Автор: Евдокимова Светлана Николаевна
Эффективные упражнения по подготовке обучающихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные упражнения и методы подготовки обучающихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Описаны упражнения, направленные на развитие навыков говорения, структурирования высказываний и улучшения языковой уверенности.
Ключевые слова: подготовка к ОГЭ, подготовка к ЕГЭ, английский язык, устная часть, индивидуальный подход, коммуникативные навыки, эффективные упражнения.
Для успешной сдачи экзаменов по английскому языку в 9 и 11 классах необходимо не только знание грамматики и лексики, но и умение уверенно выражать свои мысли, строить высказывания и эффективно коммуницировать на иностранном языке. В связи с этим подготовка к устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку является важной составляющей учебного процесса.
В процессе обучения возникает необходимость использования ряда продуктивных упражнений, направленных на развитие навыков говорения. При выполнении таких упражнений важно учитывать уровень подготовки и особенности каждого ученика, равно как и применять индивидуальный подход к каждому ученику.
В данной статье будут рассмотрены упражнения для подготовки к сдаче устной части экзаменов, представляющиеся автору наиболее эффективными, и показавшими наиболее высокий уровень развития навыков говорения по результатам ОГЭ и ЕГЭ среди его учеников.
Задания и упражнения должны быть адаптированы под конкретные потребности каждого ученика. Для учеников с более низким уровнем языковой подготовки важно начинать с базовых заданий на построение простых фраз и диалогов, в то время как ученики с более высоким уровнем могут выполнять задания, требующие более сложных формулировок и анализа текстов. Индивидуализированные упражнения помогают каждому ученику чувствовать себя уверенно и постепенно увеличивать сложность заданий по мере их подготовки к экзаменам.
Эффективным упражнением подготовки к экзаменационному разделу «Говорение» является работа с карточками. Подготавливаются карточки с вопросами и темами, которые могут встретиться на экзамене. Ученик берёт случайную карточку и, следуя инструкциям, должен построить высказывание по предложенной теме. Этот метод помогает развивать навыки спонтанной речи и учит учеников организовывать свои мысли в условиях ограниченного времени, что является важным требованием на устной части ОГЭ и ЕГЭ.
Аналогично выполняются упражнения на описание и сравнение картинок (внешность, обстановка, настроение персонажей). В данном случае активно используется визуальная опора, что значительно облегчает построение устных высказываний на иностранном языке. Подобные задания варьируются от простого описания до необходимости придумать историю, связанную с картинкой, что в сою очередь включает такой элемент, как воображение обучающихся, привнося в задание творческую составляющую.
Еще одно упражнение для подготовки к устной части экзаменов— ролевая игра. Моделируется реальная ситуация экзамена: учащиеся разбиваются на пары, где один выступает в роли экзаменатора, а другой — в роли сдающего экзамен. Такой метод способствует снижению тревожности и развитию уверенности в говорении. Важно, чтобы в таких упражнениях участвовали все ученики, а задания подбирались в зависимости от их уровня языковой подготовки.
Вариантом ролевой игры может стать приглашение гостя (человека, говорящего на иностранном языке). Такой диалог можно организовать лично или посредством компьютера. Задается формат общения, например, интервью или реклама. Учащимся предлагается провести беседу с гостем в рамках заданного формата. Такое упражнение стимулирует навыки восприятия речи другого человека, реагирования на реплики собеседника в относительно быстром темпе, организации собственных реплик в зависимости от запроса.
В качестве самоконтроля, самооценки и самоанализа полезно использовать собственные аудио- и видеозаписи устных ответов. Учащимся предлагается записывать свои ответы на экзаменационные вопросы, а затем прослушивать или просматривать их для оценки своих ошибок, интонации и темпа речи. Этот метод помогает ученикам видеть свои слабые стороны и работать над их устранением. Важно, чтобы учитель давал конструктивную обратную связь, отмечая как достижения, так и области для улучшения.
Еще одно продуктивное упражнение – это разговорные тренировки на основе реальных экзаменационных тем. Они способствуют развитию навыков аргументации и уверенного высказывания. Так, учащимся предлагаются такие темы, как «Экологические проблемы нашей планеты», «Здоровье и здоровый образ жизни» или «Компьютерные технологии». Их задача — выразить свою точку зрения, приведя примеры и аргументы. Это помогает развивать критическое мышление на иностранном языке и улучшать умение структурировать свои мысли.
Для подготовки к монологическим высказываниям в качестве эффективного упражнения можно назвать составление краткого плана своего высказывания. Далее поэтапно развивается каждый пункт этого плана. Например, при подготовке к теме «Здоровье» ученик может выделить такие аспекты, как здоровое питание, здоровый образ жизни, режим дня, спорт. Так можно добиться более четкой организации своих мыслей и избежать повторений или отклонений от темы.
Упражнения по подготовке к устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку должны включать разнообразные задания, которые развивают навыки говорения, структурирования мыслей и уверенности в высказываниях. Все упражнения необходимо выполнять в рамках индивидуального подхода к каждому ученику. Выполнение разнообразных упражнений, описанных в статье обеспечит создание условий для повышения уровня коммуникативной компетенции, что в свою очередь будет способствовать успешному выполнению устной части экзаменов.
Список литературы
1. Буров И. М. Методические принципы применения учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку в учебниках и пособиях на старшем этапе обучения //Английский язык в школе. – 2015. – № 2. – С.
2. Монгуш Ш.Ю. Эффективные методы обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (57) Т.2 ДЕКАБРЬ 2022 г. – С. 151-161.
3. Яценко, Г. С. Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части / Г. С. Яценко, А. А. Галиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 76-79.