Влияние традиций народного прикладного искусства Владимирского края на формирование художественного вкуса учащихся объединения резьбы по дереву «Былина»

Автор: Антонов Павел Вячеславович

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Влияние традиций народного прикладного искусства

Владимирского края на формирование художественного вкуса

учащихся объединения резьбы по дереву «Былина»

 

Антонов Павел Вячеславович,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ДДюТ», г. Владимир

 

     В объединении резьбы по дереву «Былина» изучение владимирских художественных традиций помогает воспитывать у школьников патриотические чувства, привить интерес к изучению истории своей малой Родины. Работа с учащимися предполагает изучение азов росписи, посещение музеев, вернисажей, участие в ежегодной научно-практической конференции Дворца детского (юношеского) творчества. Приобретая навыки поисково-исследовательской работы, воспитанники развивают коммуникативные компетенции, у них формируется уважительное отношение к наследию, оставленному прошлыми поколениями, пробуждается интерес к отечественной культуре.

Владимирская  роспись привлекательна для детей, потому что её цвета очень тёплые и яркие. Например, жёлтый цвет дерева под лаком смотрится как золотая Хохлома. Цветы в этой росписи кажутся живыми, как будто они  и  правда  растут на поляне. Именно поэтому, изучение народных росписей России в студии хорошо начинать с владимирской росписи.

            Владимирский край издавна славился художественными промыслами. Умельцев, создающих изделия из дерева, бересты, глины, камня, металла, в этом крае всегда было много. В 1971 году для объединения деятельности кустарей-одиночек резьбы и росписи по дереву была образована фабрика художественных изделий. Она расположилась на одной из тихих центральных улочек древнего города Владимира. Если бы изделия из дерева сохранялись в земле, то археологи открыли бы удивительную страницу древнерусского искусства резьбы и росписи по дереву. Наш крайлесной, поэтому самым доступным и распространенным материалом здесь было дерево. Из него строили жилье, деревянными орудиями взрыхляли землю для посевов, пользовались деревянной посудой…  К сожалению, до наших дней не сохранилось произведений древнерусского искусства росписи по дереву. Какой она была на древней Владимирской земле, как украшалась деревянная посуда, молодые мастера могут узнать, изучая украшения старинных деревянных кружев домовой резьбы, орнаменты белокаменных Владимирских соборов, причудливые узоры мстёрской вышивки, которые и дали начало новому направлению в росписи деревянной посуды. Все изделия изготавливаются из теплого и доброго материала, дерева лиственных пород. А тепло дерева –  осины, березы, липы – требует ответного тепла человеческих рук, любви и терпения. По меньшей мере, руки семи мастеров соприкоснутся с этим материалом, прежде чем он станет красивым изделием: из осины — точёные ложкарные изделия ручной работы, ковши объёмные резные; из липы — плоскостные резные изделия; из березы — столярные изделия: кухонные наборы, разделочные доски, лопатки, ложки. В последнее время используют и другие виды древесины: ольху, клен, дуб. Сегодня мастера стараются показать красоту натуральной текстуры дерева, поэтому роспись выполняется на светлом неокрашенном фоне. Роспись художники выполняют по образцу. Они не копируют рисунок, но стараются повторить его, как можно точнее. Многое в этой работе зависит от уровня профессиональной подготовленности художника, поэтому вещи даже одной серии резко различны по качеству исполнения, так как выполняются разными мастерами. Процесс изготовления изделий из дерева частично механизирован, форма же изделиям придается вручную с помощью специального режущего инструмента. Сушат токарные и резные заготовки постепенно от низкой температуры до высокой. Затем покрывают грунтовкой, сушат, покрывают лаком и опять сушат. Высыхая, лак поднимает с поверхности все шероховатости, которые затем снимаются шкурками вручную или на шлифовальных станках. После этого наступает важнейший этап производства – роспись.  Вначале мастера подражали технологии изготовления основным элементам росписи классической Хохломы. Затем постепенно начались поиски своей манеры письма. К первым шагам новых художественных решений можно отнести элементы мстёрской вышивки.  Определились основные цвета росписи: бежевый, красный, зеленый, черный. Расширился поиск элементов ягодного орнамента на основе натуры: рябина, малина, барбарис, владимирская вишня, яблоко, груша, крыжовник и т.д. Оригинальными чертами, свойственными лишь владимирским узорам, были не только элементы и цветовые решения, но и роспись на основе тычка и «оживки» с включением в композицию цветного орнамента.

Каждый художник совершенствует свое искусство, вносит в него    новые черты, так в росписи изделий наряду с растительным орнаментом можно встретить элементы древнерусской архитектуры городов Золотого кольца, а сюжетные композиции в стиле лаковой миниатюры Мстёры органично вплетаются в растительный узор.

 

Владимирский край богат разными памятниками народного искусства: это и кузнечное ремесло, изразцы, игрушки, вылепленные из глины и сработанные топором плотника, кружева деревянной резьбы и лаковая миниатюра, карабановские ситцы и киржачский шёлк, вышивка и гончарное ремесло коровинских мастеров.

Владимирская роспись по дереву – довольно молодое направление в декоративном искусстве края.  Осина и берёза являются основным сырьем для изготовления деревянной посуды и различных сувениров, разделочных досок, ложек, полочек и разной другой полезной в быту вещи из дерева. Около сорока лет назад  назад в сувенирных отделах владимирских магазинов появились в продаже ложки, чашки, небольшие наборы из дерева. Вещи эти украшала орнаментальная роспись: зеленая травка, веточка с крупным листом натурального цвета дерева, красной ягодой на черном или коричневом фоне.

Многие  поначалу  путали эту посуду с хохломской. Но в ней не было покрытия полудой, а натуральный цвет дерева не присутствует в росписи посуды из города Семенова.

Орнаментальный стиль украшения деревянной посуды нашего края формировался годами. До сих пор  художники, умело сочетая традиции разных регионов в росписи, ищут свой  стиль письма. Владимирскую роспись отличает,  в первую очередь, наиболее полное исследование свойств самого материала: натурального дерева теплого, золотистого цвета. А ягодки, рисованные на посуде, выросли на нашей земле: вишня, крыжовник, земляника, яблочки, черника. Мстёрская вышивка также нашла отражение в росписи посуды, а современные работы художников – это, скорее, разноцветье карабановских ситцев.   Работы последних лет отличаются  широким цветовым спектром, а детальная проработка узора более интересна: тычки, напыление, оживка придают посуде   праздничный, нарядный вид.  

Скачать статью

×
×