Система работы по подготовке к ГИА по русскому языку (из опыта работы учителя)

Автор: Ольга Валентиновна Киреева

Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе

 

                                                            Недостаточно только получить знания,

                                                             надо найти им приложение.

И. Гёте    

                                                                                                                                                        

Считаю, что тема системной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе является актуальной как никогда.

          Государственная итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

          Главная задача современного учителя — учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ГИА, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.    

           В настоящее время я как учитель русского языка и литературы накопила определенный опыт подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена, учесть те изменения, которые ежегодно привносит министерство образования в КИМы и оценивание результатов. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, направлены на проверку сформированности всех видов компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.   В моей работе можно выделить следующие направления:

— развитие мотивации и целеполагания;

 — формирование умения решать задания разного уровня;

 — развитие самоконтроля;

— формирование уверенности и положительной самооценки.

Цель: обеспечить ориентацию образовательного процесса на предоставление школьникам специальной подготовки к ГИА, которая позволит им:

  • эффективно и качественно подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе с минимальными затратами времени и сил; 
  • избежать обидных технических ошибок; 
  • узнать об особенностях ОГЭ и ЕГЭ; 
  • узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. 

Свои задачи я вижу:

1. В организации продуманной системной работы по обучению русскому языку и литературе;

2 В систематической работе с родителями.

3.  В правильном оценивании в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

4. В ведении постоянной психологической работы с учащимися.

     Я использую на своих уроках различные формы и методы преподавания, что способствует эффективной подготовке учеников к ОГЭ и ЭГЭ.

     Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, успешно освоить материал и пройти государственную итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс.

    Моя система подготовки к ГИА состоит из нескольких этапов.

Первый из них – развитие речи учащихся, обучение написанию сжатого изложения. В программу изучения русского языка в 5 классе включено большое количество часов, направленных на развитие речи обучающихся, поэтому у учителя имеется достаточно времени, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в написании сжатого изложения: научить их выделять микротемы, отработать навыки сокращения текста тремя способами.

    Уже не первый год на некоторых уроках, выделенных для написания изложений, кроме текстов, предложенных авторами учебника, использую аудиозаписи. Первую половину года учим  ребят «слышать» абзацы в тексте, выделять самое главное, составлять план текста. Работа ведётся следующим образом: сначала пятиклассники прослушивают текст полностью и отвечают на вопросы: «О чём этот текст? Как бы вы его озаглавили? Как вы думаете, на сколько частей его можно разделить? Какие это части?» Как показывает опыт, большинство ребят легко справляются с этим заданием. Затем прослушиваем текст по абзацам, выделяя в них самое главное, и озаглавливаем каждую часть. В результате этого появляется план текста, предложенного для изложения. При третьем прочтении (тоже по частям) записываем ключевые слова. На этом этапе происходит знакомство с особенностями текстов различных типов речи. Отмечаем, что для текста типа повествование ключевыми словами будут глаголы, для рассуждения – глаголы и существительные, для описания — прилагательные и существительные. После четвёртого прочтения учащиеся самостоятельно воспроизводят текст. Следующим этапом работы над изложением является создание связного текста. Такая работа в течение первого полугодия 5 класса позволяет овладеть навыками, необходимыми для формирования умений работать с текстом. Во втором полугодии 5 класса работа ведётся несколько иначе. После первого прочтения составляем вместе план, проговариваем ключевые слова после повторного прочтения. Затем ещё три раза с небольшим интервалом,  ставим аудиозапись, после чего учащиеся работают над изложением самостоятельно. Обучение написанию изложения продолжается и в 6, и в 7 классах по тому же принципу, только с каждым разом сокращается количество прослушиваний текста. Такая система подготовки к изложению позволяет учащимся уже в 8 классе после двукратного прочтения  воспроизводить текст, выбирать из него главное и создавать на его основе свой связный текст.

Второй этап — научить учащихся работать с тестами. Чтобы отработать навыки выполнения заданий тестовой части КИМ очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ГИА. В связи с этим у каждого учителя существует банк тестовых заданий, в котором имеются тесты по разным темам с 5 по 11 классы.

Регулярно проводимое тематическое тестирование  позволяет  быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Я  применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

 При проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении предмета, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. По моему мнению, подготовка к ГИА отличается от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и литературе и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.

Считаю, что введение в уроки комплексного анализа текста, который помогает построить урок в формате ОГЭ и ЕГЭ, — обязательный структурный элемент системы работы по подготовке к аттестации.

Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования  увеличиваются, формируются навыки анализа, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.

На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую  много письменных работ по литературе: развернутый ответ на вопрос (письменно), размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Готовые работы ребят проверяю по экзаменационным критериям, с которыми ученики уже знакомы. Таким образом, на уроках литературы мы тоже много пишем. Умение интерпретации, анализа текста необходимо как на экзамене  по русскому языку, так и по литературе в 9-11 классах. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Третий этап  — написание сочинения – рассуждения. Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.  Для того, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения.

Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов.

Начиная с 5 класса, знакомлю учеников с планом написания сочинения – рассуждения. Сначала учимся выстраивать тезис, затем аргументируем на примерах из жизни, из текста, из художественной литературы. Учимся делать правильные выводы. В учебнике Ладыженской представлено много упражнений по развитию речи, направленных на отработку умений по написанию сочинения – рассуждения. Уроки проектирую с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения.

         В ходе работы над сочинением необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе обще-учебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов различных стилей. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача моя, педагога.

Я считаю, что грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Систематически проверяю рабочие тетради, выполненные учениками карточки, творческие работы и т.д.

Таким образом, к восьмому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ОГЭ, а к десятому они хорошо знают структуру ЕГЭ, содержание заданий, умеют выполнять задания тестовой части КИМ. В дальнейшем остается текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков.

Четвёртый этап – мониторинг ЗУН и отработка полученных умений. Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе с использованием компьютера) и др. Система работы позволяет прогнозировать результаты образовательного процесса, планировать корректировку деятельности, добиваться эффективности обучения.

      Хороших результатов в обучении можно достичь благодаря использованию современных педагогических технологий: личностно ориентированных, здоровьесберегающих, проблемно-поисковых и исследовательских, технологии творческой деятельности, в том числе информационных, технологии критического мышления.

     Дифференцированный подход в обучении, разноуровневые задания обеспечивают продвижение учащихся по изучаемым темам, развивают практические умения и навыки.

На уроках русского языка и литературы активно используем ИКТ, которые эффективно   помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке  к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Учителя рекомендуют учащимся и их родителям официальные сайты ГИА -9, ФИПИ, «По уши в ОГЭ, ЕГЭ», онлайн – школа русского языка «Я Грамотный». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. 

ИКТ – технология позволяет организовать индивидуальную работу с обучающимися. Так, например, домашняя работа, помимо адресных заданий, выполняется на сайте «Решу ЕГЭ» с отсылкой решенного и оцененного варианта учителю. Тем самым, могу наблюдать регулярно за проблемами, возникающими в процессе работы над КИМами.

Я считаю, что подготовка к ГИА станет эффективной в том случае, если ученик будет с интересом посещать уроки русского языка и литературы. Поэтому  на своих уроках использую задания, направленные не только на развитие интеллекта ребёнка, но и задания, способствующие  развитию его творческих способностей.  Творчество ученика на уроке должно  быть направлено на выявление собственной индивидуальности, уникальности каждого  школьника, а также способствовать развитию художественного мышления и речи. От того, как организовано восприятие, зависит качество создаваемых ребёнком образов, следовательно, значительный уровень развития художественного мышления заведомо определяет и значительный уровень художественных способностей школьников. Наоборот, развивая гуманитарные способности, учащийся развивает и художественное мышление. Неслучайно регулярно с учащимися, желающими проявить себя в творчестве, я занимаюсь стихосложением, построением прозаических текстов, с которыми они участвуют на различных конкурсах.

Важным моментом в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ являются контрольные работы в формате ГИА. Учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков.

Заключение

     По моему мнению, данная система работы является эффективной.

      Последние пять лет преподавание русского языка и литературы осуществляется на основной и средней ступенях обучения. За этот период времени наблюдается устойчивый положительный рост качества знаний школьников как по русскому языку, так и по литературе: результаты обучения подтверждаются на итоговой аттестации за курс основной и средней школы, поступлением выпускников в высшие учебные заведения, в том числе на гуманитарные факультеты. 

    Я считаю, что нельзя добиться успеха в чем-то, если учитель сам плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий.  Имея опыт решения экзаменационных задач,  написания изложений и сочинений, он  может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

    Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, создаёт свою систему работы с учащимися по подготовке к ГИА, но для меня главное — результат.

И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена,  но  и воспитание личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

 

×
×