Автор: Караваева Серафима Дмитриевна
Патриотическое воспитание в средней группе
Караваева Серафима Дмитриевна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы патриотического воспитания детей средней группы детского сада. Анализируются особенности восприятия детьми этого возраста информации о Родине, предлагаются эффективные методы и формы работы, направленные на формирование у детей чувства любви к своей стране, своему народу, родному краю. Особое внимание уделяется использованию игровых технологий, художественной литературы и народного творчества в процессе патриотического воспитания. Статья будет полезна воспитателям, методистам и всем, кто заинтересован в развитии патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: Патриотическое воспитание, дошкольное образование, средняя группа, дети 4-5 лет, методы патриотического воспитания, формы работы с детьми, игровые технологии, художественная литература, народное творчество, любовь к Родине, гражданско-патриотическое воспитание, дошкольник, развитие патриотизма, воспитатель, образовательная деятельность.
Глубинные трансформации современного общества выдвигают патриотическое воспитание на передний план работы с подрастающим поколением. В эпоху перемен особенно важно обратиться к истокам, к фундаментальным ценностям: роду, семейным узам, Родине. Патриотизм – многоликое чувство, включающее любовь к малой родине, гордость за народ, неразрывную связь с окружающим миром и стремление сохранить и приумножить богатство страны. Его проявления и пути воспитания уникальны на каждом возрастном этапе.
В младшем и среднем дошкольном возрасте закладываются основы высоких социальных мотивов и благородных чувств, определяющие дальнейшее развитие личности. Именно в этот период формируются незримые нити, связывающие ребенка с народом и страной. Эти связи питаются родным языком, народными песнями и музыкой, традиционными играми и игрушками, впечатлениями от природы родного края, от наблюдений за жизнью и трудом окружающих людей, их обычаями и нравами.
Патриотическое воспитание в средней группе – это целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка, формирующее общечеловеческие нравственные качества, приобщающее к национальной и региональной культуре, природе родного края и развивающее чувство сопричастности и привязанности к окружающему миру. Цель – воспитать потребность совершать добрые поступки, чувство сопричастности и такие качества, как сострадание, сочувствие, любознательность и инициативность.
Задачи включают: формирование чувства принадлежности к дому, детскому саду, городу и культуре своего народа; воспитание бережного отношения к природе родного края; воспитание любви и уважения к своей нации, понимания собственных национальных особенностей и толерантности к другим культурам.
В наших группах патриотическое воспитание реализуется через:
— Приобщение к культурному наследию: разучивание народных игр, потешек, прибауток, знакомство с народным искусством и фольклором.
— Знакомство с окружающим миром: изучение истории семьи, детского сада и города, знакомство с его достопримечательностями (фотовыставки «Я и моя мама», «Летний отдых», оформление патриотического уголка, семейных альбомов).
— Развитие эмпатии и ответственности: организация творческих и игровых активностей, направленных на проявление заботы о людях, животных и природе (проекты «Накорми птиц зимой», «Как порадовать друга», «Юные помощники природы»).
Воспитание любви к природе способствует формированию представлений о родном городе и крае, развивая чувство ответственности за окружающий мир.
Успех патриотического воспитания во многом зависит от тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Родители активно включаются в жизнь детского сада, демонстрируя креативность и энтузиазм: создают совместные выставки рисунков и поделок, с удовольствием участвуют в конкурсах, посвященных патриотической тематике. Патриотическое воспитание пронизывает все направления работы с детьми – от ознакомления с окружающим миром и художественной литературой до музыкальных и изобразительных занятий.
Список использованной литературы
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С. 66 — 70.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
3. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .-123с.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. – 100 с.
5. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.