Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» 5- 7 классы с использованием оборудования центра «Точка роста»

Автор: Земцова Валентина Николаевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Керш-Борковский филиал

Моршанского муниципального округа Тамбовской области

Рекомендована

 методическим объединением

естественнонаучного направления

протокол №1 от 28.08.2024

                                                         Утверждена приказом

                                                   МБОУ Сокольниковской СОШ

                                                      от 30.08.2024г №300

                                                  

 

Программа внеурочной деятельности

«Юный эколог» 5- 7 классы

 с использованием

оборудования центра «Точка роста»

Срок реализации программы 2024-2025 учебный год

учителя биологии  В.Н.Земцовой

 

 

 

 

 

 

с.Кершинские Борки, Моршанский район, 2024г.

 

 

 

 

Уровень общего образования (класс): основное  общее образование,5-7 классы

 

Количество часов: 34 часа  (5-7классы)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в средней школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных классах,  свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы со средними школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальных классах единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для средних школьников.

Миссией образовательного учреждения является созда­ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная  необходимость гармонизации своего образа жизни с  окружающим социальным и природным миром,   необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной  педагогической деятельности коллектива яв­ляется образовательная программа «Юный эколог».

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание», а также Авторской программы Г.Б. Шенкевич . Программа кружка «Юный эколог — исследователь» .Фестиваль педагогических идей. 2013г.

Программа предназначена для обучащихся начального  и основного общего образования.

Форма обучения очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п.

Учебная программа рассчитана на один год 2022-2023 год, возраст обучающихся 11-12 лет. Недельная нагрузка  2 часов.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у средних школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5.  Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности;

•  принцип наглядности;

•  принцип личностной ориентации;

•  принцип системности и целостности;

•  принцип экологического гуманизма;

• принцип практической направленности

Курс  включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

•  Земля — единая экосистема.

•  Человек — существо биосоциальное, часть экологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс­ных комнат, участие в организации экологических праздников.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Личностными   результатами   изучения  курса являются:

Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

—   интерес к познанию мира природы;

—   потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

—   осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

—   преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметными   результатами   изучения  курса являются:

·     умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

·      освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);

·     способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира.

Предметными    результатами   изучения  курса  являются:

·     овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;

·     усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности;

·     умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

·     владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

Учащиеся должны знать:

—   планета Земля — наш большой дом;

—   Солнце — источник жизни на Земле;

—   неживое и живое в природе;

—   основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

—   влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

—   значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

—   значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек  — существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

— условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

— различия съедобных и несъедобных грибов;

—   способы сохранения окружающей природы;

—   что такое наблюдение и опыт;

—   экология — наука об общем доме;

—   экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

— заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

—   наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

—   оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

—   ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

— оценивать  поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять  нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

— выражать  свое отношение к природе и людям в игре и про­дуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления  сказок, мини-сочинений и т. п.

Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли».

Место в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 35 часов. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 5-7-х классов.

  1. Ожидаемый результат.

Показатели в  личностной сфере ребенка:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Тамбовской области.

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

— планета Земля — наш большой дом;

— Солнце — источник жизни на Земле;

— неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

— самоценность любого организма;

— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

— значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

— многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

— основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

человек   существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

— различия съедобных и несъедобных грибов;

— позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

    что такое наблюдение и опыт;

    экология — наука об общем доме;

    экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

— узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

    выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

    применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

    ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

    составлять экологические модели, трофические цепи;

    доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

    заботиться о здоровом образе жизни;

    заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

    предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

    осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

    наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

    оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология?

Неживая природа (12 ч). Солнце — источник тепла и света.  Практическая работа №1. «Исследование фотосинтеза растений». Вода, ее признаки и свойства. Инструктаж по ТБ во время экскурсий. Экскурсия № 1 «Экскурсия на реку Рюму». Практическая работа № 2. «Анализ рН воды реки Рюмы». Практическая работа № 3. «Измерение температуры воды».

 Воздух и здоровье человека. Практическая работа № 4. «Измерение содержания кислорода в воздуха внутри помещения и на улице» Почва. Практическая работа  №5«Анализ почвы пришкольного участка». Состав и виды почвы. Практическая работа № 6«Анализ загрязнённости проб почвы». Охрана почвы. Погода, климат. Практическая работа № 7 «Измерение температуры атмосферного воздуха, относительной влажности воздуха». Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Практическая работа № 8 «Наблюдение за погодой».Практическая работа №9 «Наблюдения за сезонными изме­нениями в живой при­роде».

Проект: «Экологический календарь».

Живая природа (11 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Экологические проблемы современности. Практическая работа №10 « Изучение загрязнение снега». Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Практическая работа № 11. «Почвенное питание растений Разнообразие растений. Разнообразие растений. Практическая работа № 12 «Изучение гербария». Дикорастущие растения и куль­турные растения. Хвойные и лиственные растения. Растения Тамбовской области. Охрана растений. Красная книга Экологические памятки для де­тей и взрослых. Экскурсия № 2 «Экскурсия на   природу». Проект «Животные Тамбовской области».

 Группы животных. Дикие и домашние животные. Практическое занятие №13 «Изготов­ление кормушек для птиц», « Подкормка птиц» Красная книга — способ защиты редких видов животных и растений. Животные Тамбовской области. Охрана животных. Красная книга Тамбовской области Проекты: «Красная книга Тамбовской области», «Животные Тамбовской области». «Охрана животных. Красная книга Тамбовской области»

Дом, где мы живем. (7 ч). Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Личная гигиена. Практическая работа № 14. «Определение рН личной гигиены». Практическое работа №15. «Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах». Практическое работа № 16.«Сравнение рН смесей веществ».  Практическое работа №17. «Измерение уровня освещенности в различных зонах». Практическая работа № 18. «Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей». Практическая работа № 19 «Исследование естественной освещенности помещений класса».

Обобщение (3ч) Защита экологических проектов. Поле чудес «Юный эколог».  

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Цифровая лаборатория по «Биологии» Releon.

Печатные  пособия

1.Словари, энциклопедии и справочники.

2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с  программой курса.

3.  Плакаты по основным темам.

Технические  средства  обучения

1.Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.Компьютер.

3.Мультимедийный проектор, экран.

4. Цифровая лаборатория по экологии

Игры

Настольные развивающие  игры, экологическое   лото, викторины

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа кружка рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Практические занятия

1

Введение

1

 

2

Неживая природа

12

11

3

Живая природа

11

6

4

Дом, где мы живем.

7

7

5

Обобщение

3

 

Итого

34 часов

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ урока

 

Тема

Кол-во часов

 

Дата

 

Теория

Практика

По плану

Фактически

 

Введение.

1

 

 

 

 

1

Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ Мы – жители планеты Земля. Что такое экология?

 

1

 

06.09

 

 

Неживая природа

12

 

 

 

 

2

Солнце — источник тепла и света.  Практическая работа №1. Исследование фотосинтеза растений.

 

 

1

13.09.

 

3

Вода, ее признаки и свойства.

 

1

 

20.09.

 

4

Инструктаж по ТБ во время экскурсий. Экскурсия № 1 «Экскурсия на реку Рюму».

 

 

1

27.09.

 

5

Практическая работа № 2. «Анализ рН воды реки Рюмы»

 

 

1

04.10.

 

 

6

Практическая работа № 3. «Измерение температуры воды»

 

 

1

11.10.

 

 

7

Воздух и здоровье человека.

Практическая работа № 4. «Измерение содержания кислорода в воздуха внутри помещения и на улице»

 

 

1

18..10.

 

 

8

Почва. Практическая работа  №5«Анализ почвы пришкольного участка».

 

 

1

25.10.

 

 

9

Состав и виды почвы.

Практическая работа № 6«Анализ загрязнённости проб почвы»

 

 

1

01.11.

 

 

10

Погода, климат. Практическая работа № 7 «Измерение температуры атмосферного воздуха, относительной влажности воздуха »

 

 

1

08.11.

 

 

11

Практическая работа № 8 «Наблюдение за погодой»

 

 

1

15.11.

 

 

12

Практическая работа № 9 «Наблюдения за сезонными изме­нениями в живой природе».

 

 

1

22.11

 

 

13

Проект «Экологический календарь».

 

 

1

29.11.

 

 

 

Живая природа

11

 

 

 

 

 

14

Экологические связи неживой и живой природы.

 

1

 

06.12.

 

 

15

Экологические проблемы современности. Практическая работа №10 « Изучение загрязнение снега»

 

 

1

13.12.

 

 

16

Вода и воздух в жизни растений

Практическая работа № 11. «Почвенное питание растений»

 

 

1

20.12.

 

 

17

Разнообразие растений. Практическая работа № 12 «Изучение гербария»

 

 

1

27.12.

 

 

18

Дикорастущие растения и куль­турные растения. Хвойные и лиственные растения.

 

1

 

10.01.

 

 

19

Растения Тамбовской области. Охрана растений. Красная книга

 

1

 

17.01.

 

 

20

Экологические памятки для де­тей и взрослых.

 

1

 

24.01.

 

 

21

Экскурсия № 2 «Экскурсия на   природу»

 

 

1

31.01.

 

 

22

Проект «Животные Тамбовской области».

 

 

1

07.02.

 

 

23

Практическое работа № 13 «Изготов­ление кормушек для птиц».

 

 

1

14.02.

 

 

24

Животные Тамбовской области. Охрана животных. Красная книга Тамбовской области

 

 

 

28.02.

 

 

 

Дом, где мы живем.

7

 

 

 

 

 

25

Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Личная гигиена

 

1

 

07.03.

 

 

26

Практическая работа № 14. «Определение рН личной гигиены».

 

 

1

14.03.

 

 

27

Практическая  работа №15. «Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах»

 

 

1

21.03.

 

 

28

Практическая работа № 16.«Сравнение рН смесей веществ»

 

 

1

28.03.

 

 

29

Практическая работа №17. «Измерение уровня освещенности в различных зонах»

 

 

 

04.04.

 

 

30

Практическая работа № 18. «Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей».

 

 

 

11.04.

 

 

31

Практическая работа № 19 «Исследование естественной освещенности помещений класса».

 

 

 

18.04.

 

 

 

Обобщение

3

 

 

 

 

 

32

Защита экологических проектов.

 

 

1

25.04.

 

 

33

Защита экологических проектов.

 

 

1

17.05.

 

 

34

Поле чудес «Юный эколог».

 

1

 

23.04.

 

 

                                     

 

 

Скачать статью

×
×