Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Автор: Сухач Ольга Ивановна

Изменения, которые происходят в системе образования, введение федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) заставляет нас педагогов пересматривать старые методы, формы и содержание работы с дошкольниками. В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий.

Технология «Кроссенс» это новый метод, используемый в работе с дошкольниками. Использование в работе нетрадиционной технологии «кроссенс» способствует развитию познавательной активности, любознательности, заинтересованности, повышению внимания у дошкольников. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину (автор-составитель книги «Математики тоже шутят» логические задачи для детей). И философу Владимиру Бусленко (Владимир Николаевич Бусленко- советский ученый, доктор технических наук, философ и художник.)

Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения.  Это поле из девяти квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой.  Задача воспитанников  — «разгадать» кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.  Метод кроссенса основан на деятельностном подходе.

Достоинства технологии Кроссенс:

Ø  Кроссенс — коллективная форма работы, которая способствует сплочению коллектива, созданию положительной атмосферы соперничества.

Ø  Дошкольники быстрее запоминают материал, открывают новые понятия, обмениваются идеями, предположениями, представлениями, решениями.

Ø  Применение метода Кроссенса помогает создать ситуацию успеха. Дошкольники могут начать расшифровывать кроссенс не с первой картинки, а с любой другой картинки, которая им знакома. Таким образом, каждый ребенок сможет рассказать о своей картинке.

Ø  Метод Кроссенс способствует познавательному развития детей старшего дошкольного возраста посредством занимательных творческих игровых заданий, направленных на индивидуализацию и развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Регулярное использование данных материалов направлены на развитие:

Ø  сформированности у детей обобщений и ассоциативных связей, соответствующих возрасту;

Ø  сформированности умения правильно употреблять в речи: существительные, прилагательные, глаголы, предложно-падежные окончания;

Ø  восприятие зрительно — пространственных отношений соответствующих возрасту;

Ø  сформированности знаний по разным разделам программы, повышению уровню подготовки детей к школе.

Использование в современном воспитании и обучении нетрадиционных методов и форм дают положительные результаты. Их использование способствует повышению познавательной активности, развивает наглядно-образное мышление, коммуникативные навыки, навыки работы с информацией. Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Технологию «Кроссенс» необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений. Направление решения Кроссенса: его можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Картинки, которые воспитатель использует в данной технологии, должны быть простые, красивые, четкие, без лишних деталей.

Технология «Кроссенс» представляет собой квадрат из 9 ячеек.В каждой из ячеек может быть расположена картинка, символы,знаки и т.д. В центре таблицы может быть квадрат со знаком «?» или итоговая картинка. По желанию педагога этот квадрат может быть связан со всеми изображениями. Обычно устанавливают связь по периметру между ячейками1-2; 2-3; 3-4; 4-5; 5-6; 6-7; 7-8; 8-9.

Читать следует слева – направо, или сверху –вниз по столбикам. Можно прочитать кроссенс, используя центральную картинку как основную  ,а от нее провести ассоциации. Так как у дошкольников наблюдается низкая сформированность зрительно-пространственных представлений, то могут возникнуть трудности в восприятии материала. Поэтому предполагается на начальном этапе определять направление, показывая стрелочками от одной цифры к другой.  Этот способ называется улитка.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм создания Кроссенса для дошкольников:

Ø  Определить тематику(можно использовать тему недели, тему занятия, или выбрать любую тематику),общие идеи.

Ø  Выделение частей имеющих отношение к данной тематике или идеи.

Ø  Нахождение связей между картинками, определение последовательности.

Ø  Выделение отличительных черт, особенностей каждой картинки.

Ø  Определение последовательности.

Ø  Концентрация смысла в одной картинке.

Ø  Подбор картинок.

Ø  Итог.

Технология «Кроссенс» позволяет:

Ø  учить детей классифицировать, обобщать предметы, явления, действия;

Ø  развивать зрительное восприятие;

Ø  учить определять пространственные отношения элементов ,расположенных в таблице;

Ø  развивать нестандартное логическое мышление;

Ø  развивать образное мышление;

Ø  учить составлять предложения, короткие рассказы;

Ø  развивать активный словарь;

Ø  воспитывать интерес и положительные эмоции.

Начинать следует работу с самого легкого, и переходить к более сложному.

Пример самых простых игровых заданий метода Кроссенс

Кроссенс «Что общего?»

1)Что общего?

 

 

 

Ответ: У ежа и елки есть иголки и ежик, и елка находятся в лесу.

2) Что объединяет почтальона Печкина и кенгуру?

 

 

 

 

Ответ: У кенгуру на животе есть складка похожая на сумку, где прячется детеныш. У почтальона Печкина есть почтовая сумка, в которой он носит газеты.

В результате использования технологии «Кроссенс»у дошкольников повысился уровень развития всех познавательных процессов, игровые упражнения помогли формированию навыков пространственной ориентировки, повысилась мотивация детей в продуктивно-исследовательской деятельности, стала совершеннее речь детей, что дает непосредственный успех в успешной подготовке детей к обучению в школе.

Технология «Кроссенс позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни.

 Используемая литература

Ø  Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ,- СПБ: ООО Издательство «Детство-пресс» 2012 г.

Ø  Подласый И.П. Педагогика, кн. 2.М.: Владос, 2004 г.

Ø  Интернет –ресурсы:

Ø  Сайт Инфоурок для воспитателей.

Сайт maam. ru. для воспитателей .Cайтns

×
×