Автор: Караневская Елена Борисовна Брагина Ирина Петровна
«Коррекция нравственного воспитания подростков в условиях детского дома.»
«Нравственность — это разум сердца.
Нравственности предшествует принуждение,
позднее она становится обычаем, еще позднее –
свободным повиновением, и, наконец,
почти инстинктом — тогда она, как и все привычное
и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью».
Г. Песталоцци
Актуальность
Проблема нравственного воспитания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.
Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни. Поэтому таким детям необходимо развитие санитарно-гигиенических навыков, обучение самообслуживанию, культуре поведения, жизни в коллективе; налаживание межличностного общения между взрослыми и сверстниками; восстановление коммуникативных связей; оказание помощи детям в познании самих себя; повышение их самооценки; развитие познавательных интересов, расширение кругозора воспитанников, их представлений о природной и социальной среде; укрепление и сохранение здоровья; профилактика вредных привычек.
Возрастные особенности подростков.
Важным аспектом в содержании нравственного воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить возрастные психологические и физиологические особенности воспитанников, так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.
Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Зачастую в этом возрасте подростки по разным причинам попадают в детский дом, имея уже за плечами свой, не всегда нравственный опыт, свой багаж общения с ПДН. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: дети становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться теми убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе воспитательной работы.
В возрасте от 10 до 19 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма, которое вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек, что обязательно должно учитываться в работе по нравственному воспитанию. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие мероприятия и дела. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Теперь у ребенка появляется свое мнение. В этот период дети склонны к спорам и возражениям. Подражательное поведение может привести к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого и нравственного развития. Детям нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Рекомендуемые формы нравственного воспитания – диспуты, обсуждения, аналитические беседы, ролевые игры. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.
Воспитывая детей данной возрастной категории, педагог должен формировать у них нравственные личностные качества и знакомить с примерами положительных идеалов.
Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-16 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления нравственного воспитания.
Проблема сиротства существует, пожалуй, столько же, сколько существует человечество. Однако в конце XX века сиротство обрело новое лицо. Ненужные никому дети, не знавшие ласки материнских рук, заботливой опеки отца. Раньше их называли беспризорниками, сегодня – социальными сиротами. Среди общего количества детей-сирот их подавляющее большинство.
Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В результате в детских домах оказался сосредоточен весьма специфический контингент детей, которые отличаются отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, — с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. У таких детей наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющих ему личность, в результате чего личность оказывается не сформированной или слабо сформированной.
Воспитание духовно-нравственного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, в котором предстоит жить, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью. В настоящее время это не просто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанников получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи детского дома, не имеют кровной семьи и лишены родительской любви и заботы, а следовательно не имеют перед собой примера духовно -нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности.
Именно личностно-ориентированный подход является эффективным в организации процесса духовно — нравственного воспитания в детском доме, так как он подразумевает индивидуальный подход к воспитаннику как личности с пониманием её как системы, определяющей все другие психические явления.
Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Он полагал, что центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. А также Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственность можно вырабатывать в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Он считал, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.
Следует отметить, что понимание «нравственность» можно рассматривать как «благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинство человека, долг, честь, чистая совесть гражданина» (В.И. Даль). Пути и методы формирования нравственно ориентированной личности воспитанника многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, принципами.
В стенах ГКУ «Детский дом «Остров надежды» очень важную роль играет укрепление духовно — нравственных ценностей воспитанников.
Цель работы педагогов : «Воспитание духовно — нравственных ценностей, социально — педагогическая поддержка становления и развития высоко — нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачами своей работы считаем :
-
Формировать основы нравственного самосознания личности (совести);
-
Приобщать воспитанников к культурному и историческому наследию национальных и этнических духовных традиций России;
-
Развивать способности к духовно — нравственному совершенствованию, реализации творческого потенциала воспитанников детского дома;
-
Развивать способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнение моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Воспитание духовно-нравственных установок ребенка сироты через личностно-ориентированную технологию воспитания – это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребёнка.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы детского дома в воспитании духовно – нравственной личности являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, воздержание, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья. Необходимо, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в семье (группе), детском доме, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка.
Используя различные методы, приемы и технологии в работе педагоги строят работу с детьми. Проводят различные мероприятия, способствующие оказать моральное воздействие на ребенка, учат их оценивать свои действия и поступки. Так в течение 2024 — 2025 учебного года были проведены воспитательские часы «Разумное нравственное — вечно!», «Народные праздники народов России», «Нравственные истины», «Гениальность и талант». Праздники — «День Знаний», «День учителя», «День народного единства», «День Победы!», «День защитника отечества»,»День 8 марта» и т.д. Викторины «Доброе начало», беседы «Истоки милосердия», «Нет чужой боли», диспуты «Две полосы у зебры», «Умей дать ответ», тематические занятия «Я родом из Кузбасса», экскурсии и КВНы, встречи «Старшее поколение», «Приют для кошек и собак нуждается в твоей помощи!» .Цикл занятий «Школа человечности»
В тепличных условиях детского дома, где о детях заботится целый коллектив профессиональных педагогов, обувают, одевают, кормят, оказывают медицинскую помощь, готовят вместе с ними уроки, стирают, убирают, легко сформировать потребительство, иждивенчество, равнодушие у детей, воспитанием которых до детского дома никто не занимался.
Поэтому необходимо всю работу выстроить так, чтобы у воспитанников была возможность проявить сострадание, оказать хоть маленькую помощь, поддержать людей, попавших в беду. В такие моменты у ребят формируется чувство духовной близости с людьми, приходит понимание того, что не только тебе кто-то должен помогать, но и ты можешь проявить заботу и сострадание.
Успешность устройства в самостоятельной жизни наших детей составляет 85 %.
В заключение можно сказать, что поведение воспитанника детского дома можно скорректировать в позитивную сторону .
Совершенно ясно, к формированию духовно — нравственных качеств личности воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый педагог может организовать с ребенком тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоничное развитие. Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, что работа по формированию духовно-нравственной сферы воспитанников детского дома должна быть правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий.