которые позволяют повысить уровень функциональной грамотности.
Ключевые слова: Функциональная грамотность, читательские умения младших школьников, психофизические особенности.
Современная школа ставит перед собой важную задачу — формирование функционально грамотных людей. Для достижения этой цели используется подход, основанный на дидактической и методической традиции. Один из основных принципов этого подхода предложил К.Д. Ушинский. Его утверждение — важно научить детей самостоятельно общаться с книгой. При чтении художественных произведений он выдвигал два требования: дети должны понять произведение и почувствовать его. [6]
В начальных классах акцент делается на развитие функциональной грамотности, где учеников интенсивно учат разным видам речевой деятельности, включая чтение, письмо, говорение и слушание. Современное понимание грамотного читателя подразумевает, что у него сформировалась привычка к чтению, а также душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Такой человек владеет как техникой чтения, так и умением понимать прочитанное, он знаком с различными книгами и способен самостоятельно выбирать достойные чтения произведения. [2]
Все больше времени дети проводят за компьютером, что сказывается на их способности читать. Особенно это заметно в начальных классах, в которых недостаточно развиты навыки чтения, что создает трудности в работе с вербальной информацией. Результатом, у обучающихся является — исчезновение интереса к чтению. В решении этой проблемы важное место занимает общеобразовательная школа, которая должна сформировать ценностную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также развить самостоятельность и ответственность обучающихся к повышению читательских умений. [3]
При организации образовательного процесса по формированию навыков чтения у учащихся младших классов, особое внимание следует уделить структуре и ходу урока. Каждый урок должен быть тщательно спланирован с учетом психофизических особенностей младших школьников, чтобы пробудить их интерес к чтению и активизировать учебную деятельность. Для достижения этих целей рекомендуется использовать разнообразные виды деятельности, включая игровые формы (викторины, квизы), а также стимулировать художественную и изобразительную активность обучающихся. [1]
Рассмотрим задания первого блока.
Задание 1. На этапе формулирования целей на уроке ученикам младшей школы предоставляется возможность самостоятельно определить содержание своей деятельности. Для этого учитель записывает на доске предложения, требующие продолжения. Такой подход позволяет развивать творческое мышление и самостоятельность учеников, а также стимулирует их к активному участию в уроке.
— Цель нашего урока – развивать читательские умения, а значит…
— Тексты будем мы…;
— Информацию из текста…;
— Точку зрения…;
— На вопросы…;
— И, конечно, без сомнения, речь при этом…!
Слова для справок: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.
На завершающем этапе урока педагог снова обращается к сложным предложениям, совместно с младшими школьниками анализируя, удалось ли им успешно решить поставленные задачи. Этот момент является неотъемлемой частью процесса оценки учебных достижений учеников и позволяет учителю получить полноценное представление о степени усвоения материала.
Важно отметить, что сложные предложения представляют собой интеллектуальный вызов для учеников, требующий от них не только знания и понимания учебного материала, но и умения применять полученные знания на практике. Поэтому, при анализе таких предложений, учитель акцентирует внимание на процессе решения задачи и на том, как ученик применил свои знания и навыки. [1]
Задание 2. На этапе актуализации знаний педагог обращается к читательскому опыту обучающихся, их читательскому кругозору.
— На доске записаны ФИО авторов сегодняшних произведений (Л.Н. Толстой, И.А. Крылов). Давайте вспомним, какие произведения данных авторов нам известны?
Задание 3. Для того чтобы научиться улавливать логику развития сюжета в художественном произведении, предлагается применить следующее упражнение: после прочтения произведения составить план пересказа и дать заголовки для каждой части текста. Такая практика поможет развить аналитическое мышление и улучшить навыки восприятия и интерпретации литературы.
Задание 4. Исследование в группах (вариация задания 3).
Учитель делит детей на группы, каждой из них предоставляются только отдельные кусочки произведения. С целью восстановления текста, необходимо собрать все кусочки в правильном порядке. Группам нужно определить героев анализируемой части текста, выявить связи между ними и установить последовательность событий. Также требуется придумать заглавие для той части текста, которую они изучают. Каждой группе предлагается рабочий лист, на котором указаны основные этапы работы в соответствии с разработанным планом:
1. Прочитать свою часть текста.
2. Выписать действующих лиц на рабочий лист, установить связь между ними и определить последовательность событий. Отразить последовательность и связь между героями на схеме.
3. Озаглавить часть произведения.
Задание 5. Для развития навыка восприятия и интерпретации образа-персонажа мы включили в содержание урока литературного чтения такое задание: анализ взаимодействия героев произведения с помощью стрелочек. Ученикам надо внимательно проследить, как персонажи взаимодействуют друг с другом на страницах произведения и указать направление их взаимодействия стрелочками. Это позволит ученикам понять динамику отношений между героями, их влияние друг на друга и развитие сюжета.[4]
Задание 6. Для развития навыка дифференциации позиций автора, рассказчика-повествователя и действующих лиц в произведении, в содержание урока литературного чтения мы внедряем ряд вопросов. Это позволит учащимся более глубоко погрузиться в текст, анализировать его и осознанно интерпретировать разные точки зрения. [4] Вопросы могут быть такие:
1. Какие слова и выражения указывают на позицию автора в произведении?
2. Какие приемы использованы рассказчиком-повествователем для передачи своих мыслей и эмоций?
3. Какие действия и реплики героев произведения отражают их взгляды и мотивации?
4. Какие моменты в тексте вызывают сомнения в надежности рассказчика и требуют дальнейшего анализа?
5. Какие аргументы подтверждают позицию автора, а какие ее оспаривают?
Задание 7. Опишите в двух предложениях, в чем заключается идея басни, принимаете ли вы авторскую позицию, одобряете или осуждаете героев произведения.
Задание 8. Литературная игра «Вспомните, кто из сказочных героев говорил эти слова».
1. «По щучьему велению, по моему хотению…» (Емеля)
2. «Сивка-бурка, вещий каурка!
3. «Стань передо мной, как лист перед травой!» (Иван-дурак)
4. «Сим-сим, открой дверь!» (Али-Баба)
5. «Лети, лети, лепесток через запад на восток!» (Женя)
6. «Я самый большой в мире человек!» (Карлсон)
Задание 9. Литературная игра «Удивительные превращения».
Задание. Вспомните, в кого превращались герои сказок?
1. Князь Гвидон (В комара, муху, шмеля)
2. Великан-людоед из сказки «Кот в сапогах» (Во льва, мышь)
3. Красивый мальчик Якоб (В карлика)
4. Одиннадцать братьев-принцев (В диких лебедей)
5. Коротышка Листик (В ослика)
Задание 10. Тест (на примере рассказа «Суд Соломона»). Направлено на формирование навыка работы с информацией, представленной в краткой форме, работы в установленных условиях при решение учебной задачи по литературе.
Прочитай библейскую легенду в пересказе В. Смирновой. Выберите верное утверждение.
1. События легенды происходят в:
а) наше время;
б) очень-очень давно;
в) в недавнем прошлом.
2. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?
а) предсказание будущего;
б) выбор жизненного пути;
в) знание прошлого.
3. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?
а) молодому царю;
б) мудрому властителю;
в) прославленному воину.
4. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?
а) обладающий большим жизненным опытом;
б) одарённый большим умом;
в) с разумным сердцем.
5. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.
а) прожить долгую-долгую жизнь;
б) покорить себе все народы;
в) приобрести много золота и сделаться первым богачом;
г) прославиться на земле военными подвигами.
6. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?
а) восхититься его справедливостью;
б) подивиться его великим умом;
в) рассудить их споры и тяжбы.
7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?
а) быть справедливым судьёй;
б) быть могущественным властелином;
в) прославиться на весь мир.
8. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребенка надвое?
а) поделить ребёнка поровну;
б) определить мать ребёнка;
в) наказать женщин.
Второй блок заданий направлен на формирование перечисленных ранее читательских умений. Примеры заданий второго блока мы представили в виде таблиц (табл. 8).
Таблица 8 – Примеры заданий второго блока
|
Произведение |
Задания к произведению |
Развивать умение видеть авторскую позицию. |
«Растрепанный воробей» К. Паустовский |
1.Как ты думаешь, каково отношение автора к девочке Маше? Почему ты так считаешь? 2. Почему автор назвал свое произведение именно так? 3. Для чего автор описывает сцену, где мама Маши плачет? |
Развивать умение воссоздавать в воображении художественные картины. |
Стихотворение И. Сурикова «Зима» |
1. Определи, какие картины ты представляешь при чтении стихотворения? 2. Найди слова, которые помогают представить увиденные картины. |
Развивать умения находить средств художественной выразительности в прозаических текстах. |
«Слон» А. Куприн |
1. Найди в первом абзаце текста слова, которые описывают врачей. 2. Какие слова во второй части произведения помогают нарисовать образ больной девочки? Перечисли их. 3. Найди в 5 части текста описание слона. Как он идет к больной девочке в гости? Что с ним случается по дороге. |
На основании результатов диагностики был разработан и описан комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения. Представленные задания разнообразны по типу и содержанию, демонстрируют интегративный подход к формированию читательских умений младших школьников, комплекс предлагает включение заданий в структуру урока литературного чтения. [5]
Совершенствование навыка чтения является важной задачей образовательной программы. Начиная с уроков грамоты, ученик учится распознавать буквы и соединять их в слоги. Однако, по мере развития, он должен приобретать способность читать целыми словами. Это является ключевым шагом в овладении чтением, поскольку позволяет ученику более эффективно воспринимать тексты и углублять свое понимание написанного. Однако, на уроках литературы может быть выделено специальное время для улучшения отдельных аспектов навыка чтения. Ведь программа этого предмета содержит требования по уровню чтения, и ученик должен уметь анализировать и понимать тексты на более глубоком уровне.
Список литературы:
1. Андрусякова И.П. Содержание и методы работы по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения / И.П. Андрусякова, И.В. Маслова // Наука через призму времени. – 2021. – № 11 (56). – С. 91-96.
2. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Журнал «Начальная школа». 2004. №3. С. 39 – 44
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с
4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Корецкий и др. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 160 с.
5. Хоменко Е.В. Формирование читательских умений у учащихся начальной школы посредством рабочей тетради по литературному чтению / Е.В. Хоменко // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2019. – Т. 5. – № 2. – С. 155-159.
6. Ушинский К.Д. Cобрание сочинений. Собр. соч.: в 7 томах. М.Л. Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т. 5. 591. с. 41.