Характеристика монологической речи и ее особенности

Автор: Колпакова Наталья Анатольевна

Характеристика монологической речи и ее особенности

Автор: Колпакова Н.А.

учитель-логопед МАОУ СШ 156 г. Красноярска

 

Развитие связной монологической речи — это проблема, включающая в себя много различных аспектов. Она является предметом изучения разных наук — социальной психологии, лингвистики, психолингвистики, общей и специальной методики и т.д. Многими педагогами, такими как К. Д. Ушинский, А. М. Бородич, О. С. Ушаков, А. М. Леушина, Е. А. Флерина, изучались разнообразные аспекты развития связной речи. В психологии этим вопросом занимались следующие ученые: Ф. А. Сохин, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев.

В литературе нередко при определении сущности представленного вида речи упор делается на слове «связная». Так как предложения все объединены между собой, то такая единица языка как предложение, тоже попадает под определение «связная речь». В психологической, педагогической и психолингвистической литературе дается следующее определение понятию связная речь — это схожий вид речевого общения, а также особенный вид речемыслительной деятельности, который имеет сложное строение, в отличие от предложения или диалогической речи. Собственно, этим определяется тот факт, что даже неплохо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в абсолютной мере умения образовывать связные сообщения. По мнению М. Р. Львова, связная речь — это отрезок речи, который располагает высокой протяженностью и разделяет на более или менее законченные части, а также смысловое развернутое высказывание, которое снабжает общение и взаимопонимание.

Связная речь — это, по мнению А. М. Бородич, смысловое развернутое высказывание (т.е. ряд логически сочетающихся предложений), что обеспечивает общение и взаимопонимание между людьми.

С. Л. Рубинштейн определяет связную речь, как понятную для слушателя или читателя адекватность речевого оформления мысли пишущего или говорящего.

Л. С. Выготский [6] дает следующее определение монологической речи — это высшая форма речи, которая развивается намного позднее, чем диалог. Специфику монолога (ее письменной и устной формы) ученый усматривает в его особенной структурной организации, сложности строения композиции, надобности максимальной мобилизации слов.

Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в немалой степени произвольна: говорящий имеет намерение показать содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму, и построить на его начале высказывание. Также монологическую речь можно отнести к организованному виду речи, так как человек создает не только лишь отдельное свое высказывание, но и всю свою речь полностью, т.е. весь свой монолог, как единое целое.

Л. В. Щерба считал, что монолог возлежит в основании литературного языка, ибо любой монолог и есть литературное произведение в зачатке. Он рассматривал монолог как выработанную систему облеченных в словесную форму мыслей, являющуюся сознательным влиянием на окружающих.

По мнению А. В. Текучева, связная речь — это каждая единица речи, собранные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) препровождают собой созданное на основе логики и грамматики единое целое.

Исходя из этого, любое независимое отдельное предложение можно подвергать анализу как одну из разновидностей связной речи. В связной речи исследователи отмечают присутствие четырёх главных групп связей:

·                        логических (как речь относится к объективному миру и мышлению);

·                        функционально-стилевых (партнеры по общению и отнесенность речи к ним);

·                        психологических (как речь относится к сферам общения);

·                        грамматических (отнесение речи к структуре языка).

Речь считается связной, если для нее свойственны:

·                        содержательность (знание предмета, о котором говорится);

·                        правильность (честное описание окружающей реальности, подбор слов и словосочетаний, наиболее годящихся к предоставленному содержанию);

·                        логичность (последовательность в изложении своих мыслей);

·                        ясность (она должна быть понятна для окружающих);

·                        богатство, правильность, чистота (разнообразие).

Характеризуя психологические особенности монологической речи, надлежит заметить, что монолог это весь развернутый вид речевой деятельности, при котором незначительно слабо применяется неречевая информация, приобретаемая из условий разговора. К тому же, это весь активный, деятельный и произвольный вид речи, и человеку нужно иметь какую-нибудь интересную тему и обладать способностью на ее начале построить свое высказывание или порядок высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, предполагающий наличие умений программировать не только некоторое высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно применять языковые средства адекватно коммуникативному намерению, а также отдельные неязыковые коммуникативные средства выражения мысли (прежде всего, интонация). Были выделены следующие виды связной монологической речи:

1.                   описание,

2.                   повествование,

3.                   рассуждение.

Описание как речь — это совмещение предметного значения предмета мысли и речи в обширном соображении (картина, портрет, натюрморт и т.д.) с его способом выражения и изложения, применяя синхронные перечисления признаков данного предмета, т.е. используя описания. Описание — особое обличье связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания содержится в сотворении словесного образа объекта, признаки и свойства которого открываются в определенном порядке. Описание — это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как пример, модель монологического сообщения в виде перечисления синхронных или устойчивых признаков предмета в обширном понимании, имеющий в своем распоряжении для этого определенную языковую структуру. Ф. А. Сохин утверждает, что структура описания «мягкая» и может иметь различные варианты.

К важнейшим характеристикам рассказа-описания относятся:

·        связность рассказа;

·        последовательность изложения рассказа;

·        организация сообщения, используя логику и смысловую конструкцию, в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Следующий тип монолога — повествование, это связный рассказ о различных событиях. Повествование — это такой тип речи, который представляет сообщение о происходящих в разное время действиях и состояниях, но связанных между собою, зависимые друг от друга. Повествование располагает рядом определяющих его признаков: динамичностью, которая определяется семантикой глаголов, а также временными формами глаголов со значением мгновенности и стремительности («неожиданно», «вдруг» и пр.), присутствием обстоятельственных слов со смыслом временной последовательности («после этого», «когда-то», «потом» и др.), союзов со значением чередования между собой и др. В отличие от описания, в повествовании можно допустить смешение времен. Наличие сюжета и главных действующих персонажей — это один и важнейших признаком повествования. В повествовании должна соблюдаться особая структура: сначала идет знакомство с периодом и местом, где происходит все действие; далее уже в завязке идет знакомство с началом действия или с причиной, по которой происходит событие; затем идет само развитие события и также его кульминация, которая в итоге разрешается развязкой. Структура повествования характеризуется не малой твердостью, оттого что перестановка компонентов зависит от фактора ограничения по временной последовательности, и искажение которой может привести к неправильному сюжету. Между предложениями характерна цепная связь.

Рассуждение — это третий тип монологической речи. Логическое изложение материала в форме доказательств — это один из важнейших признаков такого вида монологической речи. Рассуждение — это такой тип речи, который характеризуется особенными логическими связями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключение. В рассуждении всегда доказывается какой-либо факт, отстаивается точка зрения, проистекает открытие причинно-следственных связей и отношений. Главное отличие рассуждения: это непременное присутствия в нем двух смысловых частей, которые соединены между собой: первая часть — это то, что истолковывается, аргументируется, а вторая — это само разъяснение, подтверждение. В рассуждении присутствует следующая композиция порядка: введение, наличие тезиса, затем доказательства в его пользу и сам итог-вывод. Из-за того, что доказательства тезиса могут преподноситься в разнообразной последовательности, построение рассуждения не является жестким. В данном типе связной речи может обосновываться не одно, а даже несколько положений, может быть подведено несколько итогов и выводов, или сделан один общий. В рассуждении применяются разнообразные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом «так как», «потому что», «поэтому», «если», «то»; глагольные словосочетания; имена существительные в родительном падеже с предлогами «из — за», «от», «с»; вводные слова; бессоюзная связь слова «во-вторых», «вот», «значит», «во-первых», «например». Началом рассуждения является логическое мышление, отображающее многообразность связей и отношений реального мира. Дети дошкольного возраста постигают наиболее элементарные рассуждения разговорного стиля.

 Таким образом, подводя краткий итог, можно сделать следующее обобщение: связная речь традиционно разделяется на два главных ее вида — диалог — это наиболее простой и ранний вид связной речи, и монолог. Диалогическая речь проистекает только в особенной ситуации и подвергается регуляции лишь внешними мотивами. Монологическую речь можно отнести к наиболее развернутому, сложному и организованному виду связной речи, который подвергается регуляции как внешними, так и внутренними мотивами. Монологическая речь — это произвольный вид речи, и оттого он требует особенного речевого воспитания. Важнейшие виды монологической речи — это рассуждение, описание и повествование. У детей дошкольного возраста наиболее встречаются описание и повествование.

 

Скачать статью

×
×