Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через игры математического содержания

Автор: Саяпина Алина Алексеевна

Статья

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через игры математического содержания

На современном этапе развития дошкольного образования главное —  не передача информации, а обогащение опыта ребенка, развитие его творческих и интеллектуальных способностей. В связи с этим, процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

Наш детский сад работает по технологии Валентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду». Данная технология предполагает использование разнообразных методических приемов, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. В своей работе   опираемся на пособия «Математика в детском саду» для разных возрастных групп, «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», учебно-методическое пособие «В мире познания» к программе «Росинка».

Сегодня особенно остро стоит вопрос использования игры как средства для всестороннего развития ребенка, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства. Игра позволяет погрузить ребенка в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира.

Игра как деятельность наиболее успешно решает задачи математического образования, так как в ней всегда присутствуют задачи и правила, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять детей в апробировании математических знаний и практического опыта, развивает эмоционально-волевой компонент личности, умение общаться со сверстниками, получать радость от выполнения задания и стимулирует творчество ребенка.

Игровые атрибуты такие как: «волшебный куб», «Яблоки», «стручки гороха», их разнообразие повышает интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями. Особое место в моей работе занимают цветные счетные палочки Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность и высокая эффективность. Игры и упражнения с палочками легко вписываются в систему математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Данный материал учитывает специфику формирования элементарных математических представлений дошкольников, их возрастные возможности, соответствует уровню развития детского мышления в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Так в процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет с помощью воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Например, выкладывая «семью», ребенок моделирует из палочек и фигуры людей, и предметы обихода, здания, деревья, домашних животных. Помимо развития элементарных математических представлений у детей формируются первоначальные представления о себе и ближайшем социальном окружении: «я в семье», «я и взрослый», «я в детском саду», «я на улице».

Работа с палочками позволяет перевести практические внешние действия во внутренний план. И формировать знаково-символическую деятельность, как необходимое условие обучения в школе. Это происходит, например, в игровых упражнениях «Выложи по цифрам», «Числовая лесенка», в которых дети знакомятся с понятием числа в процессе счета и измерения.

Обязательным условием успешного выполнения данной работы является организация партнерской формы взаимодействия педагога с детьми. Преимущество этой формы заключается в том, что педагогический процесс строится как система взаимодействия, увлекательного общения ребенка со сверстниками и воспитателя с детьми на позициях сотрудничества.  При этом интересы ребенка и педагога учитываются и сочетаются.

Партнерская позиция воспитателя – это принятие педагогом демократического стиля отношений. Партнер – всегда равноправный участник дела и связан с другими взаимным уважением. Взаимодействие педагога с детьми проходит под девизом «Мы все включены в деятельность и связаны обоюдным желанием».

Взаимодействие предполагают различные формы объединения детей в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности – пары, малые группы, всем коллективом. Чтобы объединить детей в пары или малые группы можно использовать различные приемы. Это могут быть фишки разной формы, разноцветные браслеты. Бейджики с условными обозначениями. Дети могут объединяться и самостоятельно, в соответствии со своими симпатиями. Для успешного выполнения работы в нашей группе существуют правила сотрудничества:

Ø Слушай партнера и понимай.

Ø Не молчи, а вместе обсуждай.

Ø Сам делай и партнера выручай. Другому трудно, помогай.

Ø Спрашивай, не робей, и помощь к тебе придет быстрей.

Ø Знаешь больше, не гордись, чем умеешь – поделись. Не молчи, а других научи.

Получив задание, дети договариваются. При этом они проявляют собственную активность, могут спорить, отстаивать свою точку зрения, свободно общаться друг с другом.

Подгрупповая форма объединения детей дает возможность учитывать уровни развития моих воспитанников, их интересы и желания. Для этого я использую дидактический развивающий материал различной сложности.

Работая в паре, мои воспитанники обмениваются информацией, происходит их взаимообучение – все это способствует обогащению у детей опыта познания. При этом важно, чтобы дети были настроены на общение, важен поворот головы ребенка в сторону партнера, взгляд, обращенный на партнера, и умение его слушать и слышать.

Заключительным этапом деятельности является презентация своей работы товарищам.  При этом ребенок нацелен на достижение положительных результатов своей деятельности. Дошкольник приобретает опыт публичного выступления, что придает ему уверенности в себе, своих силах, создает предпосылки в стремлении к новым достижениям. Несмотря на то, что все дети выкладывают сюжеты на одну тему, конечные продукты деятельности получаются различные.

Данная игровая технология позволяет сформировать у дошкольника любознательность как основу познавательной активности будущего ученика, развивать интеллектуальные способности ребенка, позволяющие быть успешными в различных видах деятельности, формировать творческое воображение.

 

 

Скачать статью

×
×