Автор: Тимофеев Сергей Николаевич
«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой»
Л.С.Выготский
Тимофеев Сергей Николаевич — преподаватель информатики
Трудовой стаж – 26 лет
Педагогический стаж — 11 лет
Курсы повышения квалификации:
— апрель,2024, Использование современного учебного оборудования в центрах цифрового образования «IT-куб»; ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
В своей работе использую образовательные программы и учебно-методические комплексы как традиционного , так и развивающего обучения, сочетаю разнообразные формы и методы обучения для решения основных учебно-воспитательных задач, планирую реализацию приоритетного развития информационно-технологической подготовки учащихся.
Считаю важным формирования ситуации, в которой каждый учащийся сможет, используя ИКТ, учится в индивидуализированной среде, с оптимальной скоростью, в удобном месте и в удобное время.
«…новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлых , но и технологий, которые пригодятся в будущем».
Д.А.Медведев
В своей педагогической деятельности я сталкиваюсь с рядом проблем, и основная из них — это как обеспечить готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества? К решению проблем подготовить всех учеников не в состоянии ни один учитель, однако любой учитель может в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать ключевые компетенции, использовать необходимые технологии и методы, о которых говорилось веше
На данном этапе своей педагогической деятельности я выбрала значимую для себя тему самообразования «Формирование и развитие ключевых метапредметных компетенций учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности», которая в свою очередь будет являться и целью моего педагогического опыта.
В стандартах второго поколения в качестве приоритета образования ставится задачей не обучение ученика основам наук и не социальный заказ общества, а развитие личности обучающихся, поэтому в требованиях к выпускнику школы помимо предметных результатов выделены личностные и метапредметные результаты или компетенции.
Я в своей деятельности выделяю основные компетенции, которые считаю необходимым формировать на уроках информатики и во внеурочной деятельности:
· информационная
· коммуникативная
· учебно-познавательская
· социально-политическая
· социокультурная
В учебном процессе каждая группа компетенций занимает свое место на уроке информатики.
Информационная компетентность — совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах
Для формирования информационной компетенции с учащимися основной школе используется:
- работа с учебниками,энциклопедиями,словарями
- извлечение информации, представленной в разных формах
- представление информации в различных формах
- формулирование проблемных вопросов
- подготовка докладов и рефератов
- создание модели изучаемого объекта
Для формирования информационной компетенции с учащимися старшей школе используется:
- самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач
- сопостовление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников
- преобразование информации из одного вида в другой
- предоставление информации в оптимальной форме
Коммуникативная компетентность — высокий уровень владения устной и письменной речью, умение продуктивно общаться в социуме
Для формирования коммуникативной компетенции в основной школе используется:
- групповая форма организации учебной деятельности учащихся
- формирование культуры речи
- уроки с применением игровой технологии
- организация совместной деятельности
Для формирования коммуникативной компетенции в старшей школе используется:
- уроки-диспуты, оценка разных точек зрения
- групповая форма организации учебной деятельности учащихся
- защита рефератов и проектно — исследовательской деятельности
- чаты и форумы
Учебно-познавательная компетентность — готовность к образованию на протяжении всей жизни
Для формирования учебно-позновательной компетенции в основной школе используется:
- объяснительно-иллюстративные методы
- проблемно-сообщающие
- проектная деятельность
- решение жизненно практических, за частую межпредметных задач, в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы.
Для формирования коммуникативной компетенции в старшей школе используется:
- исследовательская, проектная деятельность по выбранному профилю, которая ведется параллельно с традиционными формами работы учащихся. Учитель выступает только консультантом
Социально-политическая компетентность — психологическая готовность брать на себя ответственность за принятые самостоятельные решения
Для формирования социально-политической компетенции в основной школе используется:
- проектная деятельность по самостоятельно выбранной теме
- решение жизнено-практических задач, в ходе которых ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель выступает только консультантом
Для формирования социально-политической компетенции в старшей школе используется:
- анализ предложенной ситуации, постановка цели, планирование ожидаемого результата
- разработка алгоритма решения поставленной задачи
Социокультурная компетентность — готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире
Для формирования социокуультурной компетенции в основной школе используется:
- проектная деятельность, создание творческих работ раскрывающих культуру и традиции разных народов
- формирование групп учащихся различных национальностей
Для формирования социокультурной компетенции в старшей школе используется:
- уроки-диспуты, оценка разных точек зрения (понимание и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков,рас)
Учащиеся должны хорошо представлять себе конечную цль, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при это задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления, электронный документооборот и другие возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл в современном цифровом мире.
Подлинная компьютерная грамотность это — понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний и использование компьютера для достижения поставленных целей.
«Сегодня основная функция педагога не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс познания; создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» В.Ф.Штаталов
В своей работе я стремлюсь сделать свои уроки современными, интересными, обеспечивающими положительную мотивацию на изучение информатики, формирование и развитие ключевых компетенций для этого планирую следующего:
- изучение методических пособий и книг
- обучение на курсах повышения квалификации
- проведение входных диагностик реальных возможностей учащихся 8-11 классов
- дальнейшее образование
- проектная деятельность