Автор: Галина Александровна Корнева
Метод проектов как способ исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
Автор статьи: учитель русского языка и литературы
МБОУ Лицея №3 г. Липецка
Корнева Г. А.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он актуален также широкими человеческими контактами, знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Метод проектов полно отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным, поэтому этот метод я применяю в своей работе .
В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.
Особое внимание уделяю воспитательной цели в данном направлении:
- воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся ,
- способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за результаты общего труда;
- воспитание ответственного отношения к компьютерной технике,
- информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей.
Как найти место в предмете для использования метода проектов? Организацией проектной деятельности я занимаюсь несколько лет. Учащимися самостоятельно разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по русскому языку и литературе. На своих уроках я применяю этот метод, так как он эффективен тем , что передает ученикам сумму знаний и обучает приобретать их самостоятельно, пользоваться ими, формирует внутренний план действий у учащихся, умения проектировать ситуации, погружаться в различные проблемы (исторические, архивные, тематические, нравственные, этимологические и прочие) и находить выход из них, анализировать, представлять и обобщать.
С чего начать? Прежде всего, познакомить учащихся с классификацией проектов. Проект бывает с точки зрения:
— познавательной деятельности – развивающим ;
— по характеру познавательной деятельности – исследовательским ;
— по методу исследования – творческим ;
— по содержательному аспекту – обучающим;
— по характеру координации – явным (руководит проектом учитель-предметник);
— его использования – научным или прикладным (применяется в какой-либо прикладной области);
— по количеству участников – индивидуальным или групповым ;
— по характеру контактов — например, среди учащихся одного класса;
— по продолжительности – краткосрочный (тематический) или долгосрочный (одно учебное полугодие).
На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском творческом плане проблему, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе определяется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Учитель инструктирует учащихся по ходу работы, оказывает помощь в структурировании содержательной части проекта.
Для самостоятельной работы учащимся дают определенный алгоритм, например:
1. Использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий.
2. Выдвижение гипотезы решения проблем исследований.
3. Обсуждение способов оформления конечных результатов.
4. Подведение итогов и оформление конечных результатов работы.
5. Защита проектов перед другими группами и их презентация.
6. Участие в обсуждении проектов других групп.
На уроках русского языка и литературы ученики выполняют часто проекты творческого характера. Например, составление презентаций с использованием технологий обработки информации, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:
- создавать организационные структуры хранения данных, именовать, сохранять объекты;
- пользоваться экранной справочной системой;
- строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм о жизни и творчестве того или иного поэта , писателя или ученого , составляют словарь молодежного сленга или работают с мемуарной литературой , организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по поводу положительных и отрицательных моментов в развитии языка – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире.
Целью проектной деятельности является
— понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
— повышение мотивации учащихся при решении задач;
— развитие творческих способностей;
— формирование чувства ответственности;
— создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Хочу представить несколько работ своих учеников.
1. Исследовательский проект.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Примером такого проекта может служить работа учащейся 9 класса Боевой Елены «Молодежный сленг: норма или антинорма?». В ходе исследования учащейся были поставлены вопросы: Что такое молодежный сленг? Как он влияет на речевую культуру подростков? Молодежный сленг: норма или антинорма? Ученица провела социологический опрос, анкетирование учащихся Лицея№3, проанализировала разговор подростков в чате, собрала и систематизировала теоретический материал по проблеме. На основании собранного материала был создан школьный словарь молодежного сленга. Работа презентовалась в рамках научно-практической конференции «Ступени» и заняла 2 место. ( см. папку 1)
2. Информационно-исследовательский проект.
Примером такого проекта может являться работа Шустровой Софьи по литературе «Роль нечистой силы в русских сказках».
В пояснительной записке ученица обосновала выбор темы проекта. Ее заинтересовали вопросы: Были бы нам интересны сказки, если бы в них отсутствовала НЕЧИСТАЯ СИЛА? Что такое НЕЧИСТАЯ СИЛА? Чему нас учат эти сказки?
Цель проекта: выяснить, для чего нужны образы отрицательных героев в сказках.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· познакомиться с русским фольклором;
· изучить отрицательных героев русских сказок;
· раскрыть характерные особенности сказок о нечистой силе;
· рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть сказки ;
· провести социологические опросы с целью выяснения вопросов исследования.
Работа состояла из двух частей – теоретической и практической. Результаты ,полученные в ходе исследования, подтвердили гипотезу, что сказки с участием нечистой силы любимы (это показал первый опрос). Роль таких сказок очень значима в силу того, что они прежде всего воспитывают, учат отличать добро от зла.
Защита проходила в ходе конференции «Шаг в будущее» и заняла 3 место. Потом с результатами работы Софья познакомила учащихся своего класса ( при изучении жанров русского фольклора на уроках литературы) . ( см. папку 2)
Также на занятиях мы с ребятами учимся создавать краткосрочные проекты , которые оформляем в виде тестов, кроссвордов, а также работаем с различными источниками информации , «добываем» интересные факты из жизни писателей и поэтов и оформляем в виде презентаций, которые защищаем на уроках. Примеры таких работ –презентации «Происхождение слова «ожерелье»» Даниловой М. и Кожевниковой К, «О чем рассказало слово «поместье»» Цветковой В. и Харченко О. ,проект по литературе Белякиной Полины и Шустровой Софьи «Звери мои говорят за меня» (по басням Крылова). При изучении числительных ребята готовили презентации о числах, собирали интересные сведения из истории, фольклора ( см. проект о числе 3 ) .
Для лучшего запоминания правил, терминов ребята проводят исследовательские работы, материал которых представляют на уроках, создают презентации, кроссворды, буклеты, видеоотчеты для использования на уроках . (см. папку 3)
Какие плюсы я как учитель-практик отмечаю в практическом применении метода проектов? Эти плюсы утверждены принципами дидактической системы, которую реализовываю с помощью данного метода в своей школе: учет интересов детей; учение через деятельность; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; сотрудничество всех участников педагогического процесса; свободное творчество. Именно эти принципы во многом характеризуют проектное обучение:
- при неизменности отведенного на занятия времени, которого явно недостаточно для современного уровня развития информационных технологий, резко увеличивается объем содержания предмета, что требует от учащихся увеличения доли самостоятельной работы, а от преподавателя – изменения подходов в преподавании предмета;
- в творческих работах в рамках выполнения проектов раскрывается характер ребенка, его отношение к миру;
- творческий подход позволяет помочь детям обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать стремление души, научить устанавливать гармонические взаимоотношения с миром и людьми. Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение;
- индивидуальный подход к учащимся в рамках проектной деятельности важен для каждого ученика и просто для того, чтобы он нормально учился и развивался, и для раскрытия индивидуальности ребенка, создания благоприятных условий для формирования его способностей.
Как учитель – организатор проектной деятельности я ставлю следующие задачи, обусловленные общими принципами развивающего и личностно-ориентированного образования:
1. Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.
2. Создавать условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.
3. Выбирать подходящие ситуации, способствующие разработке хороших проектов.
4. Проводить сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов.
5. Технологично управлять процессом обучения.
6. Использовать технологию там, где это необходимо.
Метод проектного обучения находится в тесной связи с информационно-коммуникационными технологиями. Виды деятельности: разработка учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, презентаций и проектов к урокам русского языка и литературы, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля, выполнение тестовых заданий с использованием ПК.
Структура проектной деятельности учащихся по созданию презентаций:
I. Проблемно-целевой этап: осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, происходит выбор и осмысление темы проекта.
II. Этап разработки макета (сценария, технического задания): предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Происходит поиск и отбор материалов в рамках выбранной темы. Проводится консультационная работа с учителем-консультантом. Этап завершается составлением примерного макета будущей презентации, оформленный в произвольной форме (письменное описание, графическое представление).
III. Этап практической работы: создание титульного слайда (указывается название и автор проекта с возможным указанием ссылок на прикладную область проекта, консультантов и т. п.); создание текстового содержания проекта (размещение отдельных текстовых фрагментов на различных слайдах, форматирование текста) ; создание графического оформления (дизайн, фон, вставка рисунков) ; создание мультимедийных эффектов (анимация, звук, видео); настройка презентации (переходы между слайдами, средства навигации по слайдам).
IV. Этап предварительной защиты: осуществляется просмотр рабочей версии
создаваемого проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация. Здесь первая задача учителя — организовать процесс выявления недостатков, с последующим устранением их участниками проекта. Для этого необходимо неоднократно протестировать созданный программный продукт. Необходимо сделать авторские выводы каждому участнику проекта.
V. Этап презентации – публичной защиты проекта: производится защита проекта, готовятся рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, дается оценка руководителем и другими участниками проектной деятельности, заполняются карточки защиты проекта.
Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета; публикация; буклет… и т.п.
Вывод: метод проектов очень скоро будет широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.