«Приемы работы с текстом на уроке русского языка»

Автор: Макоева Жангаша Мухарбиевна

Вступительное слово:

Требования ФГОС формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. Особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста — обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Без целенаправленной и систематической работы невозможна подготовка к итоговой аттестации, в которой проверяются умения понимать текст, анализировать его.

На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3–4 человек, то может предлагаться больший объём материала с учётом уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).

Сегодня мы разберем основные приемы работы с текстом на уроке русского языка. Примером будет служить отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб».

Поскольку анализ текста предполагает работу с разными разделами языкознания, вы разделились на несколько групп. Каждой группе предлагается поработать с определенным разделом. Вам на размышление 5 минут. Потом прошу озвучить ваши предположения.

Выдаю таблицу и сам текст.

А лес все вел и вел их своими сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине.

Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами.

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

— Так вот он, зимний дуб!

                Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Комплексный анализ текста необходимо начать с работы над основными понятиями текста:

Рассмотрим упражнения, которые помогут нам поработать над основными понятиями текста:

А.

·        

Озаглавить текст

·         Определить тип текста                аргументированно докажите

·         Определить стиль

Б.  В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно. Составьте план.

В.  Спишите текст, деля его на абзацы.

Г.  Прием «верные и неверные утверждения».

Д. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы.

Ж. Прочитайте стихотворение А.Фета «Учись у них — у дуба, у березы…». Выберите те строки, которые близки, созвучны замыслу Ю.Нагибина. Подберите эпиграф к сочинению.

Работа с основными понятиями текста тесно связана со стилистическим анализом, когда мы анализируем языковые средства.

1.      Один из приемов художественной выразительности – ряды однородных членов. Докажите, что автор его использует.

2.      Проведите лингвостилистический эксперимент – измените порядок слов в тексте. Покажите преимущества авторского варианта.

3.      Выпишите из текста примеры метафор. Объясните их роль в тексте.

4.      Прочитайте стихотворение А.Фета «Учись у них — у дуба, у березы…». Какие художественные средства сближают два произведения?

Исследование текста на лексическом уровне – важная часть анализа.

1.      Найдите в тексте диалектизм и, пользуясь словарем диалектизмов, установите его лексическое значение.

2.      Единство текста обеспечивают тематические группы слов. Заполните таблицу: слова и словосочетания, указывающие на размер, указывающие на возраст.

3.      Найдите в тексте фразеологизм и, пользуясь словарем фразеологизмов, установите его лексическое значение.

Лучше давать тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию.

Анализ текста с точки зрения орфографии и пунктуации можно провести следующим образом:

1.      Подчеркните основы в третьем предложении, чем оно будет отличаться от четвертого и пятого?

2.      Приведите примеры простых и сложных предложений, предложений с однородными членами.

3.      Проанализируйте знаки в предложениях №…

4.      Прием «верные и неверные утверждения» (используется в ОГЭ -2020 г).

5.      Подберите примеры слов к следующим орфограммам: 1)безударные проверяемые 2) з-с на конце приставки 3)н-нн в прилагательных и т.д.

6.      Объясните написание слов (назвать определенную орфограмму).

Анализ текста с точки зрения морфологии подразумевает внимание к словам определенной части речи в пределах данного текста;  выявление необходимости использования слов той или иной части речи: глаголов в повествовании, так как придают динамичность; прилагательных и причастий  в описании.

1.      Проведите лингвостилистический эксперимент: уберите из текста имена прилагательные. Что изменилось в повествовании? Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.

2.      Создайте кластер  «Виды глагола»/ «Разряды местоимений»/ «Самостоятельные и служебные части речи».

 

 

 

3.      Укажите предложение (-я), в которых есть (укажите часть речи)

На завершающем этапе можно обратиться к синтаксическому анализу текста.

1.      Укажите тип подчинительной связи в словосочетании его ветви/ страж леса и т.д.

2.      Замените словосочетание почтительно расступились, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3.      Укажите простые предложения/осложненные или неосложненные и т.д.

4.      Выполните синтаксический разбор предложения.

5.      Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

6.      Составьте кластер «Виды сложных предложений».

 

                                          РЕФЛЕКСИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

o    сегодня я узнал…

o    было трудно…

o    я понял, что…

o    я научился…

o    я смог…

o    было интересно узнать, что…

o    меня удивило…

o    мне захотелось… и т.д.

 

Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

 

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

 

 

«Светофор».

 

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Скачать статью

×
×