Автор: Горьковская Айлита Юрьевна
Горьковская Айлита Юрьевна
МБДОУ №187
E-mail: nasibullina.n.g.04@gmail.com
Технологическая карта интегрированного занятия
по ручному труду «Изготовление оберега — веничек»
Составитель: Горьковская А.Ю., должность – воспитатель.
МБДОУ детский сад №187 Устиновского района г. Ижевска.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Дополнительный учебно-методический комплект:
1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013
2. О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет.
Характеристика группы: дети подготовительной группы «Искорка», возраст 6-7 лет.
Предварительная работа: беседа о семье и семейных ценностях, знакомство с пословицами и поговорками, чтение сказок.
Средства:
· наглядные – обереги, как образцы;
· литературные — стихи;
· музыкальные – весёлые русские народные песни (мелодии);
· оборудование –CD – проигрыватель, ленты, семечки, горох, рис, гречка, мешочек, салфетки, клей ПВА, лавровый лист.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Формы организации совместной деятельности: беседа, обсуждение, ручной труд, малоподвижная игра с правилами.
Цель: Создание условий для художественно – эстетического развития дошкольников в процессе изготовления оберега — веничка.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
· познакомить детей со значением в жизни людей оберегов. Приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знания детей о символичности вещей;
· учить украшать веничек, используя декоративные элементы и природные материалы.
2. Развивающие задачи:
· развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
· развивать творческую активность в процессе изготовления веничка, в соответствии с образцами народной культуры. Развивать чувство вкуса и симметрии;
· обогащать словарь детей: оберег;
· развивать умение представлять результат труда.
3. Воспитательные задачи:
· воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
· способствовать проявлению положительных эмоций;
· воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать умение помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
· обратить внимание на нерешительность Гриши в выборе партнёра для совместной деятельности;
· поручить Вике и Эмилии контроль за правильностью выполнения работы у Алены.
Ожидаемые результаты:
Любознательный, активный |
Активность в продуктивной деятельности, в разговоре |
Эмоционально — отзывчивый |
Проявление эмоционального отношения к изделиям народного творчества |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи |
Применение усвоенных способов украшения в самостоятельной деятельности; стремление создать выразительный и интересный образ, выбирая самостоятельно средства для украшения. Умение самостоятельно делать выводы |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Умение сосредоточенно действовать в течение 25– 30мин. Умение оценивать результат своей работы и работы сверстников.
|
Ход деятельности:
Этап деятельности |
Содержание совместной деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1 этап Организационный момент
|
Домовой за печкой жил. С ребятишками дружил, Он хозяйке помогал, Всех гостей он развлекал! Здравствуйте, ребята! Я домовой Кузя. Родные зовут меня Кузенька. А как вас зовут родные, близкие люди (ответы детей). Я сегодня так счастлив, что вы пришли ко мне в гости. А знаете ли вы, что такое счастье? (ответы детей) Это когда все вместе, дружно живут, все здоровы. И как его сохранить? (ответы детей). |
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой
|
Приветствуют друг друга и гостей
|
Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности
|
2 этап Работа над темой
-проблемная ситуация |
Чтобы сохранить счастье в доме наши прабабушки и прадедушки делали обереги. Вы знаете, что такое оберег? Устраивайтесь поудобнее, а я вам сейчас немного расскажу об оберегах. Люди с давних пор верили, что обереги охраняют их от болезней, хищных зверей и всего плохого. Собираясь в дальнюю дорогу, люди брали с собой оберег, чтобы вложенные в него вера и любовь согревали душу, напоминали дом и родную землю. В наше время обереги не менее популярны. Можно конечно оберег купить готовый, а лучше сделать его своими руками. Как вы думаете почему? При создании оберегов использовали символы счастья, благополучия, достатка, здоровья, удачи. А вы знаете ребята, а у меня есть мини — выставка оберегов. Хотите я вам ее покажу. Ребята, вы бы хотели, чтобы в вашем доме был оберег? (ответы детей) Тогда предлагаю изготовить веничек — оберег. Он будет охранять ваш дом от бед и не прошенных гостей. Согласны? |
Задает проблемный вопрос
Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных образцов, стимулирует интерес детей. |
Думают, высказывают свои предположения
Слушают, узнают об оберегах рассуждают.
Рассматривают обереги.
|
Умение отвечать уверенно
Проявляет интерес к народным проявлениям культуры- вера и страх в силы природы.
Дети мотивированы на выполнение работы своими руками |
—Динамическая пауза |
Прежде чем приступить к работе, давайте наберемся сил и поиграем в игру “Ты беги веселый веник”. Ты беги веселый веник Быстро, быстро по рукам, У кого веселый веник- Тот сейчас станцует нам. |
Приглашает детей к совместной динамической деятельности |
Демонстрируют положительные эмоции |
1.Получение в процессе игры положительных эмоций. 2.Обеспечена потребность детей в движении. |
Продуктивная деятельность |
Молодцы! Вы полны сил и энергии! За работу! При изготовлении оберега вы должны быть спокойными и думать о хорошем. Для того чтобы сделать оберег нам понадобится заготовка — веничек, ситцевый мешочек и разные материалы, символизирующие то, чем мы хотим одарить хозяев квартиры для которых делаем оберег. Считается, что веник расположенный ручкой вниз привлекает деньги, а если ручка смотрит вверх, то не бывать ссорам и разногласиям в вашем доме. Перед вами мешочек — символ богатства. Сувенирная купюра — успех в делах. Гречка и рис — символизируют плодородие и достаток, мир и лад в семье. Лавровый лист — слава и успех. Чеснок и перец — с давних пор использовались для выметания нечистых сил из дома. Шишка — трудолюбие, успех в делах. Фасоль — зарождение новой жизни. Бобовые и злаки — символизируют достаток, сытую жизнь и физическую силу. Орехи и желуди — символ умственной силы, мудрости. Фрукты и ягоды — изобилие в доме. Сухоцветы — символ уюта и красоты. Приступаем творить с самого сложного – сделаем своими руками символ семьи-подсолнух. Я заранее приготовил вам мешочек, а вы его наполните рисом и гречкой, завяжите красной узенькой ленточкой. Теперь переходим к самому интересному. Прикидываем примерное расположение наших заготовок — символов на веничке и прикрепляем их с помощью клея. Крепко прижимаем каждую деталь и держим несколько секунд. В завершении можно прикрепить небольшой текст с пожеланием “ На счастье”, “Благополучия вашей семье”, “Наметаю деньги в дом”. Какие чудесные обереги получились. Не забывайте, что веничек вешали внутри дома ручкой вверх , чаще всего на кухне , где я очень люблю находиться. |
Вовлекает детей в творческую деятельность, способствует индивидуальной работе детей, включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Показывает способ вырезания лепестков подсолнуха и изготовление самого цветка
Мотивирует к проявлению творчества |
Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы, самостоятельно или с помощью взрослого выбирает материалы, которые можно применить для творческой деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.
Дети действуют по инструкции
Проявляют творчество и фантазию |
1. Дети проявляют творческую активность в процессе творческой деятельности. 2. Дети учатся подбирать необходимые материалы для работы. 3. Дети учатся следовать правилам.
Дети закрепят навыки работы с ножницами, технику безопасности
Дети проявляют творчество, учатся эстетично декорировать |
3 этап Итог творческой деятельности |
Вы такие сделали красивые обереги. Вам понравились ваши работы? А куда вы их поставите? Кому подарите? А родителей своих научите? Наверное, у вас волшебные ладошки. Можно я их потрогаю? (дети выстраивают пирамиду, накладывая ладоши одна на другую) Берегите друг друга Добротой согревайте Берегите друг друга Обижать не давайте Берегите друг друга Суету позабудьте И в минуты досуга Рядом вместе побудьте! Пойду, наведу порядок в доме, приласкаю котика, напеку пирогов, накрою стол. В такой красивый дом может снова ко мне гости придут. А вам дети хочу сказать: “Желаю вам счастья семейного. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание. Пусть жизнь будет богата духовно и материально. А вам дарю веник — хозяйственный, в жизни очень пригодится! Мне пора по своим домашним делам! До свидания! |
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.
Звучит песня: “Мы желаем счастья вам”. |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. (Выставка, ярмарка, подарок-предложения детей) |
1. Умение оценивать результат своей деятельности. 2. Умение выражать чувства. 3. Умение делать выводы. 4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |