Автор: Немчинова Светлана Викторовна
«Учителя – тоже люди!». Такой флэшмоб облетел все социальные сети в 2022 году, его поддержали тысячи учителей России. Это случилось после того, как педагог из Омска была вынуждена уволиться из школы после публикации своего фото в закрытом купальнике. Продолжение этого – история с педагогом из Барнаула, которая была уволена за фото в соцсетях, несмотря на то, что она пропагандировала здоровый образ жизни, занималась моржеванием и была активным членом федерации закаливания и зимнего плавания. Всему виной необоснованные нападки на сотрудников образования и обвинения в неподобающем поведении в социальных сетях. А уж если подобный вопрос возник, и не единожды, давайте разбираться, какие правила поведения установлены, и что оказалось, если не под запретом, но нежелательно…….
Для начала несколько слов о законодательстве… Прежде поведение педагогов и их внешний вид регулировал «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников», который издали еще в 2014 году! Документ имел ряд недостатков, в том числе положения о внешнем виде и дресс-коде были полностью скопированы с требований для госслужащих, что не всегда применимо к учителям. Но главной проблемой было обилие неточностей, формулировки трактовались в разных смыслах, что вызывало противоречия и разночтения…
Чтобы избежать двояких ситуаций, Министерство Просвещения России совместно с Общероссийским профсоюзом образования подготовили и направили в субъекты Российской Федерации соответствующие рекомендации по регулированию вопросов профессиональной этики педагогов.
В августе 2020 вышло «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». Почему примерное? На основе этого документа должны быть разработаны внутренние нормативные акты в каждом образовательном учреждении, а также региональные стандарты. Положение составлено на основе четырех основных законов: Конституции РФ; Трудового Кодекса РФ; Федерального Закона «Об образовании»; Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436.
Примерное положение уточняет и дополняет устаревший Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и содержит детализированное описание этических норм для педагогов, а также закрепляет их право на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших по факту нарушения норм профессиональной этики. Отдельными пунктами в нем отмечены соблюдение внешнего вида, соответствующего образовательному процессу, и поведение учителей в интернете.
«Педагогические работники, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданином, призваны воздержаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей», — говорится в документе, распространенном пресс-службой министерства.
Таким образом, при разработке отраслевых соглашений и локальных нормативных актов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, также предлагается руководствоваться указанным положением.
Особое внимание Минпросвещения России и Профсоюз обращают на необходимость разъяснения и соблюдения участниками образовательного процесса положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.
Стоит отметить, что сам регламент поведения педагога не дает четких инструкций относительно информации, которую можно размещать в социальных сетях, ссылаясь на федеральный закон. Поэтому рассмотрим его чуть подробнее.
В тексте положения рекомендуется избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации преподавателя или образовательной организации. Кроме того, педагог обязан проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность по отношению к ученикам и другим участникам образовательного процесса.
Отдельный пункт посвящен равенству прав и свобод. Педагогам рекомендовано соблюдать его независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Все, что может навредить ребенку, оговорено в специально разработанном законе. Это поможет избежать двояких трактовок и разногласий. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
И еще одно несомненное достижение: Положение имеет отдельные рекомендации о поведении в социальных сетях и в сети интернет, чего старые нормативные акты не предусматривали.
Также новый документ «Кодекс о профессиональной этике педагогических работников», помимо требований к педагогам, предусматривает и их права и защиту. Положение Минпросвещения и Профсоюза описывает порядок проведения расследования случаев нарушения педагогом норм профессиональной этики. В документе подчеркивается, что учитель имеет право на справедливое и объективное расследование специальной комиссией, а в случае несогласия с ее выводами он может обратиться в суд.
Итак, педагог призван:⇓
· С уважением относиться к чести и достоинству учащихся и других участников образовательного процесса.
· Исключить влияние личных и финансовых интересов на исполнение своих трудовых обязанностей.
· В общении с учениками, их родителями, законными представителями и коллегами быть тактичным, доброжелательным, вежливым, внимательным.
· В отношении к религиям и традициям других народов и национальных групп проявлять терпимость, учитывать их особенности, обеспечивать взаимодействие между учениками.
· Соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина в любых обстоятельствах (пол, возраст, раса, имущественное положение и др.)
· Избегать ситуаций, способных испортить репутацию педагога или образовательной организации.
· Внешний вид педагога должен соответствовать задачам реализуемой образовательной программы.
· Воздерживаться от публикации в сети интернет, в соцсетях, а также других общедоступных источниках, информации, способной навредить здоровью и/или развитию ребенка!
Правила поведения распространяются на всех без исключения педагогов: учителей школ, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работников типов образовательных учреждений, включая учреждения дополнительного образования.
Министерство просвещения и Общероссийский Профсоюз образования предлагают:
1. Предусмотреть в коллективных договорах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, принятие локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики педагогических работников, разработанных с учетом данного Положения
2. Разместить локальные нормативные акты о нормах профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработанные с учетом Положения, на официальном сайте организации в сети Интернет.
Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание педагогического совета. Да, в представленном Положении регламент поведения педагога не дает четких инструкций об информации, которую можно размещать в Интернете. Именно поэтому необходимо более подробно остановиться на этом вопросе. (пример со слов социальных педагогов, о воспитанниках, которые сразу добавляются в друзья в соцсетях)
В прошлом году я принимала участие в семинаре информационно-аналитического отдела Министерства социальных отношений Челябинской области. На нем были озвучены конкретные рекомендации для работников учреждений социальной защиты населения по их взаимодействию с интернет-контентом. А так как мы являемся одновременно педагогами и образовательной организации, и учреждения социальной защиты, на нас лежит двойная ответственность. Особенно актуальны они для тех, кто живет в небольших городах, где все друг друга знают, и знают, кто и где работает.
Уважаемые педагоги!
Ваши аккаунты в социальных сетях, а также посты и комментарии в интернете на различных сайтах и сервисах — это, безусловно, ваше личное дело и ваша личная территория. Но интернет — публичное пространство. Все, что вы пишете или публикуете, очень быстро становится достоянием общественности. И, кроме того, живет в Сети очень долго. Так устроен интернет. Поэтому важно всегда помнить, что любое ваше неосторожное действие или слово может привести к серьезным репутационным последствиям лично для Вас как педагога, как человека, для нашего учреждения, а, значит и для системы социальных отношений в целом. Поэтому имеет смысл проговорить некоторые простые правила:
1. Разные точки зрения имеют место быть, но убедительно просим вас воздержаться от критических замечаний в адрес нашего учреждения или его клиентов, и конечно, воспитанников в публичном поле. Вы имеете полное право на свое мнение, позитивное или негативное, но как педагог, сотрудник учреждения, не высказывайте негативное мнение публично.
2. Настоятельно не рекомендуем размещать какую-либо информацию или изображения, компрометирующие наше учреждение, его воспитанников.
3. Настоятельно просим вас воздержаться в публикациях в социальных сетях, блогах и форумах от резких заявлений любой окраски по вопросам: политики, национальности, сексуальной ориентации, религии. А также от публикаций порнографического, агрессивного, оскорбительного характера.
4. Если вы увидели, что кто-то обсуждает в Сети наше учреждение, высказывается негативно о системе социальной защиты, постарайтесь не идти на поводу эмоций, быть на «белой» стороне, провести нейтральный анализ сложившейся ситуации («как хорошо, что вы заметили, постараемся не допустить впредь…»)
5. При рассмотрении негативной ситуации не забывайте о логике, эмпатии, лояльности. Будьте на позитиве – похвалите в ответ, поздравьте с приближающимся праздником, днем рождения и т.п. Не рекомендуется использовать слова НО, НЕТ. Постарайтесь использовать «Вместе с тем…», «Хочу заметить…». С собеседником общайтесь простым, разговорным, понятным языком.
6. Если встретятся скандалисты, любители чёрного пиара — не вступайте в полемику, прекратите общение, не давайте негативным эмоциям вас захлестнуть.
7. В социальных сетях ведите себя вежливо, корректно и профессионально, не проявляя нетерпения или раздражения. В глазах граждан вы — сотрудник учреждения социальной защиты населения, педагог образовательной организации. Даже на личных страницах не забывайте о грамотности и правилах этикета.
8. Не забывайте о нормах действующего законодательства – ФЗ «О персональных данных № 152» и ФЗ № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», никаких контактов с запрещенным контентом!
9. Помните: любое ваше поведение в учреждении или за его пределами, которое находит отражение в социальных сетях или других публикациях в открытом доступе, должно соответствовать педагогической этике. Однозначно приветствуются публикации, информация или фото, отражающие ваш позитив, здоровый образ жизни, культурный и полезный досуг.
10. Прежде чем сделать что-то, в чем сомневаетесь или что может быть двусмысленно истолковано — подумайте! – не будет ли стыдно это показать, читать старшему поколению, родителям, детям, вашим воспитанникам. Всегда помните о том, что и от ваших действий складывается общий имидж образовательного учреждения и в целом системы социальной защиты населения.