Автор: Земцова Валентина Николаевна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Керш-Борковский филиал
Моршанского муниципального округа Тамбовской области
Рекомендована методическим объединением естественнонаучного направления протокол №1 от 28.08.2024 |
Утверждена приказом МБОУ Сокольниковской СОШ от 30.08.2024г №300
|
Программа внеурочной деятельности
«Юный эколог» 5- 7 классы
с использованием
оборудования центра «Точка роста»
Срок реализации программы 2024-2025 учебный год
учителя биологии В.Н.Земцовой
с.Кершинские Борки, Моршанский район, 2024г.
Уровень общего образования (класс): основное общее образование,5-7 классы
Количество часов: 34 часа (5-7классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в средней школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах, свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со средними школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальных классах единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для средних школьников.
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром, необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание», а также Авторской программы Г.Б. Шенкевич . Программа кружка «Юный эколог — исследователь» .Фестиваль педагогических идей. 2013г.
Программа предназначена для обучащихся начального и основного общего образования.
Форма обучения очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п.
Учебная программа рассчитана на один год 2022-2023 год, возраст обучающихся 11-12 лет. Недельная нагрузка 2 часов.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у средних школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип практической направленности
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Земля — единая экосистема.
• Человек — существо биосоциальное, часть экологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации экологических праздников.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса являются:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
— осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Учащиеся должны знать:
— планета Земля — наш большой дом;
— Солнце — источник жизни на Земле;
— неживое и живое в природе;
— основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
— значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек — существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
— условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
— различия съедобных и несъедобных грибов;
— способы сохранения окружающей природы;
— что такое наблюдение и опыт;
— экология — наука об общем доме;
— экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
— заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
— наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
— оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
— ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
— оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
— выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли».
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 35 часов. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-7-х классов.
- Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Тамбовской области.
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
— планета Земля — наш большой дом;
— Солнце — источник жизни на Земле;
— неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
— самоценность любого организма;
— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
— значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
— многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
— основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
— человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
— различия съедобных и несъедобных грибов;
— позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
— что такое наблюдение и опыт;
— экология — наука об общем доме;
— экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
— выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
— применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
— ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
— составлять экологические модели, трофические цепи;
— доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
— заботиться о здоровом образе жизни;
— заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
— предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
— осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
— наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
— оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология?
Неживая природа (12 ч). Солнце — источник тепла и света. Практическая работа №1. «Исследование фотосинтеза растений». Вода, ее признаки и свойства. Инструктаж по ТБ во время экскурсий. Экскурсия № 1 «Экскурсия на реку Рюму». Практическая работа № 2. «Анализ рН воды реки Рюмы». Практическая работа № 3. «Измерение температуры воды».
Воздух и здоровье человека. Практическая работа № 4. «Измерение содержания кислорода в воздуха внутри помещения и на улице» Почва. Практическая работа №5«Анализ почвы пришкольного участка». Состав и виды почвы. Практическая работа № 6«Анализ загрязнённости проб почвы». Охрана почвы. Погода, климат. Практическая работа № 7 «Измерение температуры атмосферного воздуха, относительной влажности воздуха». Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Практическая работа № 8 «Наблюдение за погодой».Практическая работа №9 «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе».
Проект: «Экологический календарь».
Живая природа (11 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Экологические проблемы современности. Практическая работа №10 « Изучение загрязнение снега». Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Практическая работа № 11. «Почвенное питание растений Разнообразие растений. Разнообразие растений. Практическая работа № 12 «Изучение гербария». Дикорастущие растения и культурные растения. Хвойные и лиственные растения. Растения Тамбовской области. Охрана растений. Красная книга Экологические памятки для детей и взрослых. Экскурсия № 2 «Экскурсия на природу». Проект «Животные Тамбовской области».
Группы животных. Дикие и домашние животные. Практическое занятие №13 «Изготовление кормушек для птиц», « Подкормка птиц» Красная книга — способ защиты редких видов животных и растений. Животные Тамбовской области. Охрана животных. Красная книга Тамбовской области Проекты: «Красная книга Тамбовской области», «Животные Тамбовской области». «Охрана животных. Красная книга Тамбовской области»
Дом, где мы живем. (7 ч). Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Личная гигиена. Практическая работа № 14. «Определение рН личной гигиены». Практическое работа №15. «Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах». Практическое работа № 16.«Сравнение рН смесей веществ». Практическое работа №17. «Измерение уровня освещенности в различных зонах». Практическая работа № 18. «Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей». Практическая работа № 19 «Исследование естественной освещенности помещений класса».
Обобщение (3ч) Защита экологических проектов. Поле чудес «Юный эколог».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Цифровая лаборатория по «Биологии» Releon. Печатные пособия |
1.Словари, энциклопедии и справочники. 2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой курса. 3. Плакаты по основным темам. |
Технические средства обучения |
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2.Компьютер. 3.Мультимедийный проектор, экран. 4. Цифровая лаборатория по экологии |
Игры Настольные развивающие игры, экологическое лото, викторины |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа кружка рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Практические занятия |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Неживая природа |
12 |
11 |
3 |
Живая природа |
11 |
6 |
4 |
Дом, где мы живем. |
7 |
7 |
5 |
Обобщение |
3 |
|
Итого |
34 часов |
19 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Кол-во часов
|
Дата |
|||||||||||||||
|
Теория |
Практика |
По плану |
Фактически |
||||||||||||||
Введение. |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? |
|
1 |
|
06.09 |
|
||||||||||||
Неживая природа |
12 |
|
|
|
|
|||||||||||||
2 |
Солнце — источник тепла и света. Практическая работа №1. Исследование фотосинтеза растений. |
|
|
1 |
13.09. |
|
||||||||||||
3 |
Вода, ее признаки и свойства. |
|
1 |
|
20.09. |
|
||||||||||||
4 |
Инструктаж по ТБ во время экскурсий. Экскурсия № 1 «Экскурсия на реку Рюму». |
|
|
1 |
27.09. |
|
||||||||||||
5 |
Практическая работа № 2. «Анализ рН воды реки Рюмы» |
|
|
1 |
04.10. |
|
|
|||||||||||
6 |
Практическая работа № 3. «Измерение температуры воды» |
|
|
1 |
11.10. |
|
|
|||||||||||
7 |
Воздух и здоровье человека. Практическая работа № 4. «Измерение содержания кислорода в воздуха внутри помещения и на улице» |
|
|
1 |
18..10. |
|
|
|||||||||||
8 |
Почва. Практическая работа №5«Анализ почвы пришкольного участка». |
|
|
1 |
25.10. |
|
|
|||||||||||
9 |
Состав и виды почвы. Практическая работа № 6«Анализ загрязнённости проб почвы» |
|
|
1 |
01.11. |
|
|
|||||||||||
10 |
Погода, климат. Практическая работа № 7 «Измерение температуры атмосферного воздуха, относительной влажности воздуха » |
|
|
1 |
08.11. |
|
|
|||||||||||
11 |
Практическая работа № 8 «Наблюдение за погодой» |
|
|
1 |
15.11. |
|
|
|||||||||||
12 |
Практическая работа № 9 «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе». |
|
|
1 |
22.11 |
|
|
|||||||||||
13 |
Проект «Экологический календарь». |
|
|
1 |
29.11. |
|
|
|||||||||||
Живая природа |
11 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
14 |
Экологические связи неживой и живой природы. |
|
1 |
|
06.12. |
|
|
|||||||||||
15 |
Экологические проблемы современности. Практическая работа №10 « Изучение загрязнение снега» |
|
|
1 |
13.12. |
|
|
|||||||||||
16 |
Вода и воздух в жизни растений Практическая работа № 11. «Почвенное питание растений» |
|
|
1 |
20.12. |
|
|
|||||||||||
17 |
Разнообразие растений. Практическая работа № 12 «Изучение гербария» |
|
|
1 |
27.12. |
|
|
|||||||||||
18 |
Дикорастущие растения и культурные растения. Хвойные и лиственные растения. |
|
1 |
|
10.01. |
|
|
|||||||||||
19 |
Растения Тамбовской области. Охрана растений. Красная книга |
|
1 |
|
17.01. |
|
|
|||||||||||
20 |
Экологические памятки для детей и взрослых. |
|
1 |
|
24.01. |
|
|
|||||||||||
21 |
Экскурсия № 2 «Экскурсия на природу» |
|
|
1 |
31.01. |
|
|
|||||||||||
22 |
Проект «Животные Тамбовской области». |
|
|
1 |
07.02. |
|
|
|||||||||||
23 |
Практическое работа № 13 «Изготовление кормушек для птиц». |
|
|
1 |
14.02. |
|
|
|||||||||||
24 |
Животные Тамбовской области. Охрана животных. Красная книга Тамбовской области |
|
|
|
28.02. |
|
|
|||||||||||
Дом, где мы живем. |
7 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
25 |
Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Личная гигиена |
|
1 |
|
07.03. |
|
|
|||||||||||
26 |
Практическая работа № 14. «Определение рН личной гигиены». |
|
|
1 |
14.03. |
|
|
|||||||||||
27 |
Практическая работа №15. «Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах» |
|
|
1 |
21.03. |
|
|
|||||||||||
28 |
Практическая работа № 16.«Сравнение рН смесей веществ» |
|
|
1 |
28.03. |
|
|
|||||||||||
29 |
Практическая работа №17. «Измерение уровня освещенности в различных зонах» |
|
|
|
04.04. |
|
|
|||||||||||
30 |
Практическая работа № 18. «Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей». |
|
|
|
11.04. |
|
|
|||||||||||
31 |
Практическая работа № 19 «Исследование естественной освещенности помещений класса». |
|
|
|
18.04. |
|
|
|||||||||||
Обобщение |
3 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
32 |
Защита экологических проектов. |
|
|
1 |
25.04. |
|
|
|||||||||||
33 |
Защита экологических проектов. |
|
|
1 |
17.05. |
|
|
|||||||||||
34 |
Поле чудес «Юный эколог». |
|
1 |
|
23.04. |
|
|
|||||||||||