Методическая система преподавателя информатики и ИКТ Тимофеева С.Н.

Автор: Тимофеев Сергей Николаевич

«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой»

Л.С.Выготский

 

Тимофеев Сергей Николаевич — преподаватель информатики

Трудовой стаж – 26 лет

Педагогический стаж — 11 лет

Курсы повышения квалификации:

— апрель,2024, Использование современного учебного оборудования в центрах цифрового образования «IT-куб»; ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

В своей работе использую образовательные программы и учебно-методические комплексы как традиционного , так и развивающего обучения, сочетаю разнообразные формы и методы обучения для решения основных учебно-воспитательных задач,  планирую реализацию  приоритетного развития информационно-технологической подготовки учащихся.

Считаю важным формирования ситуации, в которой каждый учащийся сможет, используя ИКТ, учится в индивидуализированной среде, с оптимальной скоростью, в удобном месте и в удобное время.

«…новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлых , но и технологий, которые пригодятся в будущем».

Д.А.Медведев

В своей педагогической деятельности я сталкиваюсь с рядом проблем, и основная из них  — это как  обеспечить готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда  современного информационного общества?  К решению  проблем подготовить всех учеников  не в состоянии ни один учитель, однако любой учитель может в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать ключевые компетенции, использовать необходимые технологии и методы, о которых говорилось веше

На данном этапе своей педагогической деятельности я выбрала  значимую  для себя тему самообразования «Формирование и развитие ключевых метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности», которая в свою очередь будет являться и целью моего педагогического опыта.

В стандартах второго поколения в качестве приоритета образования ставится задачей не обучение ученика основам наук и не социальный заказ общества, а развитие личности обучающихся, поэтому в требованиях к выпускнику школы помимо предметных результатов выделены личностные и метапредметные результаты или компетенции.

Я в своей деятельности выделяю основные компетенции, которые считаю необходимым формировать на уроках информатики и во внеурочной деятельности:

·       информационная

·       коммуникативная

·       учебно-познавательская

·       социально-политическая

·       социокультурная

В учебном процессе каждая группа компетенций занимает свое место на уроке информатики.

Информационная компетентность — совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах

Для формирования информационной компетенции с учащимися основной школе  используется:

  • работа с учебниками,энциклопедиями,словарями
  • извлечение информации, представленной в разных формах
  • представление информации в различных формах
  • формулирование проблемных вопросов
  • подготовка докладов и рефератов
  • создание модели изучаемого объекта

Для формирования информационной компетенции с учащимися старшей школе используется:

  • самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач
  • сопостовление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников
  • преобразование информации из одного вида в другой
  • предоставление информации в оптимальной форме

Коммуникативная компетентность высокий уровень владения устной и письменной речью, умение продуктивно общаться в социуме

Для формирования коммуникативной компетенции в основной школе используется:

  • групповая форма организации учебной деятельности учащихся
  • формирование культуры речи
  • уроки с применением игровой технологии
  • организация совместной деятельности

Для формирования коммуникативной компетенции в старшей школе используется:

  • уроки-диспуты, оценка разных точек зрения
  • групповая форма организации учебной деятельности учащихся
  • защита рефератов и проектно — исследовательской деятельности
  • чаты и форумы

Учебно-познавательная компетентностьготовность к образованию на протяжении всей жизни

Для формирования учебно-позновательной компетенции в основной школе используется:

  • объяснительно-иллюстративные методы
  • проблемно-сообщающие
  • проектная деятельность
  • решение жизненно практических, за частую межпредметных задач, в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы.

Для формирования коммуникативной компетенции в старшей школе используется:

  • исследовательская, проектная деятельность по выбранному профилю, которая ведется параллельно с традиционными формами работы учащихся. Учитель выступает только консультантом

Социально-политическая компетентность психологическая готовность брать на себя ответственность за принятые самостоятельные решения

Для формирования социально-политической компетенции в основной школе используется:

  • проектная деятельность по самостоятельно выбранной теме
  • решение жизнено-практических задач, в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель выступает только консультантом

Для формирования социально-политической компетенции в старшей школе используется:

  • анализ предложенной ситуации, постановка цели, планирование ожидаемого результата
  • разработка алгоритма решения поставленной задачи

Социокультурная компетентностьготовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире

Для формирования социокуультурной компетенции в основной школе используется:

  • проектная деятельность, создание творческих работ раскрывающих культуру и традиции разных народов
  • формирование групп учащихся различных национальностей

Для формирования социокультурной компетенции в старшей школе используется:

  • уроки-диспуты, оценка разных точек зрения (понимание и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков,рас)

 

Учащиеся должны хорошо представлять себе конечную цль, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при это задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления, электронный документооборот и другие возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл в современном цифровом мире.

Подлинная компьютерная грамотность это — понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний и использование компьютера для достижения поставленных целей.

«Сегодня основная функция педагога не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс познания; создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» В.Ф.Штаталов

В своей работе я стремлюсь сделать свои уроки современными, интересными, обеспечивающими положительную мотивацию на изучение информатики, формирование и развитие ключевых компетенций для этого планирую следующего:

  • изучение методических пособий и книг
  • обучение на курсах повышения квалификации
  • проведение входных диагностик реальных возможностей учащихся 8-11 классов
  • дальнейшее образование
  • проектная деятельность

 

 

×
×