НАГЛЯДНОСТЬ, КАК ОСНОВА ЛЮБОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Бобылева Тамара Николаевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:59;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Подход, признающий наглядность основой любого обучения, принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому. Он называл наглядность «золотым правилом» обучения и ставил в основу познания и обучения. 

 В Кабардино — Балкарский автомобильно — дорожном колледже, где я преподаю, на одной площадке обучаются  студенты с  разными  возможностями    и образовательными  потребностями, в том числе студенты с ОВЗ —  студенты с нарушениями слуха.

Поэтому, в процессе обучения появляется необходимость обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся.   поступают студенты с нарушениями слуха на программы подготовки квалифицированных рабочих  по профессии « Слесарь по ремонту автомобилей» с получением среднего общего образования.   Это создало серьезную проблему в организации образовательного  процесса и потребовало существенной   перенастройки существующей учебной программы.    

Необходимо учитывать,  что в основе   инклюзивного  образования  лежит  методология,  основанная на идеях единого образовательного пространства   обучающихся      с  разными  возможностями и образовательными  потребностями.  Поэтому появляется необходимость обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся. 

Главный гарант качественного  обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам для преподавателя — это  доступность, открытость и привлекательность учебного материала как для студентов с ОВЗ, так и  для других категорий студентов, обучающихся на единой образовательной площадке. 

Основная  задача обучения – учащиеся с ОВЗ должны овладеть предлагаемым учебным материалом, чтобы успешно уметь его применять на практике, а педагог  должен   вовлечь каждого студента   в активную продуктивную работу, а не в формальную передачу содержания  учебного материала и его пассивного  усвоения.   

С учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей  каждого  студента  , качественное образование может быть достигнуто за счет предоставления широкого спектра качественных образовательных  дидактических материалов, общедоступных          технических средств обучения       коллективного    и индивидуального       пользования.

Поэтому, вся технологическая документация и сопроводительная информация  в колледже предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям здоровья и восприятия обучающегося.

Восприятие учебного материала,  студентом с нарушением слуха, идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии.
           Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Практика показала, что ребята с нозологией по слуху, хорошо

воспринимают и понимают письменную и зрительную составляющие  обучения – печатный раздаточный материал, картинки, рисунки, схемы, плакаты, презентации.

На уроках «Электротехники и электроники», изучение новой темы я сопровождаю электронной презентацией, комментируя   размещенный в ней материал, опираясь на имеющиеся у студентов знания через элементы поисковой беседы; для  закрепления и обобщения изученного материала предлагаю ребятам задание по выполнению презентации с использованием интернет — ресурсов.

В раздаточный лекционный материал включаю множество поясняющих схем, рисунков, чертежей. Одна из таких разработок по теме «Полупроводниковые приборы» и текущий контроль  по этой теме   в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Развитию познавательной деятельности студентов способствуют внеклассные мероприятия. Ребята с ОВЗ в КБДАК принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях колледжа. Особое внимание уделяются подготовке к мероприятиям.      

 При подготовке к конкурсам по «Электротехнике и электронике»  я использую:

— плакаты – шпоры, которые содержат интересные факты, схемы, формулы в форме удобной для запоминания и дальнейшего использования. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

—   печатный  раздаточный материал. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УД  «Электротехника и электроника» Тема: Полупроводниковые диоды

КОНСПЕКТ.  ТЕМА: ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ДИОДЫ

 

Диод – это полупроводниковый прибор с одним p-n переходом, имеющий два вывода (анод и катод), и предназначенный для выпрямления, детектирования, стабилизации, модуляции, ограничения и преобразования электрических сигналов

В принцип  работы выпрямительного диода заложено вентильное свойство р-n-перехода.

При включении диода на прямое напряжение положительный потенциал источника попадает на р-область р-n-перехода, а отрицательный потенциал на nобласть.

 

 

 

 

 

Включение р-n-перехода диода на прямое напряжение

 

 

р-область диода это анод, n-область – катод. Следовательно, если «плюс» источника подключен к аноду, а «минус» к катоду, то диод находится под прямым напряжением. Иначе такое включение диода называют прямым. На прямом включении диод имеет такие же свойства, как р-n-переход на прямом напряжении. Сопротивление диода становится минимальным, диод открыт. Через открытый диод по цепи проходит прямой ток

 

Iобр

При включении диода на обратное напряжение положительный потенциал источника попадает н а n-область р-n-перехода, а отрицательный потенциал на р- область. На обратном включении диода на катод попадает «плюс» источника, на анод – «минус» источника. Сопротивление диода возрастает, ток по цепи не проходит.

 

 

Включение р-n-перехода диода на обратное напряжение

 

 

На обратном включении диод заперт, в пределах р-n-перехода проходит незначительный обратный ток. Этим током можно пренебречь до тех пор, пока обратное напряжение не достигнет максимального значения, при котором наступит пробой р-n-перехода.

Классификация диодов.

В настоящее время в «семейство» диодов входит не один десяток полупроводниковых приборов, носящих название «диод

Существует несколько направлений, по которым классифицируются диоды.

 

В зависимости от площади р-n-перехода диоды подразделяются на точечные

и плоскостные.

Точечные диоды имеют

 стеклянный корпус с металлическими фланцами. Между                                           фланцами располагается вольфрамовая контактная пружина. Остро отточенная пружина диаметром около 0,1 мм упирается в пластинку германия n-типа. На конце пружины нанесена примесь, например 3-х валентный индий. В процессе изготовления диода кратковременно пропускают импульс тока большой величины, и конец пружины вплавляется в пластину германия.

 

Точечный диодРИС.1

В результате диффузии образуется

 

небольшой по площади р-n-переход в виде точки,

отсюда и название диода – точечный.

Такие диоды пропускают ток в несколько сотен миллиампер и применяются в радиотехнике.

                                                        

 

Плоскостной диод

Плоскостные диоды имеют металлический корпус, внутри которого проходит алюминиевая проволока. С помощью контакта проволока соединена с р-n-переходом, полученным, чаще всего, сплавным методом.

 

Плоскостные диоды имеют большую площадь р-n-перехода и поэтому рассчитаны на токи в несколько десятков ампер.

Такие диоды наиболее широко используют в электронных устройствах.

 

Выпрямительный диод предназначен для преобразования переменного тока низкой частоты в постоянный.

 

Анод

Катод

p n

 

 

 

 

 

 

Структура диода

                                             

 

 

Условное обозначение диода на схеме

 

 

Для использования диодов в силовых цепях (высоковольтных и высокоамперных) необходимо использовать плоскостные диоды с увеличенной площадью р-n-перехода. Такие диоды называют силовыми.

Силовые диоды изготавливают двух видов: штыревой конструкции и таблеточной.

Штыревые диоды имеют металлический, корпус внутри которого располагается пластинка с р-n-переходом.

 

 

 

Силовой штыревой диод

 

 

 

Пластинка с помощью сплава серебра с сурьмой припаивается к двум вольфрамовым дискам. Вольфрамовые диски уменьшают механические напряжения, возникающие между кристаллом кремния и медным основанием диода при нагревании перехода.

 

Штыревые диоды изготавливают на токи порядка 300 А.

 

  Для работы в цепях с большими токами используют силовые таблеточные диоды.

 

Силовой таблеточный диод

Таблеточные диоды имеют большую площадь р-n-перехода и выполняются на токи в несколько тысяч ампер. Корпус диода керамический или металлостеклянный. Для охлаждения таких диодов применяют двухсторонние охладители.

 

 

 

 

 

  маркировка диода В200-8-54, где

В вентиль;

200 – номинальный прямой ток в амперах;

8 – номинальное обратное напряжение 800 В;

54 – падение напряжения при номинальном токе 0,54 В.

 

Вольтамперной характеристика. Свойства диода, его параметры определяют по вольтамперной характеристике. В первом квадранте располагается прямая ветвь, которая представляет собой зависимость прямого тока от прямого напряжения.

 

 

 

Нередко прямое напряжение заменяется падением напряжения на самом диоде при прямом включении.

В третьем квадранте располагается обратная                                   ветвь                   вольтамперной характеристики – зависимость обратного тока от обратного напряжения. При достижении обратного напряжения максимального значения происходит пробой диода.

 

 

Вольтамперная характеристика диода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ. ТЕМА: ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ.

 

1.      Вставить пропущенное слово

Полупроводниковый прибор с одним p-n переходом, имеющий два вывода (анод и катод), и предназначенный для выпрямления, детектирования, стабилизации, модуляции, ограничения и преобразования электрических сигналов  называется…. ………………….

2.      В принцип  работы выпрямительного диода заложено …… ………….свойство.

3.      На рисунке изображено условно-графическое обозначение

 

 

 

a.       Тиристора

b.      полевого транзистора

c.       выпрямительного диода

  

 

 

4.       Диод, предназначенный для преобразования переменного тока в постоянный

называется……  …..

a.       Плоскостный диод.

b.      Выпрямительный диод.

c.       Туннельный диод.

5.      Найти соответствие

1.      При включении диода на прямое напряжение

А. положительный потенциал источника попадает н а n-область р-n-перехода, а отрицательный потенциал на р- область

 

2.      При включении диода на обратное напряжение

Б. положительный потенциал источника попадает на р-область р-n-перехода, а отрицательный потенциал на nобласть

 

 

6.      Найти соответствие

Рис.1

А.Включение р-n-перехода диода на прямое напряжение

ПРЯМОЙ ТОК

Рис.1 —  

Рис.2

Б.Включение р-n-перехода диода на обратное напряжение

 

ОБРАТНЫЙ ТОК

Рис.2 —  

 

7.      Найти соответствие

1. Открытое  положение р-n-перехода  

 Диод  хорошо проводит ток;

 

2. Закрытое положение р-n-перехода

Диод  плохо  проводит ток;

 

 

8.      Вставить пропущенное слово.Зависимость тока, проходящего через p-n переход, от величины и полярности приложенного к нему напряжения изображают в виде кривой, называемой……..  

9.      Найти соответствие

 

 

Рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

А-Плоскостной диод

 

 

 Рис 1-

 

 

Рис.2

 

 

Б-Точечный диод

 

 

 

 

 Рис.2-

 

10.  К недостаткам полупроводниковых приборов относится… ………………………………….         

a.       ограниченный температурный режим;

b.      работа не с основными носителями;

c.       необходимость низкого напряжения

×
×