Автор: Анпилогов М. А. и Чернобровкин А. В.
Экологические проблемы являются чуть ли не самыми главными повестками дня. Они разнообразны, но взаимосвязаны. При решении одной всегда следует учитывать, как предпринимаемые меры отразятся в другой сфере. В настоящем исследовании будет раскрыта российская климатическая политика.
Дадим краткую характеристику проблеме изменения климата. Изменение климата проявляется в повышении температуры на поверхности планеты и тех последствиях, к которым это приводит. К негативным последствиям относятся неблагоприятное воздействие на сельскохозяйственную продукцию (например, снижение урожайности), таяние ледников, рост числа природных катастроф, рост заболеваемости и смертности населения, нехватка пресной воды и угроза функционированию экосистем (например, исчезновение отдельных видов) [1, с. 482]. Основная причина потепления – парниковые газы, главным образом углекислый газ, которые создают парниковый эффект. Источников выбросов парниковых газов достаточно много: производство энергии, теплоснабжение, транспорт, землепользование, сельское хозяйство и др. По данным Всемирной метеорологической организации, средняя глобальная температура в 2023 году превысила средний показатель примерно на 1,45 °C [2, с. 3].
Приведенное выше описание глобальной климатической проблемы является общим, в нем не учитывается специфика отдельных регионов. Особенности климата на территории России отражаются в ежегодных докладах Росгидромета. По итогам 2023 года потепление на территории России продолжается независимо от времени года. Среднегодовая аномалия составила + 0,99 °C. Температура выше климатической нормы была практически во всех регионах кроме отдельных районов Чукотки. Осадки превысили норму. При этом в одних регионах наблюдался их избыток (Европейская часть России и Сибирский федеральный округ), а в других – дефицит (Урал, бассейн реки Амур, северо-восток России) [3, с. 102-104]. Обозначенных показателей достаточно, чтобы говорить о сложной климатической обстановке в России.
Как решают проблему изменения климата в России? Ответ на этот вопрос можно найти в Климатической доктрине РФ (далее – Доктрина) [4]. Она выступает стратегическим документом, определяющим в том числе государственную экологическую политику на долгосрочный период. При планировании своей деятельности органам государственной власти, гражданам и организациям следует учитывать ее положения.
Последняя Доктрина была утверждена Президентом РФ 26 октября 2023 года. Сравнительный анализ с предыдущей Доктриной позволит определить приоритетные направления борьбы с потеплением в России. Начнем с того, что ранее действовавшая Доктрина была принята Правительством РФ, исполнительным органов власти, а настоящая – Президентом РФ, которые определяет основные направления внутренней и внешней политики. В Доктрине 2023 года список субъектов реализации климатической политики расширен за счет включения граждан РФ. Это следует признать обоснованным. Действительно, охрана окружающей среды выступает конституционной обязанностью населения страны, а чрезмерное неурегулированное электропотребление становится глобальной проблемой. Существенное различие между двумя документами отражено в общим положениях климатической политики. В Доктрине 2009 года цель была сформулирована в общем виде – обеспечение безопасного и устойчивого развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз. Новая Доктрина закрепила в качестве цели – сокращение выбросов парниковых газов. Директор Института глобального климата и экологии РАН Анна Романовская считает, что ключевая цель должна быть «в ограничении изменения климата и его негативного влияния на население России», поскольку «углеродная нейтральность – частная промежуточная цель удержания потепления в XXI веке, которая работает только при выполнении ряда сопутствующих целей» [5].
В целом, Доктрина закрепляет курс на низкоуглеродную («зеленую») экономику. Низкоуглеродная экономика – экономическая модель, при которой в рамках процессов производства и потребления основное внимание уделяется повышению энергетической эффективности, снижению выбросов парниковых газов и развитию рынка возобновляемых источников энергии, что позволяет оптимизировать добычу и потребление углеводородов и снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду субъектов экономической деятельности [6, с. 102]. Приведенное определение раскрывает лишь одну из характеристик «зеленой» экономики – климатическую составляющую. Оценку уровня развития низкоуглеродной экономики проводят и по другим характеристикам: рациональное использование ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), экологическая составляющая (допустимые выбросы загрязняющих веществ), экономический рост, социальная составляющая (уровень занятости), развитие человеческого потенциала (приоритет развития человеческого потенциала, знаний и информации) [7, с. 74-75].
Своеобразным средством обеспечения достижения цели Доктрины выступает Указ Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов», предусматривающий к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года [8]. Он был издан в связи с ратификацией Парижского соглашения по климату в 2019 году. В дальнейшем был принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», который определяет механизм достижения обозначенного показателя [9]. Регулируемые организации обязательно должны предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля. Уполномоченный орган вносит полученные сведения в реестр выбросов парниковых газов. Правила об обязательной отчетности для одних организаций начали действовать с 1 января 2023 года, а на другие начнут распространяться с 1 января 2025 года. Отметим, что такие данные не учитывают косвенные выбросы парниковых газов и будут даны уже с учетом установленных целевых показателей сокращения. Такая отчетность организаций, деятельность которых наносит существенный вред окружающей среде, выступает одним из инструментов перехода к низкоуглеродной экономике.
Решение климатической проблемы невозможно только на территории одной страны. Следовательно, при разработке внутригосударственной политики стоит учитывать мировые тенденции. Они включает в себя принятие мер по адаптации и смягчение последствий [10]. В Доктрине 2023 года они нашли свое отражение в виде закрепления в качестве приоритетных направлений климатической политики. Следует подчеркнуть, что несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, в Доктрине особенно подчеркивается необходимость международного сотрудничества, но при недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю, т.е. с сохранением самостоятельности государств при решении климатической проблемы.
Сделаем вывод. Проблема изменения климата в рамках действия новой Климатической доктрины РФ раскрывается посредством определения парниковых газов в качестве главной причины. В связи с этим климатическая политика строится на сокращении выбросов парниковых газов и достижении к 2060 году баланса между выбросами и поглощением. Первые результаты уже можно увидеть. Так, в 2023 году темпы роста концентрации углекислого газа снизились [3, с. 93]. Следует признать, что установленные показатели сокращения выбросов парниковых газов окажутся действенными только в том случае, если потепление сохранится в пределах + 1,5 °C. Таким образом, положения Климатической доктрины РФ направлены не на комплексное решение проблемы.
Список литературы:
1. Макаров И. А. Глобальное изменение климата как вызов мировой экономике и экономической науке / / Экономический журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 479-494.
2. State of the Global Climate 2023 // URL: https://library.wmo.int/records/item/68835-state-of-the-global-climate-2023 (дата обращения 28.10.2024).
3. Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2023 год. – Москва, 2024. – 104 с.
4. Указ Президента РФ от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 44. – Ст. 7865.
5. Углеродно нейтральное действие. Климатическую доктрину России обновили к международным переговорам // URL: https://www.kommersant.ru/doc/6310338 (дата обращения 29.10.2024).
6. Любарская М. А. Теоретические и практические аспекты низкоуглеродного развития экономики // ЭВ. – 2021. – №2 (25). – С. 100-104.
7. Белик И.С., Стародубец Н.В., Майорова Т.В., Ячменева А.И. Механизмы реализации концепции низкоуглеродного развития экономики: монография. – Уфа: Омега Сайнс, 2016. – 119 с.
8. Указ Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» // Российская газета. – 2020. – № 250.
9. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 27 (часть I). – Ст. 5124.
10. AR6 Synthesis Report. Headline Statements // URL: https://www.ipcc.ch/report/ar6/syr/resources/spm-headline-statements (дата обращения 29.10.2024).