Автор: Гасюк Ирина Федоровна
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Гасюк Ирина Федоровна
МБДОУ «ДС №97 «Светлица»
Воспитатель высшей квалификационной категории
89108758988
Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук.
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Перед занятиями или как часть физминутки перед письменными заданиями использую глазодвигательные упражнения, которые позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используются какие-либо яркие предметы.
Игровой самомассаж использую в ходе логопедической пятиминутки ежедневно, или как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
В своей работе с детьми я использую самомассаж головы, ушных раковин, рук.
Массаж ушных раковин. Упражнение «Улитка» — помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. «Трубочка» — растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины. Упражнение можно выполнять в парах.
Самомассаж кистей рук и пальцев с помощью су-джок шарика и металлической пружинки. Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе способствует постепенной коррекции логопедических нарушений. Мы используем шарики и металлические кольца в комплексе со специальными играми и упражнениями.
Для самомассажа головы предлагаю детям игровое упражнение «Обезьяна расчёсывается» — пальцами правой руки массировать кожу головы от левого виска к правой части затылка и обратно; затем — левой рукой от правого виска к левой части затылка. Или «Мытьё головы шампунем» — слегка расставить пальцы рук и немного согнуть их в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.
Широко использую кинезиологические упражнения, которые развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности. Начинаю знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро». Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Детям предлагаю, если услышишь звук Р ставь кулак, если РЬ, ставь ладонь. Можно предложить три положения ладони и звуки С, З, Ц.
Упражнение «Корова-коза» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении прошу выполнить упражнение двумя руками одновременно. Вторым этапом ввожу упражнения пересекающие среднюю линию тела такие как например, «Капитан», или усложняю ранее введённые упражнения, выполняя их не симметрично, показывая на левой руке «корову», а на правой «козу», через хлопок животные «перебегают» и «коза» оказывается на левой ручке, а «корова» на правой.
Для развития соматогностических, тактильных и кинестетических процессов использую игры:
«Попробуй, повтори». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Упражнение «Слепые шаги». Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к педагогу. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.
«Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с детьми, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
Нейрографика и межполушарное рисование очень увлекательная и полезная техника. Рисование – не только творческий, но и моторный процесс. В науке давно известно, что тренировка пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления, а одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, создаются новые нейронные связи. Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов. Когда обе руки будут уверено держать карандаш, можно переходить к созданию каких-либо образов – например, домиков, облаков. Новую практику совмещаем с рисованием песком и манкой.
Сейчас предлагается широкий выбор различных развивающих материалов. В магазинах можно найти: прописи для обеих рук; методическую литературу с комплексами упражнений на развитие восприятия, внимания, памяти, сенсомоторной координации; линейки и карточки для рисования двумя руками. Я использую ламинированные трафареты с изображением различных фигур и узоров, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по бороздкам или пунктиру и одновременно произносить определенный звук (автоматизация звука). На первый взгляд – проще простого, но ваш мозг сначала будет сопротивляться. И только при регулярных упражнениях выработается необходимая пластичность.
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Под ред. J1.C. Цветковой. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
2. Ахутина, T.B. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева// Школа здоровья. 2002. — №4. — С. 23 — 33.
3. Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И.
Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия— М.: Издательский центр «Академия», 2002. 384 с.
5. Нейропсихология сегодня /Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Издательство МГУ, 1995.-232 с.
6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2007.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. Пособие. – М.:Дрофа, 2014. 4. Семенович А.В. Программа коррекционной работы: психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция.- М.: Дрофа, 2015.
8. Устинова Н.В. Проведение кинезиологических упражнений при подготовке к школе. – Справочник педагога-психолога, 2015, № 9. – стр. 55-63.
9. Цветкова Л.С Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ., 1997.Цыганок А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 2. 1999. С. 101–109.
10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2005.