Семинар-практикум для родителей с ОВЗ «Фонематический слух»

Автор: Ольга Ивановна Быстрова

Семинар — практикум для родителей детей с ОВЗ

                 «Роль фонематического слуха в успешности школьника»

учитель-логопед Быстрова Ольга Ивановна

     Здравствуйте уважаемые родители, я хочу вам рассказать о фонематическом слухе, о его важной роли в развитии речи, как устной, так и письменной.

 

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический слух обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом.

Фонематический слух помогает отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (б-п), (з-с), (т – ть) (глухие –звонкие, мягкие – твердые) различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком

 (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом, лом-ком, бочка-почка, удочка-уточка, крыса-крыша.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и чтение.  Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, то в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: скрип двери, стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Развитие фонематического слуха происходит очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. 

  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г).

Если ребенок произносит их неправильно или заменяет один звук другим (гусь – дусь, кот — тот), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.

  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме звуков Р и Л, которые в норме должны появиться до 6 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

Так же у ребенка к 5-6 годам должен сформироваться фонематический анализ и синтез слова. Ребенок должен уметь расчленить слово на звуки, определить сколько звуков в слове (К О Ш К А), также уметь соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Фонематический синтез – это слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.  Ребенок с развитым фонематическим синтезом легко ответит на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: Д/ О /М ?»

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха?

 Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома.

Игры на развитие фонематического слуха.

Поймай звук

Взрослый произносит слоги, (слова), ребенок хлопает, когда услышит заданный звук.

«Ловим» звук [л]: РА, КО, ЛА, ВЫ, ЛЫ, столлл, дом, флллаг, шуба, лллужа, упаллл, сидит, колллобок….

Определи место звука в слове

Три схемы слов – полоска из трех клеточек. На одной закрашен первый  квадрат, на другой – средний, на третьей – последний. Если нужный звук в слове стоит вначале слова (первый), картинку кладем к первой схеме. Если в конце слова (последний) – к третьей схеме. А если нужный звук не первый и не последний – тогда ко второй схеме.

                                          

Выбери картинки с заданным звуком

Дифференциация звуков С – Ш.

Из набора картинок со звуками С и Ш, ребенок определяет какой звук в этом слове, и раскладывает картинки в две колонки. 

                                                                        

Четвертый лишний? (со звуком [л])    

Выкладываем картинки в которых есть нужный звук   и одну картинку, в которой нет этого звука. Взрослый четко проговаривает слова, а ребенок определяет ту картинку, где нет нужного звука. Например: молоко, масло, салат, мясо.

Цепочка слов

Набор картинок, где каждая следующая картинка начинается на звук, на который закончилась предыдущая. Например: стол – лопата – ананас – суп – пуговица….

 

 

 

Скачать статью

×
×