Автор: Оксана Юрьевна Черникова
Становление грамматически правильной речи у дошкольников через дидактическую игру
Современное общество, когда идет развитие науки и внедрение в жизнь компьютеризации, испытывает потребность в людях, активно действующих и умеющих находить решения в любых ситуациях. У таких людей должна быть богатая грамматически правильная речь.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Проблема речевого развития детей сейчас очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения. Любое нарушение в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, четкое
произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте.
ФОП ДО подчеркивает значение совершенствования речевых навыков воспитанников детского сада. В соответствии с ФОП ДО речевое развитие включает в себя следующее содержание:
· владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной литературой, детской литературой;
· понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
· развитие речевого творчества.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым
методом обучения детей, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.
Дидактическая игра дошкольников:
· побуждает детей к общению друг с другом;
· способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
· способствует совершенствованию разговорной речи;
· способствует обогащению словаря;
· оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Дидактические игры можно разделить на:
· игры — путешествия;
· игры – поручения;
· игры – предположения;
· игры – загадки;
· игры – беседы.
Совершенствуя речевой аппарат детей, игры мы начинаем с артикуляционных упражнений:
«Сказка о веселом язычке», проговаривание скороговорок: «Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход», «Жутко жуку жить на суку», чистоговорок «Топали да топали, дотопали до тополя», «Рю-рю-рю рисую я зарю», «Ря-ря-ря алая заря».
Интересны детям игры-путешествия: «Путешествие в подводный мир», «Путешествия в
страну звуков», «Путешествия в заколдованный лес». Они призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Это такие, как «Собери в корзинку игрушки такого же цвета», «Помоги расставить блюдца к чашкам». Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Используя игры-предположения «Что было бы, если…», «Если бы ты был…», перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
На прогулке, повседневной жизни, во время образовательной деятельности с детьми
проводятся игры-беседы: «Перелетные птицы», «Планета Земля в опасности».
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации
эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Она воспитывает умения слушать и слышать вопросы ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать свое мнение.
Все это характеризует активный поиск решения поставленной игровой задачи. Основным
средством игры-беседы является слово, словесный образ. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Главное место в играх надо отводить работе со звуком, словом, предложением. Опыт
показывает, что необходимо уделять достаточно времени звуковому восприятию слова, развивать фонематический и речевой слух ребенка. Для развития фонематического слуха служат игры: «Испорченный телефон», «Какой звук потерялся», «Доскажи словечко», «Найди ошибку и назови слово правильно». При закреплении звуков помогают игры: «Пчелы и медведь» (звук [з]), «Плохо и хорошо» (звук [х]), «Гласные звуки».
Таким образом, дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать
высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас, педагогов, это главная и первоначальная задача.