Автор: Шеляпина И.И. директор к.п.н. Весёлова Я.С. заместитель директора. Давыденко М.Г. старший воспитатель. Клепча Т.А. педагог психолог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 9»
144006, Московская область, г. Электросталь, ул. Первомайская, д. 014
+7(917)544-10-58
elst_mougim_9@mosreg.ru
«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР»
Стажировочная площадка «Детский сад – маршруты развития» Федерального проекта «Современная школа»
национального проекта «Образование»
Методические рекомендации поорганизации методического сопровождения деятельности молодых специалистов и педагогов реализующих программы дошкольного образования на базе ресурсного центра.
.
Авторы-составители: Шеляпина И.И. директор, кандидат педагогических наук.
Веселова Я.С., заместитель директора; Давыденко М.Г., старший воспитатель;
Клепча Т.А. педагог-психолог, старший воспитатель.
г.о. Электросталь 2024
Составители:
Веселова Я.С., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №9», куратор ресурсного центра комплексной поддержки и сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и педагогов, реализующих программы дошкольного образования» ;
Давыденко М.Г., старший воспитатель организатор ресурсного центра комплексной поддержки и сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и педагогов, реализующих программы дошкольного образования»;
Клепча Т.А. педагог-психолог, старший воспитатель .
Рецензент:
Шеляпина И.И. директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №9», кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации.
В методических рекомендациях представлены комплекты диагностических материалов по определению уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках деятельности стажировочной площадки
«Детский сад — маршруты развития», выполняющей организационно- методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта
«Образование», Ресурсного центра «Комплексная поддержка и сопровождение профессиональной деятельности молодых специалистов и педагогов, реализующих программы дошкольного образования»
Материалы адресованы руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций.
Методические рекомендации содержат общие вопросы организации работы образовательного учреждения с молодыми специалистами; вопросы планирования и функционирования Школы
молодого педагога (ШМП); материалы для мониторингаразработаны отдельно.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность определяется современной ситуацией, когда в условиях реформирования национальной системы образования, внедрения национального проекта «Образование» повышение качества образования связывается с системой профессионального роста педагогических работников.
Проходя этапы профессиональной адаптации, молодой педагог испытывает ряд дополнительных трудностей, связанных с налаживанием отношений с тремя субъектами образовательного процесса – учащимися, родителями, коллегами.
Результаты мониторинговых исследований, проводимых в гимназии, свидетельствуют о том, что молодые специалисты имеют дефициты:
— в применении индивидуального подхода к обучающимся / воспитанникам – 90%;
— в умении устанавливать контакт с родителями детей – 85%;
— в умении управлять вниманием воспитанников , контролировать их – 70%;
— в заполнении документации, отчетов – 70%;
— в умении самопрезентации себя и своей деятельности – 60%
— в планировании образовательной деятельности подборе заданий, материалов – 50%;
— в навыках профессионального общения – 40%;
— в умении применять ИКТ компетенции в образовательном процессе – 20%;
— в умении налаживать отношения с коллегами – 25%.
Таким образом, потребности молодых педагогов условно делятся на три группы по профессиональным дефицитам: коммуникативные, методические, психолого- педагогические.
Практика и социально-педагогические исследования показывают: молодому педагогу недостаточно иметь даже очень высокий уровень готовности к работе в сфере педагогики. У него возникают профессиональные дефициты: недостаток методических знаний, а также знаний и умений в сфере воспитания учащихся, неумение применять теоретические знания на практике, затруднения в осуществлении проектировочной, организаторской и коммуникативной деятельности. Высока вероятность, что личностная и профессиональная адаптация будут проходить сложно и потребуют много времени. По нашему мнению, изменить ситуацию можно благодаря грамотному методическому сопровождению педагогов в образовательных организациях на базе ресурсного центра, в том числе и форме
стажировочных площадок.
Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида: – социально- психологическую адаптациюмолодого педагога; – социально-организационную адаптацию молодого педагога; – психофизиологическую адаптацию молодого педагога; – профессиональную адаптацию молодого педагога.
Первые годы профессиональной деятельности педагога определяют характер его дальнейшего бытия, успешность профессионального развития, практическое вхождение молодых специалистов в педагогическую профессию, активное включение в систему профессиональной деятельности и профессиональный рост, является одной из наиболее важных социально — психолого-педагогических проблем современного общества, ключевой задачей современной образовательной политики.
Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает переход на персонифицированную модель повышения квалификации нетолько во время курсов повышения квалификации, но и в межкурсовой период. Центральным звеном в профессиональном становлении молодых педагогов традиционно являются образовательные организации, в которых они работают.
Особое значение приобретает этап «погружения» в педагогическую профессию, работа с молодыми работниками дошкольных образовательных организаций как важнейшая составляющая кадрового ресурса муниципальной системы образования.
Настоящие методические рекомендации содержат общие вопросы организации работы с молодыми специалистами;
Методические рекомендации разработаны в помощь администрации образовательных организаций, могут быть полезны всем, кто занимается системой сопровождения молодых педагогов и педагогов с профессиональными дефицитами.
Опыт организации профессионального сопровождения педагогов через модель ресурсного центра обеспечиет формирование системного подхода к развитию и поддержке молодых специалистов и педагогов с профессиональными дефицитами. Данный подход предусматривает развитие инфраструктуры, поддерживающей молодых специалистов, и педагогов с профессиональными дефицитами, формирование методического банка данных и предоставление
открытого доступа к информационным ресурсам, что позволит обеспечить привлечение, успешную адаптацию молодых специалистов в образовательной организации будет способствовать их личностному развитию и росту профессиональных компетенций и как следствие повышения качества дошкольного образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:
Ø Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 № 204;
Ø Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474;
Ø Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей;
Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» от 22.03.2019 № 21н;
Ø приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
Ø распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
Ø распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;
Ø письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № АЗ- 872/08 «О направлении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
Ø письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России № 03 235 от 15.02.2023;
Ø Трудовой кодекс РФ;
Ø Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда России Российской Федерации и социальной защиты от 18.10.2013 № 544н;
Ø локальные акты ОО об организации деятельности ресурсного центра на основании нормативной базы;
ГЛОССАРИЙ
Адаптация — приспособление уже имеющегося опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых умений и навыков, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Молодой специалист (молодой педагог) — работник в возрасте до 35 лет, находящийся втрудовых отношениях с работодателем и впервые приступивший к работе по полученной специальности в течение года после окончания организации высшего или профессионального образования, имеющей государственную аккредитацию.
Статус молодого специалиста сохраняется или продлевается в случаях: призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; перехода работника в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность на территории области; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Профессиональная адаптация — процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами.
Профессиональные дефициты — отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определённых направлений педагогической деятельности.
Школа молодого педагога (ШМП) — педагогический орган, способствующий профессиональному становлению молодого специалиста.
Сетевое взаимодействие в образовании – это система предоставления образовательных услуг, в рамках которой обучающиеся могут выбирать свои индивидуальные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного образовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации
педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний и др.). Профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности и определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний, способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Информационно-методическое сопровождение — это технология управления инновационной деятельностью педагогов, включающая процесс постановки, диагностики, решения профессиональных задач и проблем, информирование о путях их решения, оказание помощи, предполагающей взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего (рабочее определение).
Банк данных — это система специальным образом организованных данных (баз данных), а также технических, программных, языковых и организационно- методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных. Это масштабная база профессиональных знаний, созданная по темам с использованием самых современных способов визуализации материала.
Ресурсный центр в образовании — это образовательное учреждение, которое концентрирует, аккумулирует, оптимизирует и создаёт информационные, технические, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Цели и задачи деятельности ресурсного центра
Целью деятельности ресурсного центра является методическая и информационная поддержка педагогических работников образовательных организаций по реализуемому содержательному направлению.
Задачи ресурсного центра:
— консультативно-методическое сопровождение деятельности руководящих и педагогических работников образовательных организаций по реализуемому содержательному направлению;
— организация и проведение мероприятий по реализуемому содержательному направлению;
— предоставление материально-технической базы для проведения мероприятий в рамках направления функционирования ресурсного центра;
— формирование банка данных и распространение педагогического опыта по использованию образовательных ресурсов в рамках направления функционирования ресурсного центра;
— ознакомление общественности с результатами работы по реализуемому содержательному направлению;
— развитие модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями, методической службой, организациями высшего и среднего профессионального образования, институтами дополнительного профессионального образования.
Основные функции и содержание деятельности ресурсного центра
Ресурсный центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции планирования, организации, координации и анализа деятельности по направлению стажировочной площадки. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с дорожной картой. Ресурсный центр при формировании дорожной карты учитывает не только свой опыт, но и аккумулирует опыт других образовательных учреждений.
Основными содержательными компонентами деятельности ресурсного центра являются:
— выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в рамках обозначенного направления деятельности;
— подготовка и проведение по актуальным проблемам своего направления деятельности конференций, совещаний, семинаров, мастер-классов, конкурсов, совместной проектной деятельности, использование других форм работы с муниципальными образовательными учреждениями;
— оказание консультационной, методической, организационной и технической поддержки образовательным учреждениям по вопросам деятельности ресурсного центра;
— участие в повышении квалификации педагогических работников, в работе методических объединений и творческих групп различного уровня;
— организационно-регулятивное взаимодействие с образовательными учреждениями по направлению деятельности ресурсного центра;
— изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса в рамках обозначенного направления деятельности средствами анкетирования, проведения социологического опроса, диагностики;
— подготовка методических рекомендаций по обозначенному направлению деятельности, публикаций о деятельности ресурсного центра;
— установление и развитие внешних связей в рамках обозначенного направления деятельности;
— осуществление мониторинга реализуемой дорожной карты деятельности ресурсного центра.
Организационно-методическую поддержку деятельности ресурсного центра осуществляет МУ ДПО «Методический центр» в рамках сетевого взаимодействия муниципальной образовательной среды.
Механизмы работы ресурсного центра
Механизм сопровождения представляет структуру полного замкнутого цикла мероприятий (см. Рис.2)
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Информационн ая поддержка |
Предоставление пространства для |
Организация взаимодействия между образовательны ми организациями |
SHAPE \* MERGEFORMAT
Проведение мониторингов, разработка аналитических материалов |
Организация мероприятий поповышению профессиональн ых компетенций |
Разработка методических материалов и рекомендаций |
Рис.2
1. Проведение мониторингов, разработка аналитических материалов с целью выявления проблем, запросов, профессиональных дефицитов педагогов: мониторинг профессиональных компетенций педагогов, анализ мотивации и уровня удовлетворенности педагогов; мониторинг обеспечения необходимыми условиями во время мероприятий.
2. Повышение компетенций участников деятельности: проведение очных и дистанционных семинаров и форумов; разработка методических материалов и рекомендаций; организация встреч для обмена опытом, а также встреч с экспертами по интересующим темам.
3. Организация взаимодействия между образовательными организациями. Проведение круглых столов, форумов, совещаний по обсуждению актуальных вопросов и проблем.
Ресурсный центр должен обеспечивать эффективное и всестороннее взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, поддерживать отношения с ключевыми партнерами. На площадке ресурсного центра аккумулируются общие проблемы, вопросы, ожидания молодых специалистов, которые впоследствии обсуждаются с целью поиска совместных решений и реализации инициатив. Официальным документом,
регламентирующим партнерские отношения, является соглашение о сотрудничестве.
4. Предоставление пространства и помещений для организации мероприятий. Наличие актового и конференц-зала, пространства для групповой работы, проведения мероприятий, материально-технической базы: оргтехники, инвентаря.
5. Информационная поддержка. Разработка и ведение страницы сайта ресурсного центра; разработка и ведение страниц в социальных сетях; интеграция новостей, анонсов событий, релизов, медиаматериалов; интеграция и содействие в продвижении контента в информационные ресурсы педагогических сообществ. Одной из важных задач является создание единого комфортного информационного пространства, где каждый участник может своевременно получить полную информацию о событиях, возможностях, мероприятиях.
Система работы с молодыми педагогами может регламентироваться
следующими локальными документами:
1. План работы образовательной организации.
2. Положение о ресурсном центре (Приложение 1)
3. Дорожная карта ресурсного центра (Приложение 2)
4. План работы Школы молодого педагога.
5. «Дорожная карта» и план мероприятийподдержки и сопровожденияпедагогических работников.
6. Индивидуальная карта профессионального развития педагога или ИОМ (Приложение 3)
Методическое сопровождение молодого специалиста проектируется и развивается в соответствии с единой логикой построения методической работы учреждения, муниципалитета,региона.
Программа поддержки и сопровождения молодых специалистов представляет ценностно-логическую модель, предполагающую системное взаимодействие трех смысловых центров:
• педагога -автора собственного маршрута профессионального развития в условиях
курсов повышения квалификации, методических активностей и самообразования;
• пространства методической поддержки и сопровождения профессионального
рост
а; • среды, профессионально развивающей педагога, которая, в свою очередь,
развивается творческой деятельностью педагога.
Модель ресурсного центра
Организационное ядро ресурсного центра:
1. Оперативное управление деятельностью ресурсного центра осуществляет директор учреждения, на базе которого он создан, и руководитель ресурсного центра по направлению комплексного информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и организационно-методической поддержки педагогов, реализующих программы дошкольного образования.
2. В целях координации деятельности ресурсного центра определяется куратор ресурсного центра.
3. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Управлением образования.
4. Ресурсный центр является площадкой для взаимодействия и организации деятельности совместно с образовательными организациями, являющимися площадками сетевого взаимодействия на основе соглашений
5. Пул организаций-партнеров — совокупность организаций, заинтересованных в сотрудничестве при посредничестве ресурсного центра по направлению комплексного информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и организационно-методической поддержке педагогов, реализующих программы дошкольного образования (См. Рис.1).
студунты учителя ВУЗов и колледжей классов |
контингент |
педагоги с професиональным дефицитами |
молодые специалисты |
пул организаций партнеров |
заинтересованные организации |
куратор ресурсного центра |
организационная команда |
ресурсный центр |
Рис.1
Основные участники реализации программы:
• администрация образовательной организации;
• рабочая группа ресурсного центра;
• организаторы мероприятий;педагоги — молодые специалисты (до 3-х лет);
• педагоги, реализующие программы дошкольного образования;
• педагог — психолог.
Функции участников реализации программы.
Директор, Заместитель директора, руководитель ресурсного центра.
• определяетстратегию введения молодого специалистав образовательноепространство;
• разрабатывает механизм сопровождения и становления молодого педагога;
• организует и контролируетсотрудничество и
взаимодействие молодогоспециалиста с наставником;
• отслеживает результативность деятельности молодого специалиста, эффективность деятельности наставника.
Старший воспитатель, член рабочей группы ресурсного центра
• разрабатывает совместно с молодым специалистом индивидуальный маршрутпрофессионального развития (индивидуальный образовательный маршрут- ИОМ);
• составляет план работы;
• осуществляет анализ деятельности;
• оказывает повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний,умений, навыков.
Огранизаторы мероприятий, члены рабочей группы ресурсного центра
• осуществляют деятельность по повышению уровня профессионального мастерствамолодого специалиста в зависимости от этапа сопровождения.
Молодой специалист
• принимает участие в методической работе образовательного учреждения и муниципальном уровне;
• сотрудничает с опытными педагогами и методистами для разработки собственной стратегии педагогической деятельности;
• осуществляет деятельность по повышению уровня своего профессиональногомастерства.
Педагог, реализующий программы дошкольного образования
• принимает участие в методической работе образовательного учреждения и муниципальном уровне;
• сотрудничает с опытными педагогами и методистами для разработки собственной стратегии педагогической деятельности;
• осуществляет деятельность по повышению уровня своего профессиональногомастерства и восполнения профессиональных дефицитов.
педагог – психолог
• руководит процессом мониторингофых и диагностических мероприятий.
Программа поддержки и сопровождения молодых специалистов и педагого с дефицитами предусматривает перевод теоретических знаний, полученных молодыми специалистами, в практические умения, которые необходимы для работы в образовательных организациях. В ходе реализации Программы создаются условия, способствующие формированию умения практически действовать в разнообразных ситуациях, преодолевать профессиональные трудности, а также в установлении контакта со всеми участниками образовательных отношений.
В Таблице 1 представлены этапы информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов на базе ресурсного центра .
Таблица 1. (Технология)
Этап 1 |
|||||
Диагностика профессиональных затруднений, дефицитов, запросов и потребностей педагогических возможностей |
|||||
профессиональная диагностика, в том числе по результатам РИКУ |
Изучение запросов педагогов |
Изучение запроса государства и общества |
|||
Знание в области: -дошкольной педагогики и психологии; -методик развития детей дошкольного возраста: — образовательных технологий; -основных подходов к воспитанию и развитию; — аспектов по взаимодействию с родителями |
Сравнение внешних ожиданий с имеющимся кадровым и образовательным потенциалом |
||||
Определение целевых групп педагогов |
|||||
Студент ВУЗа или молодой специалист «Я готов» |
Педагог — стажист «Я хочу» |
Педагог — профи «Я могу» |
Педагог- «Я выгорел» |
||
Педагог менее 3 лет в должности, готов к восприятию нового, самосовершенствова нию, готов решать профессиональные задачи |
Педагог более 3 лет в должности, воспринимает изменения, самосовершенствуе тся, решает профессиональные задачи, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт |
Педагог более 5 лет в должности, воспринимает изменения, самосовершенствуе тся, решает экспериментальные задачи, занимается инновационной деятельностью, разработкой и внедрением новых образовательных технологий, изучает передовой научный |
Педагог более 20 лет вдолжности, не воспринимает изменения, не считаетнужным изучать передовой педагогический опыт, считает, что узнал в педагогике все, что можно узнать. |
||
|
|
опыт. |
|
||||
Этап 2 |
|||||||
Организация деятельности по направлениям сопровождения педагогов, формы |
|||||||
Направление: психолого-педагогическая компетентность и коммуникативная компетентность Формы: форумы и фестивали, городские методические объединения; сетевое профессиональное сообщество; вебинары; союз педагогов, др. |
Направление: методологическая компетентность и исследовательская компетентность Формы: мастер-сессии; постоянно действующие семинары, лекции повышения квалификации, научно- практические конференции, ярмарки педагогических идей; творческие лаборатории; методические объединения и др. |
Направление: презентационная компетентность и акмеологическая компетентность Формы: вебинары семинары, методические дни, диалоговые площадки, внутрифирменное обучение; открытые мероприятия; дискуссионные клубы; мастер-классы; семинары- практикумы, деловая игра, ролевая игра. |
|||||
Распределение организаций площадок сетевого взаимодействия |
|||||||
Базовые условия для реализации Формирование внутренней и внешней мотивации; персонифицированный подход к каждому педагогу; создание комфортной, творческой инновационной среды; нахождение педагогав квалифицированном сообществе опытных коллег; сочетание использованию потенциала группового обучения с индивидуальном |
|||||||
Этап 3 |
|||||||
Информационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Содержание |
|||||||
|
Блок «психолого- педагогическая компетентность и коммуникативная компетентность» |
Блок «методологическая компетентность и исследовательская компетентность» |
Блок «презентационная компетентность и акмеологическая компетентность» |
||||
|
МУ ДПО «Методический центр», СОШ № 22, Лицей №14, Гимназия №4, ОО территорий, лекторы |
Гимназия№9, Гимназия №21, Гимназия №4, Лицей №7, СОШ №11,12,15, МОУ ДО «Диалог», «Росток», МУ ДПО «Методический центр», ОО территорий, лекторы |
СОШ №1,5,13,18, «Центральная библиотечная система», МУ ДПО «Методический центр», ОО территорий, лекторы |
||||
|
Реализация программы развития профессиональных компетентностей педагогов. Обмен опытом между педагогическими работниками. Разработка рекомендаций |
Реализация программы развития профессиональных компетентностей педагогов. Обмен опытом между педагогическими работниками. Разработка рекомендаций |
Реализация программы развития профессиональных компетентностей педагогов. Обмен опытом между педагогическими работниками. Разработка рекомендаций. |
||||
Используемые технологии: проблемно-исследовательские, рефлексивные , деятельностные, самоопределенческие, коммуникативные |
|||
Этап 4 |
|||
Организация мониторинга эффективности деятельности по направлениям сопровождения педагогов. |
|||
|
психолого- педагогическая компетентность и коммуникативная компетентность |
методологическая компетентность и исследовательская |
презентационная компетентность и акмеологическая компетентность |
|
Определение точек роста и точек риска (анкетирование, опросы и т.д.) |
Определение точек роста и точек риска (анкетирование, опросы и т.д.) |
Определение точек роста и точек риска (анкетирование, опросы и т.д.) |
Этап 5 |
|||
Информационная поддержка |
|||
Разработка и ведение страницы сайта ресурсного центра; разработка и ведение страниц в социальных сетях; интеграция и содействие в продвижении контента в информационные ресурсы педагогических сообществ. |
|||
|
Площадка «психолого- педагогическая компетентность и коммуникативная компетентность» |
Площадка «методологическая компетентность и исследовательская компетентность» |
Площадка «презентационная компетентность и акмеологическая компетентность» |
|
Размещение информации на странице ресурсного центра. Формирование электронного банка данных |
Размещение информации на странице ресурсного центра. Формирование электронного банка данных |
Размещение информации на странице ресурсного центра. Формирование электронного банка данных |
Результат: Устранение профессиональных дефицитов, выстраивание вертикальных и горизонтальных профессиональных связей; формирование банка данных и распространение педагогического опыта по использованию образовательных ресурсов, эффективное и стабильное осуществление образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП. |
Предложенная система работы делает процесс реализации программы развития профессиональной компетентности молодых специалистов и педагогов поэтапным и технологичным. В ней прослеживаются этапы деятельности, структурные элементы каждого этапа и задачи, образуя замкнутый цикл и обеспечивая системное сопровождение профессиональной карьеры педагогов в контексте развития педагогического сообщества.
Ведущая роль в данном процессе принадлежит руководителю и координатору ресурсного центра, именно они определяют стратегию, координируют работу всех
участников образовательных отношений. Тактические задачи и исполнительские функции выполняют организаторы мероприятий: заместители директора, старшие воспитатели и педагоги-психологи, педагоги образовательных организаций. К работе в ресурсном центре могут быть привлечены администраторы, лекторы и другие специалисты на основании договоров безвозмездного оказания услуг, договоров гражданско-правового характера.
Важным условием достижения целей является техническое обеспечение дистанционных и очных семинаров, в том числе за счет внебюджетных средств.
Технология организационно-методического сопровождения деятельности педагога, на наш взгляд, является перспективной и актуальной, т.к. именно систематическая работа, организованная с педагогами, направленная на повышение профессионального роста, позволяет вывести их на более высокий профессиональный уровень, а для молодых специалистов — нивелировать страхи, связанные с профессией. Обеспечением системности является организация сопровождения через модель ресурсного центра и создания стажировочной площадки. Положительным эффектом технологии служит тиражируемый опыт лучших образовательных практик организаций, задействованных в проекте.
Система контроля (аудит) процесса адаптации и профессионального становления молодых специалистов.
Оценку процесса адаптации молодых педагогов и их соответствие требованиям образовательной организации можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита, который дает возможность систематически получать информацию о состоянии дел в образовательной организации по различным направлениям деятельности, проводить сравнение между заданным состоянием образовательного процесса, определяемым нормативными документами, и реально существующим.
Система контроля при работе с молодыми специалистами должна включать включает в себя следующее:
1. Оценка знания положений нормативно-правовых, инструктивно- методических документов, локальных актов, в том числе по вопросам реализации ФГОС ОО, введения профессионального стандарта и их исполнение (в форме анкетирования, тестирования, экспресс-опроса).
2. Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов с целью оказания им помощи по внесению изменений в собственную профессиональную деятельность в
соответствии с современными требованиями (в форме собеседования с педагогами, индивидуальных консультаций, консультаций по запросам педагогов).
3. Создание условий для развития профессиональной рефлексии в оценке
своейдеятельности (в форме анализа вместе с педагогом показателей мониторинга развития обучающихся/воспитанников, собственной деятельности, просмотренных мероприятий, планов учебно-воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать педагогический процесс и контролировать его качество).
4. Аудит программно-методического обеспечения образовательной деятельности молодого педагога.
Мониторинг педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия и пр., а особенно самодиагностик, направлено на овладение каждым педагогом навыками самоанализа, самооценки самоконтроля. Молодой педагог должен понимать, что самоанализ помогает выходить на новый уровень самоорганизации в режиме непрерывного педагогического самосовершенствования и поиска.
Одним из способов осуществить самодиагностику деятельности является ведение педагогом Индивидуальной карты профессионального развития педагога или ИОМ (Приложение 3) и портфолио.