«Методические рекомендации по организации методического сопровождения деятельности молодых специалистов и педагогов реализующих программы дошкольного образования на базе ресурсного центра»

Автор: Шеляпина И.И. директор к.п.н. Весёлова Я.С. заместитель директора. Давыденко М.Г. старший воспитатель. Клепча Т.А. педагог психолог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 9»

144006, Московская область, г. Электросталь, ул. Первомайская, д. 014

+7(917)544-10-58

elst_mougim_9@mosreg.ru

 

«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР»

 

 

Стажировочная площадка «Детский сад – маршруты развития» Федерального проекта «Современная школа»

национального проекта «Образование»

 

 

 

 
 

 

 

 

 

Методические рекомендации поорганизации методического сопровождения деятельности молодых специалистов и педагогов реализующих программы дошкольного образования на базе ресурсного центра.

 
 


.

 

Авторы-составители: Шеляпина И.И. директор, кандидат педагогических наук.

Веселова Я.С., заместитель директора; Давыденко М.Г., старший воспитатель;

Клепча Т.А. педагог-психолог, старший воспитатель.

 

 

 

г.о. Электросталь 2024

 

Составители:

 

Веселова Я.С., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №9», куратор ресурсного центра комплексной поддержки и сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и педагогов, реализующих программы дошкольного образования» ;

Давыденко М.Г., старший воспитатель организатор ресурсного центра комплексной поддержки и сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и педагогов, реализующих программы дошкольного образования»;

Клепча Т.А. педагог-психолог, старший воспитатель .

 

Рецензент:

Шеляпина И.И. директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №9», кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации.

 

В методических рекомендациях представлены комплекты диагностических материалов по определению уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках деятельности стажировочной площадки

«Детский сад — маршруты развития», выполняющей организационно- методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках федерального    проекта    «Современная    школа»    национального    проекта

«Образование»,    Ресурсного    центра    «Комплексная    поддержка                                                                                                                       и сопровождение профессиональной деятельности молодых специалистов и педагогов, реализующих программы дошкольного образования»

 

Материалы адресованы руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций.

 

 

 

Методические рекомендации содержат общие вопросы организации работы образовательного учреждения с молодыми специалистами; вопросы планирования и функционирования Школы

молодого педагога (ШМП); материалы для мониторингаразработаны отдельно.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность определяется современной ситуацией, когда в условиях реформирования национальной системы образования, внедрения национального проекта «Образование» повышение качества образования связывается с системой профессионального роста педагогических работников.

Проходя этапы профессиональной адаптации, молодой педагог испытывает ряд дополнительных трудностей, связанных с налаживанием отношений с тремя субъектами образовательного процесса – учащимися, родителями, коллегами.

Результаты мониторинговых исследований, проводимых в гимназии, свидетельствуют о том, что молодые специалисты имеют дефициты:

   в применении индивидуального подхода к обучающимся / воспитанникам – 90%;

   в умении устанавливать контакт с родителями детей – 85%;

  в умении управлять вниманием воспитанников , контролировать их – 70%;

  в заполнении документации, отчетов – 70%;

   в умении самопрезентации себя и своей деятельности – 60%

   в планировании образовательной деятельности подборе заданий, материалов – 50%;

   в навыках профессионального общения – 40%;

   в умении применять ИКТ компетенции в образовательном процессе – 20%;

   в умении налаживать отношения с коллегами – 25%.

Таким образом, потребности молодых педагогов условно делятся на три группы по профессиональным дефицитам: коммуникативные, методические, психолого- педагогические.

Практика и социально-педагогические исследования показывают: молодому педагогу недостаточно иметь даже очень высокий уровень готовности к работе в сфере педагогики. У него возникают профессиональные дефициты: недостаток методических знаний, а также знаний и умений в сфере воспитания учащихся, неумение применять теоретические знания на практике, затруднения в осуществлении проектировочной, организаторской и коммуникативной деятельности. Высока вероятность, что личностная и профессиональная адаптация будут проходить сложно и потребуют много времени. По нашему мнению, изменить ситуацию можно благодаря грамотному методическому сопровождению педагогов в образовательных организациях на базе ресурсного центра, в том числе и форме

 

стажировочных площадок.

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида: – социально- психологическую адаптациюмолодого педагога; – социально-организационную адаптацию молодого педагога; – психофизиологическую адаптацию молодого педагога; – профессиональную адаптацию молодого педагога.

Первые годы профессиональной деятельности педагога определяют характер его дальнейшего бытия, успешность профессионального развития, практическое вхождение молодых специалистов в педагогическую профессию, активное включение в систему профессиональной деятельности и профессиональный рост, является одной из наиболее важных социально — психолого-педагогических проблем современного общества, ключевой задачей современной образовательной политики.

Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает переход на персонифицированную модель повышения квалификации нетолько во время курсов повышения квалификации, но и в межкурсовой период. Центральным звеном в профессиональном становлении молодых педагогов традиционно являются образовательные организации, в которых они работают.

Особое значение приобретает этап «погружения» в педагогическую профессию, работа с молодыми работниками дошкольных образовательных организаций как важнейшая составляющая кадрового ресурса муниципальной системы образования.

Настоящие методические рекомендации содержат общие вопросы организации работы с молодыми специалистами;

Методические рекомендации разработаны в помощь администрации образовательных организаций, могут быть полезны всем, кто занимается системой сопровождения молодых педагогов и педагогов с профессиональными дефицитами.

Опыт организации профессионального сопровождения педагогов через модель ресурсного центра обеспечиет формирование системного подхода к развитию и поддержке молодых специалистов и педагогов с профессиональными дефицитами. Данный подход предусматривает развитие инфраструктуры, поддерживающей молодых специалистов, и педагогов с профессиональными дефицитами, формирование методического банка данных и предоставление

 

открытого доступа к информационным ресурсам, что позволит обеспечить привлечение, успешную адаптацию молодых специалистов в образовательной организации будет способствовать их личностному развитию и росту профессиональных компетенций и как следствие повышения качества дошкольного образования.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:

Ø Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 № 204;

Ø Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474;

Ø Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей;

Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Ø приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» от 22.03.2019 № 21н;

Ø приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

Ø распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;

Ø распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;

Ø письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № АЗ- 872/08 «О направлении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;

 

Ø письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России № 03 235 от 15.02.2023;

Ø Трудовой кодекс РФ;

Ø Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда России Российской Федерации и социальной защиты от 18.10.2013 № 544н;

Ø локальные акты ОО об организации деятельности ресурсного центра на основании нормативной базы;

 

ГЛОССАРИЙ

Адаптация — приспособление уже имеющегося опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых умений и навыков, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

Молодой специалист (молодой педагог) — работник в возрасте до 35 лет, находящийся втрудовых отношениях с работодателем и впервые приступивший к работе по полученной специальности в течение года после окончания организации высшего или профессионального образования, имеющей государственную аккредитацию.

Статус молодого специалиста сохраняется или продлевается в случаях: призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; перехода работника в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность на территории области; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Профессиональная адаптация — процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами.

Профессиональные дефициты — отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определённых направлений педагогической деятельности.

Школа молодого педагога (ШМП) — педагогический орган, способствующий профессиональному становлению молодого специалиста.

Сетевое взаимодействие в образовании – это система предоставления образовательных услуг, в рамках которой обучающиеся могут выбирать свои индивидуальные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного образовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации

 

педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний и др.). Профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности и определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний, способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Информационно-методическое сопровождение — это технология управления инновационной деятельностью педагогов, включающая процесс постановки, диагностики, решения профессиональных задач и проблем, информирование о путях их решения, оказание помощи, предполагающей взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего (рабочее определение).

Банк данных — это система специальным образом организованных данных (баз данных), а также технических, программных, языковых и организационно- методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных. Это масштабная база профессиональных знаний, созданная по темам с использованием самых современных способов визуализации материала.

Ресурсный центр в образовании — это образовательное учреждение, которое концентрирует, аккумулирует, оптимизирует и создаёт информационные, технические, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

Цели и задачи деятельности ресурсного центра

Целью деятельности ресурсного центра является методическая и информационная поддержка педагогических работников образовательных организаций по реализуемому содержательному направлению.

Задачи ресурсного центра:

        консультативно-методическое сопровождение деятельности руководящих и педагогических работников образовательных организаций по реализуемому содержательному направлению;

        организация и проведение мероприятий по реализуемому содержательному направлению;

        предоставление материально-технической базы для проведения мероприятий в рамках направления функционирования ресурсного центра;

        формирование банка данных и распространение педагогического опыта по использованию образовательных ресурсов в рамках направления функционирования ресурсного центра;

        ознакомление общественности с результатами работы по реализуемому содержательному направлению;

        развитие модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями, методической службой, организациями высшего и среднего профессионального образования, институтами дополнительного профессионального образования.

Основные функции и содержание деятельности ресурсного центра

Ресурсный центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции планирования, организации, координации и анализа деятельности по направлению стажировочной площадки. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с дорожной картой. Ресурсный центр при формировании дорожной карты учитывает не только свой опыт, но и аккумулирует опыт других образовательных учреждений.

Основными содержательными компонентами деятельности ресурсного центра являются:

        выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в рамках обозначенного направления деятельности;

 

        подготовка и проведение по актуальным проблемам своего направления деятельности конференций, совещаний, семинаров, мастер-классов, конкурсов, совместной проектной деятельности, использование других форм работы с муниципальными образовательными учреждениями;

        оказание консультационной, методической, организационной и технической поддержки образовательным учреждениям по вопросам деятельности ресурсного центра;

        участие в повышении квалификации педагогических работников, в работе методических объединений и творческих групп различного уровня;

        организационно-регулятивное взаимодействие с образовательными учреждениями по направлению деятельности ресурсного центра;

        изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса в рамках обозначенного направления деятельности средствами анкетирования, проведения социологического опроса, диагностики;

        подготовка методических рекомендаций по обозначенному направлению деятельности, публикаций о деятельности ресурсного центра;

        установление и развитие внешних связей в рамках обозначенного направления деятельности;

        осуществление мониторинга реализуемой дорожной карты деятельности ресурсного центра.

Организационно-методическую поддержку деятельности ресурсного центра осуществляет МУ ДПО «Методический центр» в рамках сетевого взаимодействия муниципальной образовательной среды.

 

 

Механизмы работы ресурсного центра

 

Механизм сопровождения представляет структуру полного замкнутого цикла мероприятий (см. Рис.2)

 

 

 SHAPE
 \* MERGEFORMAT

Информационн

ая поддержка

Предоставление

пространства для
организации мероприятий

Организация

взаимодействия между образовательны ми организациями

  SHAPE  \* MERGEFORMAT

Проведение

мониторингов, разработка аналитических материалов

Организация

мероприятий поповышению профессиональн ых компетенций

Разработка

методических материалов

и рекомендаций

 

 

Рис.2

1.                      Проведение мониторингов, разработка аналитических материалов с целью выявления проблем, запросов, профессиональных дефицитов педагогов: мониторинг профессиональных компетенций педагогов, анализ мотивации и уровня удовлетворенности педагогов; мониторинг обеспечения необходимыми условиями во время мероприятий.

2.                      Повышение компетенций участников деятельности: проведение очных и дистанционных    семинаров     и     форумов;     разработка     методических     материалов и рекомендаций; организация встреч для обмена опытом, а также встреч с экспертами по интересующим темам.

3.                      Организация взаимодействия между образовательными организациями. Проведение круглых столов, форумов, совещаний по обсуждению актуальных вопросов и проблем.

Ресурсный центр должен обеспечивать эффективное и всестороннее взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, поддерживать отношения с ключевыми партнерами. На площадке ресурсного центра аккумулируются общие проблемы, вопросы, ожидания молодых специалистов, которые впоследствии обсуждаются с целью поиска совместных решений и реализации инициатив. Официальным документом,

 

регламентирующим партнерские отношения, является соглашение о сотрудничестве.

4.                           Предоставление пространства и помещений для организации мероприятий. Наличие актового и конференц-зала, пространства для групповой работы, проведения мероприятий, материально-технической базы: оргтехники, инвентаря.

5.                      Информационная поддержка. Разработка и ведение страницы сайта ресурсного центра; разработка и ведение страниц в социальных сетях; интеграция новостей, анонсов событий, релизов, медиаматериалов; интеграция и содействие в продвижении контента в информационные ресурсы педагогических сообществ. Одной из важных задач является создание единого комфортного информационного пространства, где каждый участник может своевременно получить полную информацию о событиях, возможностях, мероприятиях.

Система работы с молодыми педагогами может регламентироваться

следующими локальными документами:

1.                  План работы образовательной организации.

2.                  Положение о ресурсном центре (Приложение 1)

3.                  Дорожная карта ресурсного центра (Приложение 2)

4.                  План работы Школы молодого педагога.

5.                  «Дорожная карта» и план мероприятийподдержки и сопровожденияпедагогических работников.

6.                  Индивидуальная карта профессионального развития педагога или ИОМ (Приложение 3)

Методическое сопровождение молодого специалиста проектируется и развивается в соответствии с единой логикой построения методической работы учреждения, муниципалитета,региона.

Программа поддержки и сопровождения молодых специалистов представляет ценностно-логическую модель, предполагающую системное взаимодействие трех смысловых центров:

                     педагога -автора собственного маршрута профессионального развития в условиях

курсов повышения квалификации, методических активностей и самообразования;

                     пространства методической поддержки и сопровождения профессионального

рост

а;       •        среды, профессионально развивающей  педагога,  которая, в                                           свою очередь,

развивается творческой деятельностью педагога.

 

Модель ресурсного центра

Организационное ядро ресурсного центра:

1.  Оперативное управление деятельностью ресурсного центра осуществляет директор учреждения, на базе которого он создан, и руководитель ресурсного центра по направлению комплексного информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и организационно-методической поддержки педагогов, реализующих программы дошкольного образования.

2.          В целях координации деятельности ресурсного центра определяется куратор ресурсного центра.

3.                 Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Управлением образования.

4.       Ресурсный центр является площадкой для взаимодействия и организации деятельности совместно с образовательными организациями, являющимися площадками сетевого взаимодействия на основе соглашений

5.      Пул организаций-партнеров — совокупность организаций, заинтересованных в сотрудничестве при посредничестве ресурсного центра по направлению комплексного информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов и организационно-методической поддержке педагогов, реализующих программы дошкольного образования (См. Рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студунты                  учителя
начальных педагогических

ВУЗов и колледжей                   классов

контингент

педагоги с

професиональным

дефицитами

молодые

специалисты

пул организаций партнеров

заинтересованные

организации

куратор ресурсного центра

организационная команда

ресурсный центр

Рис.1

 

Основные участники реализации программы:

                     администрация образовательной организации;

                     рабочая группа ресурсного центра;

                     организаторы мероприятий;педагоги — молодые специалисты (до 3-х лет);

                     педагоги, реализующие программы дошкольного образования;

                     педагог — психолог.

 

Функции участников реализации программы.

Директор, Заместитель директора, руководитель ресурсного центра.

                     определяетстратегию введения молодого специалистав образовательноепространство;

                     разрабатывает механизм сопровождения и становления молодого педагога;

                     организует и  контролируетсотрудничество   и

взаимодействие                   молодогоспециалиста с наставником;

                     отслеживает   результативность деятельности молодого                   специалиста, эффективность деятельности наставника.

Старший воспитатель, член рабочей группы ресурсного центра

                     разрабатывает совместно с молодым специалистом индивидуальный маршрутпрофессионального развития (индивидуальный образовательный маршрут- ИОМ);

                     составляет план работы;

                     осуществляет анализ деятельности;

                     оказывает повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний,умений, навыков.

Огранизаторы мероприятий, члены рабочей группы ресурсного центра

                     осуществляют деятельность по повышению уровня профессионального мастерствамолодого специалиста в зависимости от этапа сопровождения.

Молодой специалист

                     принимает участие в методической работе образовательного учреждения и муниципальном уровне;

                     сотрудничает с опытными педагогами и методистами для разработки собственной стратегии педагогической деятельности;

                     осуществляет деятельность по повышению уровня своего профессиональногомастерства.

Педагог, реализующий программы дошкольного образования

                     принимает участие в методической работе образовательного учреждения и муниципальном уровне;

                     сотрудничает с опытными педагогами и методистами для разработки собственной стратегии педагогической деятельности;

                     осуществляет деятельность по повышению уровня своего профессиональногомастерства и восполнения профессиональных дефицитов.

педагог – психолог

         руководит процессом мониторингофых и диагностических мероприятий.

 

Программа поддержки и сопровождения молодых специалистов и педагого с дефицитами предусматривает перевод теоретических знаний, полученных молодыми специалистами, в практические умения, которые необходимы для работы в образовательных организациях. В ходе реализации Программы создаются условия, способствующие формированию умения практически действовать в разнообразных ситуациях, преодолевать профессиональные трудности, а также в установлении контакта со всеми участниками образовательных отношений.

В Таблице 1 представлены этапы информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов на базе ресурсного центра .

 

 

Таблица 1. (Технология)

Этап 1

Диагностика профессиональных затруднений, дефицитов, запросов и потребностей педагогических возможностей

профессиональная диагностика, в том числе по результатам РИКУ

Изучение запросов педагогов

Изучение запроса государства и общества

Знание в области:

-дошкольной педагогики и психологии;

-методик развития детей дошкольного возраста:

   образовательных технологий;

-основных подходов к воспитанию и развитию;

   аспектов по взаимодействию с

родителями

Сравнение внешних ожиданий с имеющимся кадровым и

образовательным потенциалом

Определение целевых групп педагогов

 

Студент ВУЗа или молодой специалист

«Я готов»

 

Педагог — стажист

«Я хочу»

 

Педагог — профи

«Я могу»

 

Педагог-

«Я выгорел»

Педагог менее 3 лет в должности, готов к восприятию нового, самосовершенствова нию, готов решать профессиональные задачи

Педагог более 3 лет в должности, воспринимает изменения, самосовершенствуе тся, решает профессиональные задачи, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт

Педагог более 5 лет в должности, воспринимает изменения, самосовершенствуе тся, решает экспериментальные задачи, занимается инновационной деятельностью, разработкой и внедрением новых образовательных технологий,

изучает передовой научный

Педагог более 20 лет вдолжности, не воспринимает изменения, не считаетнужным изучать передовой педагогический опыт, считает, что узнал в педагогике все, что можно узнать.

           

 

 

 

опыт.

 

Этап 2

Организация деятельности по направлениям сопровождения педагогов, формы

Направление: психолого-педагогическая

компетентность и коммуникативная компетентность

Формы:        форумы и фестивали, городские методические объединения; сетевое профессиональное сообщество; вебинары; союз педагогов, др.

Направление: методологическая компетентность и исследовательская компетентность

Формы: мастер-сессии; постоянно действующие семинары, лекции повышения квалификации, научно- практические конференции, ярмарки педагогических идей; творческие лаборатории; методические объединения и др.

Направление: презентационная компетентность и акмеологическая компетентность

Формы:        вебинары семинары, методические дни, диалоговые площадки, внутрифирменное обучение; открытые мероприятия; дискуссионные         клубы; мастер-классы; семинары- практикумы, деловая игра, ролевая игра.

Распределение организаций площадок сетевого взаимодействия

Базовые условия для реализации

Формирование внутренней и внешней мотивации; персонифицированный подход к каждому педагогу; создание комфортной, творческой инновационной среды; нахождение педагогав квалифицированном сообществе опытных коллег; сочетание использованию потенциала группового обучения с индивидуальном

Этап 3

Информационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Содержание

 

Блок

«психолого- педагогическая компетентность и коммуникативная компетентность»

Блок

«методологическая компетентность и исследовательская компетентность»

Блок

«презентационная компетентность и акмеологическая компетентность»

 

МУ ДПО

«Методический центр», СОШ № 22,

Лицей №14, Гимназия №4, ОО территорий, лекторы

Гимназия№9, Гимназия №21, Гимназия №4, Лицей №7, СОШ №11,12,15,

МОУ ДО «Диалог»,

«Росток»,

МУ ДПО «Методический центр»,

ОО территорий,

лекторы

СОШ №1,5,13,18,

«Центральная библиотечная система», МУ ДПО «Методический центр»,

ОО территорий, лекторы

 

Реализация программы развития профессиональных компетентностей педагогов.

Обмен опытом между педагогическими работниками.

Разработка рекомендаций

Реализация программы развития профессиональных компетентностей педагогов.

Обмен опытом между педагогическими работниками.

Разработка рекомендаций

Реализация программы развития профессиональных компетентностей педагогов.

Обмен опытом между педагогическими работниками.

Разработка рекомендаций.

               

 

Используемые технологии:

проблемно-исследовательские, рефлексивные , деятельностные, самоопределенческие, коммуникативные

Этап 4

Организация мониторинга эффективности деятельности по направлениям сопровождения педагогов.

 

психолого- педагогическая компетентность и коммуникативная

компетентность

методологическая компетентность и исследовательская

презентационная компетентность и акмеологическая компетентность

 

Определение точек роста и точек риска (анкетирование, опросы и т.д.)

Определение точек роста и точек риска (анкетирование, опросы и т.д.)

Определение точек роста и точек риска (анкетирование, опросы и т.д.)

Этап 5

Информационная поддержка

Разработка и ведение страницы сайта ресурсного центра; разработка и ведение страниц

в социальных сетях; интеграция и содействие в продвижении контента в информационные ресурсы педагогических сообществ.

 

Площадка

«психолого- педагогическая компетентность и коммуникативная компетентность»

Площадка

«методологическая компетентность и исследовательская компетентность»

Площадка

«презентационная компетентность и акмеологическая компетентность»

 

Размещение информации на странице ресурсного центра.

Формирование электронного банка данных

Размещение информации на странице

ресурсного центра.

Формирование электронного банка данных

Размещение информации на странице ресурсного центра.

Формирование электронного банка данных

Результат:

Устранение профессиональных дефицитов, выстраивание вертикальных и горизонтальных профессиональных связей; формирование банка данных и распространение педагогического опыта по использованию образовательных ресурсов, эффективное и стабильное осуществление образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

ДО и ФОП.

 

Предложенная система работы делает процесс реализации программы развития профессиональной компетентности молодых специалистов и педагогов поэтапным и технологичным. В ней прослеживаются этапы деятельности, структурные элементы каждого этапа и задачи, образуя замкнутый цикл и обеспечивая системное сопровождение профессиональной карьеры педагогов в контексте развития педагогического сообщества.

Ведущая роль в данном процессе принадлежит руководителю и координатору ресурсного центра, именно они определяют стратегию, координируют работу всех

 

участников образовательных отношений. Тактические задачи и исполнительские функции выполняют организаторы мероприятий: заместители директора, старшие воспитатели и педагоги-психологи, педагоги образовательных организаций. К работе в ресурсном центре могут быть привлечены администраторы, лекторы и другие специалисты на основании договоров безвозмездного оказания услуг, договоров гражданско-правового характера.

Важным условием достижения целей является техническое обеспечение дистанционных и очных семинаров, в том числе за счет внебюджетных средств.

Технология организационно-методического сопровождения деятельности педагога, на наш взгляд, является перспективной и актуальной, т.к. именно систематическая работа, организованная с педагогами, направленная на повышение профессионального роста, позволяет вывести их на более высокий профессиональный уровень, а для молодых специалистов — нивелировать страхи, связанные с профессией. Обеспечением системности является организация сопровождения через модель ресурсного центра и создания стажировочной площадки. Положительным эффектом технологии служит тиражируемый опыт лучших образовательных практик организаций, задействованных в проекте.

Система контроля (аудит) процесса адаптации и профессионального становления молодых специалистов.

Оценку процесса адаптации молодых педагогов и их соответствие требованиям образовательной организации можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита, который дает возможность систематически получать информацию о состоянии дел в образовательной организации по различным направлениям деятельности, проводить сравнение между заданным состоянием образовательного процесса, определяемым нормативными документами, и реально существующим.

Система контроля при работе с молодыми специалистами должна включать включает в себя следующее:

1.                  Оценка знания положений нормативно-правовых, инструктивно- методических документов, локальных актов, в том числе по вопросам реализации ФГОС ОО, введения профессионального стандарта и их исполнение (в форме анкетирования, тестирования, экспресс-опроса).

2.                 Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов с целью оказания им помощи по внесению изменений в собственную профессиональную деятельность в

соответствии с современными требованиями (в форме собеседования с педагогами, индивидуальных консультаций, консультаций по запросам педагогов).

3.                  Создание условий для развития профессиональной рефлексии в оценке

 

своейдеятельности (в форме анализа вместе с педагогом показателей мониторинга развития обучающихся/воспитанников, собственной деятельности, просмотренных мероприятий, планов учебно-воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать педагогический процесс и контролировать его качество).

4.                  Аудит программно-методического обеспечения образовательной деятельности молодого педагога.

Мониторинг педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия и пр., а особенно самодиагностик, направлено на овладение каждым педагогом навыками самоанализа, самооценки самоконтроля. Молодой педагог должен понимать, что самоанализ помогает выходить на новый уровень самоорганизации в режиме непрерывного педагогического самосовершенствования и поиска.

Одним из способов осуществить самодиагностику деятельности является ведение педагогом Индивидуальной карты профессионального развития педагога или ИОМ (Приложение 3) и портфолио.

Скачать статью

×
×