Комплексные коррекционные занятия с ребенком, имеющим сочетанные нарушения развития, в практике логопеда

Автор: Захаренкова Ирина Александровна

Комплексные  коррекционные занятия с ребенком, имеющим сочетанные нарушения развития, в практике логопеда

 

Захаренкова И.А.,

Учитель-логопед МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»,

Клин

 

В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям концепции раннего логопедического вмешательства.

          Данные медицинской статистики свидетельствует об увеличении числа детей, родившихся с диагнозом «перинатальное поражение ЦНС» и ДЦП. Отсутствие своевременной помощи в этих случаях приводит к развитию стойких речевых нарушений.

          Вместе с тем доказано, что нарушение ЦНС искажает, но не останавливает процессы развития. Развитие ребенка продолжается благодаря высокой пластичности детской психики, ее широким компенсаторным возможностям. Следовательно, вполне осуществимы как успешная коррекция отклонений, так и относительная компенсация даже самых тяжелых поражений ЦНС. Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться  первых месяцев жизни, имеет большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития. Это позволяет подготовить ребенка к переходу к инклюзивной или интегрированной форме образования.

          Предлагаемое примерное занятие является результатом практической работы специалистов смежных направлений: нейропсихолога, дефектолога, инструктора по ЛФК, логопеда.

         

           Структура каждого занятия (60 минут)

За столом

1.    Массаж (или самомассаж) лица. 5 минут.

2.    Пальчиковая гимнастика. 3 минуты.

3.    Артикуляционная гимнастика. 1,5 минуты.

4.    Дыхательная гимнастика. 1,5минуты.

В зале

5.    Кинезиология. 20 минут.

6.    Стимуляция речи. 10 минут.

За столом

7.    Речь с движением. 5 минут.

8.    Продуктивная деятельность. 7 минут.

 

1.    Массаж (самомассаж).

Массаж лба.

1.    Направление движения: от середины лба к вискам. Тип движения: поглаживающий.

2.    Направление движения: от бровей к волосистой части головы. Тип движения: поглаживающий.

3.    Направление движения: от бровей к волосистой части головы. Тип движения: разминающий.

2.    Пальчиковая гимнастика.

Массаж прижимающий:

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся по дороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил», —

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз, пальцы разведены. Указательным пальцем по очереди прижимать каждый ноготь, катать его на подушечке влево — вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

 

 

3.    Артикуляционная гимнастика.

Ребёнок пассивен. Позы выполняются руками взрослого, медленно и ритмично, 3-4 раза.

1.    Собирание губ в «трубочку».

2.    Растягивание губ в улыбку.

3.    Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен.

 

4.    Дыхательная гимнастика.

Футбол.

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол». Вата должна оказаться между кубиками.

 

5.    Кинезиологические упражнения.

Комплекс 1.

1.    Ходьба по массажному коврику. По тропинке мы пройтись вышли спозаранку. Эта узкая тропа вела нас на полянку.

2.    Ходьба по шнуру. Мы по узенькой тропинке медленно идём с тобой. Чтобы в яму не свалиться, не крути ты головой.

3.    Самолёт.

Хлоп-хлоп-хлоп мои ладошки.

Топ-топ-топ, топочут ножки.

Руки вверх мы поднимаем,

Руки вниз мы опускаем.

А теперь ты пилот

и садишься в самолёт.

Мотор гудит: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

 

Самолёт летит: у-у-у, у-у-у.

 

Мы летали и летали,

Мы летали и летали,

Мы летали, веселились

И на коврик приземлились.

 

 

 

 

Взрослый сгибает руки ребёнка в локтях перед грудью.

Крутит медленно руками перед грудью, увеличивая темп.

Разводит руки в стороны, поочерёдно делая наклоны влево-вправо.

Делаем два круга по комнате.

4.    Понюхай цветок. Вдох через нос (рот закрыт), выдох через широко открытый рот (шумно). Повторить 3-5 раз.

5.    Пружинка на фитболе. На животе. Покачивание вверх-вниз.

6.    Вращение на фитболе. На животе.

7.    Часики. Лёжа на спине. Движение глаз за игрушкой.

8.    Массаж пальцев ног и стоп. Лёжа на спине. Котик.

Котик, котик, не шали,

Коготочки убери.

В твои мягонькие лапки

Спрячем острые царапки.

Похлопываем ладонью по стопе.

Поглаживаем каждый пальчик.

Поочерёдно сгибаем-разгибаем пальцы.

Поглаживаем стопу от пятки к пальцам и обратно.

 

9.    Растяжки. Покачаемся.

10. Ползание под стульями на спине.

 

6.    Стимуляция речи.

Игра «Помоги мне». 

Цель игры: развивает понимание обращённой речи в контексте поручений.
Для игры: Возьмите 4-6 игрушек, с которыми ребёнок часто играет. Сядьте подальше от малыша, чтобы он мог носить вам предметы.

Ход игры: Вы предлагаете ребёнку помочь вам. Даёте малышу чёткие поручения. Например:

— «Дай, заю». Малыш берёт заю и несёт вам. Вы заю сажаете и говорите: «Сиди тут».

— «Дай лялю» и т.д.

Когда малыш принёс вам все игрушки. Попросите их спрятать в шкаф, в коробку или отнести папе, бабушке, сестре и т.д.

Например:

-«На кису. Неси папе».

-«На заю, спрячь в шкаф».

Помогайте малышу, если он ошибается. Когда малыш будет выполнять ваши разные поручения легко и быстро, усложняйте их.

Например: «Возьми заю и спрячь его в шкаф».

 

7.    Речь с движением.

Зайчик

Необходимо заранее выполнить позу рук «Зайчик»: пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами». Несложно будет изобразить сразу двух зайцев.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

По пням, по кочкам,

По камушкам,

По камушкам,

В ямку – бух!

А в ямке заинька сидит

И ушами шевелит.

Ходим друг за другом. Руки на поясе.

Прыгаем с продвижением вперёд.

 

Приседаем.

Округляем ладони, соединив большие пальцы у груди, а остальные – с внешней стороны.

Выполняем упражнение Зайчик.

 

8.    Продуктивная деятельность.

Рисование «Дорожки для зайчика». На манке.

×
×