Автор: Лариса Викторовна Бган
Могучая, духовная сила воспитания
заложена в том, что дети учатся
смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности
родители лучше узнают своих
детей, становятся ближе.
В.А. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта, описание проблемы.
2024 год в России объявлен Годом семьи согласно указу Президента РФ от 22.11.2023 № 875.
В Год семьи особое внимание уделяется сохранению традиционных семейных ценностей, к которым относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
Приоритеты в части системы ценностей, с которыми связаны ценности семьи:
обеспечение поддержки семейного воспитания; содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
С введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта их интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие ДОУ и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.
Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу зарабатывать деньги. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребёнка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребёнка быть не может. Там воспитатели- «вторые мамы», они и приласкают, и утешат, и книжку прочитают и всему научат.
Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об образовании, и в Семейном кодексе, равно как и в трудах психологов, педагогов прошлого и настоящего отчётливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В.А.Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья- та первичная среда, где человек учится творить добро».
Обязанность педагога — донести до родителей мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, всех приёмов и методов.
Дошкольное учреждение, если воспитательно — образовательный процесс в нём построен грамотно, имеет уникальную возможность постоянного общения с социумом, взаимодействия с родителями. Нисколько не умаляя значение консультаций, семинаров, родительских собраний, наглядной информации, считаем, что приоритетную роль в работе с семьёй могут иметь совместные занятия, праздники, спортивные развлечения, где всё происходит живо, интересно и творчески, где сама атмосфера способствует раскрытию неожиданных талантов, как детей, так и их родителей. В такой обстановке происходит единение взрослых и малышей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы группы, находить пути их решения. Родители всё чаще начинают анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.
Подготовка и проведение совместных занятий и развлечений в детском саду — это возможность актуализировать творческий потенциал взрослых и детей. Сама организация таких мероприятий отличается не только внешними средствами активизации творческой деятельности, но и глубинным процессам обращения к личным качествам: коммуникабельности, субъективности, креативности.
В период подготовки совместных мероприятий наравне со специалистами детского сада активную роль играют родители. Они получают или выбирают определённые задания, которые необходимо выполнить: учат сценарии, выступают в качестве персонажей, находят стихотворения по заданной теме, учат песни, шьют костюмы, маски, декорации и т.д.
В день проведения занятия или праздника создаётся необычная, эмоционально приподнятая атмосфера, положительный психологический настрой всех участников должен соответствовать целям мероприятия. Совместные праздники могут способствовать укреплению семейных связей через общее творчество, помогут в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребёнка, познакомить их с тем, что происходит в детском саду, сделать активными единомышленниками.
Если такие встречи станут доброй традицией, то в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения. Поэтому, я разработала проект воспитания, образования детей который станет ориентиром, как для воспитателей, так и для родителей.
Основными задачами проекта является:
— оказание содействия в социализации и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
— вовлечение родителей в процесс обучения, воспитания и оздоровления детей;
— обучение родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
Целевая аудитория –дети раннего возраста (2-3 лет), педагоги, методист, музыкальный руководитель и родители.
Наш проект будет реализовываться по трем направлениям: игровое, творческое, музыкальное. Благоприятная эмоциональная атмосфера встреч способствует установлению доверительных отношений педагогов с родителями.
Встречи будут проходить 2 раза в месяц во второй половине дня. Учитывая психологические особенности детей 2-3 лет, встречи регламентированы до 30 минут.
Целью реализации проекта является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы образования, воспитания и сохранения здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются:
организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на обучения и воспитания детей;
формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ;
обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ;
пропаганда создания в семье психологически комфортной среды.
В проекте предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.
Алгоритм совместной работы ДОУ и семьи в нашем проекте представлен следующим образом:
организация совместных интегрированных занятий, праздников, мероприятий;
освещение передового опыта совместной работы детского сада и семьи в информационных уголках для родителей.
Материал распределен по разделам в соответствии с развитием детей и их образом жизни, формам взаимодействия ДОУ и семьи. Система взаимодействия ДОУ и семьи выстроена в проекте на основе принципов дошкольной педагогики:
Целенаправленности, систематичности, плавности;
Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Педагогической поддержки, профессионального сотрудничества;
Субъект-субъектного отношения;
Открытости и доброжелательности.
Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.
Ожидаемый результат:
1. В результате реализации проекта и проведение совместного участия родителей и педагогов детского сада в процессе обучения, воспитания детей младшего дошкольного возраста повысят образовательный уровень родителей в вопросах воспитания детей, появится интерес к жизни детей в детском саду.
2. Обогатятся знания родителями способов применения различных видов игровых средств и оборудования во взаимодействии с детьми младшего дошкольного возраста
3. Сформируется положительное отношение и доверие родителей к детскому саду.
4. Проведенные конкурсы и мероприятия совместно с родителями расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепится связь между поколениями.
5. Игровая развивающая среда пополнится сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.
Тематический план
Раздел |
Формы работы |
Срок реализации |
«Давайте познакомимся» |
Игра |
28 сентября |
«Осеннее Чучело» |
Сенотерапия |
19 октября |
«Осеннее волшебство» |
Практическое занятие |
26 октября |
«Осень в гости к нам пришла» |
Музыкальное развлечение |
31 октября |
Поделка из картона и пряжи «Символ года — Дракоша» |
Практическое занятие |
15 ноября |
«С мамой в магазин игрушек» +чаепитие |
Музыкальное развлечение |
30 ноября |
Коллективная работа «Зимушка — зима» (рисование на обоях) |
Практическое занятие с применением различных материалов |
30 января |
«Вместе с папой»
|
Вечерний досуг |
20 февраля
|
«Когда папа был маленьким».
|
Практическое занятие. Изготовление сюрприз-плаката |
21 февраля |
«Вот какие мы большие» |
Музыкальное развлечение |
4 марта |
Весёлый Колобок»
|
Музыкальное развлечение |
17 апреля |
«Моя семья». |
Мастер-класс. Воздушные краски |
15 мая |
Обратная связь: анкетирование родителей |