Нестандартные формы урока иностранного языка — один из способов повышения интереса к предмету

Автор: Куприхина Юлия Михайловна

 

                                                   НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА                                                                                                                              ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ                                                                                                                    ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

 

                                                                                                 Куприхина Юлия Михайловна,                                                                                                               учитель английского языка,                                                                                                                     МБОУ Байковская ОШ

 

 

 Аннотация.

 Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно. Постоянная практика проведения нестандартных уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.

 

Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка. Ведь общеизвестно, что большинство учащихся с большим желанием начинают изучать иностранный язык, но на среднем, а тем более на старшем этапе, речевая активность учащихся резко понижается. Организация активной речевой деятельности на уроке очень сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления организационных форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, явилось анкетирование, которое я проводила с учениками. Учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Какая форма урока тебе больше всего нравится?

 2. На каких уроках (проведённых в какой форме) ты лучше всего понимаешь материал?

3. Какие уроки тебе нравится? Почему?

4. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот характерные ответы школьников: «Мне очень нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение», «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде диспута, соревнования, праздника», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков».

Ответы учащихся подтвердили правильность направления поиска резервов в повышении речевой активности учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению речевой активности учащихся, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися языком зависит не только от выбора формы урока, но и от того, насколько профессионально учитель смог использовать эти формы для достижения основных целей урока. Существует большое разнообразие средств и приёмов работы, направленных на повышение речевой активности учащихся. Мне бы хотелось остановиться на одной из главных активных форм обучения – это нестандартные формы урока.

Многие учителя широко используют нестандартные (или нетрадиционные) формы урока в учебно-воспитательном процессе. Нестандартными уроками обычно называют итоговые заключительные уроки по теме, проводимые в форме игры, смотра-конкурса, КВН, праздника знаний, концерта, конференции, диспута, экскурсии и т.д.

К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики, закреплённых грамматических структур. Преимущество этих уроков состоит в том, что на них ребята видят результаты своей работы по теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности, причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная неожиданная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых. К преимуществам уроков такого рода можно отнести и то, что подобные уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило, если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они серьёзнее готовятся к повседневным урокам.

Эффективность данной формы зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учёта их языковой подготовки. При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся. На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я обычно останавливаюсь на таких формах нестандартного урока, как урок-игра, урок-праздник, урок-концерт, смотр-конкурс. На среднем этапе обучения я выбираю такие формы, как урок-КВН, урок-смотр знаний, урок-телемост, урок-викторина, урок-литературная гостиная. На старшем этапе, когда у учащихся сформирован навык неподготовленной речи, предпочтение отдаётся таким формам, как урок-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок-зачёт, так как на этих уроках ребята должны не просто пересказать чьи-то мысли, но, прежде всего, выражать своё мнение по обсуждаемой проблеме. При выборе формы нестандартного урока я исхожу и от темы урока. Так при изучении темы «Москва-столица России», «Вашингтон-столица США», «Лондон- столица Великобритании» обобщающий урок целесообразно провожу в форме заочной экскурсии по городу. При изучении темы «Охрана окружающей среды» итоговый урок проходит в форме устного журнала или пресс-конференции и т.д. Хотелось бы остановиться на разнообразных формах нестандартно урока и поделиться своим опытом их проведения.

Урок-экскурсия.

При заключении некоторых разговорных тем («В библиотеке», «В музее») учителя в качестве итогового урока проводят урок-экскурсию. Преимущество этой формы урока состоит в том, что дети во время такой экскурсии на практике имеют возможность применять свои знания английского языка, В процессе такой игры-экскурсии учащиеся не просто говорят, но и играют роли «экскурсоводов», «работника музея», «библиотекаря» и гостей из стран изучаемого языка. Уроки-экскурсии обычно проводятся на среднем этапе.

 Так, приступая к изучению темы «Книги. В библиотеке» сообщаю учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку. Поэтому я предлагаю им пойти в библиотеку и обратить внимание на такие детали, как расположение мебели, стеллажей, книг, привлекших их внимание, т.е. необходимо заранее подготовить их к предстоящей экскурсии. Затем делю класс на две группы: «гости из Америки» и «экскурсоводы». По пути в библиотеку «экскурсоводы» знакомятся с библиотекарем, «гости» рассматривают помещение библиотеки, слушая рассказ «экскурсоводов». «Гости из Америки» задают вопросы «экскурсоводу». «Библиотекарь» расспрашивает «иностранных гостей» об американской школьной библиотеке. В заключении «американцы» рассказывают о знаменитых писателях: М.Твене, Д.Лондоне, О`Генри и др., а «хозяева» называют своих любимых писателей, читают стихи русских и американских поэтов. С помощью урока-экскурсии учащиеся убеждаются в том , что могут на практике говорить по теме. Их привлекает необычная форма урока. Особенно охотно дети выступают в роли «экскурсоводов».

Урок-беседа за «круглым столом»

 Форма урока «за круглым столом» получила сейчас широкое применение. Содержание уроков составляет беседа по теме или проблеме, близкой и интересной учащимся. Учитель и ученики садятся за общий «круглый стол», составленный из парт. Таким образом, педагоги пытаются моделировать реальное общение на иностранном языке. Уроки-беседы «за круглым столом» обычно проводятся на заключительном этапе работы над темой, при этом выбираются те подтемы, при обсуждении которых можно организовать обмен личными мнениями и впечатлениями. Задача такого урока – практика школьников в диалогической и монологической речи, в аудировании; задачи воспитательного и развивающего обучения определяются спецификой и содержанием конкретной темы.

Возможными темами уроков «за круглым столом» могут быть следующие темы:

-Знакомимся с семьями одноклассников.

-Как мы празднуем дни рождения и другие праздники.

-Как ты представляешь себе школу будущего?

-Чем планируешь заниматься летом?

Чтобы приблизить учебную коммуникацию к реальной, учителя стараются связать основную тему беседы с ранее освоенными темами, перевести общение в межтематический план. Уроки-беседы расширяют кругозор школьников, развивают их интересы, мыслительную активность и коммуникабельность, укрепляют чувство сотрудничества педагога с воспитанниками. В своей работе я часто использую такую форму урока, как беседа за «круглым столом». Я провожу беседу обычно на заключительном этапе работы над темой, при обсуждении стараюсь организовать работу так, чтобы дети не только говорили заученное дома, но и обменивались личными мнениями и впечатлениями, включаю в беседу подготовленные и неподготовленные сообщения учащихся. Так, на уроке по теме «Любимые занятия и увлечения» ребята рассказывали о своих увлечениях: любители книг – о любимых авторах и домашних библиотеках, спортсмены – о тренировках, соревнованиях и спортивных достижениях, умельцы — о поделках, любители животных – о своих питомцах. Я заранее прошу ребят по возможности сопровождать свой рассказ презентацией коллекций книг, фотографий. Любители музыки приносят с собой диски с песнями своих любимых певцов. Девочка, которая любит печь и готовить, угощала ребят домашним печеньем. На таких уроках я стараюсь создать атмосферу доброжелательности и в своей речи использую только такие выражении, как « Who would like to tell us about…? I`d like to ask you about…You are welcome. Any more ideas? » и т.д. Я тщательно готовлю планы таких уроков-бесед, но не знакомлю с ними учащихся и не устраиваю репетиции, чтобы учащимся и мне было интересно на уроке. В конце такого урока я всегда отмечаю ребят, которые были наиболее активны во время беседы. Причём я твёрдо уверена, что плохие отметки за подобные уроки ставить вообще нельзя. Требование деликатного подхода к ошибкам в речи учащихся. справедливое в отношении всего урока, тем более важно для специализированного урока общения. По ходу беседы, я считаю, могут исправляться только те ошибки, которые грубо нарушают коммуникацию, вызывают непонимание речи, но это следует делать осторожно. деликатно. Вместе с тем в начале следующего урока мы с ребятами коллективно анализируем допущенные ошибки, я обращаю внимание учащихся на произношение ряда слов, на способы выражения той или иной мысли, на определённую грамматическую форму.

Успех уроков «за круглым столом » зависит от многих факторов: от уровня речевой подготовки школьников, от степени освоения темы, от качества плана-сценария урока и ещё от того, как учитель исполняет роль речевого партнёра: умеет ли он направить беседу, импровизировать, внимательно и заинтересованно слушать, адекватно и выразительно реагировать на высказывания учащихся–радоваться, удивляться, соглашаться, не соглашаться. Ребятам нравятся такие уроки, так как их привлекает необычная форма проведения, а также и то, что они видят результаты работы над темой. Они получают удовольствие от самого факта общения на английском языке. Дружеская беседа позволяет увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на отношении со стороны учащихся к урокам и к изучению иностранного языка вообще.

Урок-cоревнование.

Этот вид нетрадиционного урока проводится на начальном и среднем этапе обучения. Для детей этого возраста характерны общительность, эмоциональность и свежесть восприятия. Ребята воспринимают то, что вызывает непосредственный эмоциональный интерес. Поэтому для поддержания интереса к языку. Надо поддерживать внимание детей на уроке и использовать занимательные сюжеты, игровые ситуации, интересные конкурсы. Урок-соревнование можно провести в форме популярных телевизионных игр, например «Звёздный час» или «Зов джунглей». Классное помещение оформляется в соответствии с темой урока и формой игры-соревнования. На доске помещаются опорные лексические и грамматические таблицы.

Если в классе две группы, изучающих английский язык, то подготовка к мероприятию облегчается. Урок-соревнование включает в себя разнообразные конкурсы, во время которых контролируются навыки употребления в устной речи изученной лексики, навыки устной (монологической и диалогической) речи. Один из конкурсов (обычно в конце урока) носит подвижный игровой характер. Игровой конкурс служит психологической разрядкой для детей и служит хорошим завершением урока. В конце урока учитель оценивает работу учащихся и подводит итоги урока.

Урок-эстафета знаний.

Обычно данный вид нестандартного урока я провожу на всех этапах обучения. Этот урок носит соревновательный характер, на уроке оцениваются результаты каждого ученика. Интенсивности урока способствуют разнообразные задания по всем видам речевой деятельности. Причём каждый ученик получает оценки по всем речевым навыкам.

На такой урок обычно в качестве жюри приглашаются несколько учителей или способных старшеклассников. При составлении плана урока-эстафеты предусматривается тренировка навыков устной речи, умений и навыков чтения АТ с общим охватом содержания, аудирования, отработка грамматических явлений и письма, а также тренировка умения задавать вопросы по содержанию текста.

Преимущество этой формы урока состоит в том, что за короткий срок (обычно два спаренных урока) можно проконтролировать всех учащихся группы. Учитель имеет возможность объективно оценить умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности.

Урок-семинар.

В последнее время учителя внедряют в практику преподавания на старшем этапе вузовские формы учебной работы, в частности разрабатывают уроки-семинары. Учитель выбирает эту форму урока по таким темам, по которым в учебниках мало материала, а тема сама по себе актуальна. При подготовке к таким урокам ученики используют разные источники: справочники, газеты, интернет- ресурсы. Задания они выполняют в форме докладов, презентаций, тезисов, планов, рисунков, с которыми выступают на уроке. Все ученики принимают участие в обсуждении докладов, рецензируют, оценивают выступления своих одноклассников, дополняют ответы, участвуют в подведении итогов.

Такая работа приучает учащихся более вдумчиво работать с материалом по той или иной теме, работать с карандашом в руке, делать пометки, выделять главное из большого объёма информации.

 

Скачать статью

×
×