Автор: Грибков Евгений Иванович
ВЕДЕНИЕ
Основной задачей по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.
Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача тренера — сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера-преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между Домом детского творчества и родителями. Сотрудничество необходимо:
— чтобы контролировать ребенка
— для общения и взаимопонимания
— чтобы действовать в одном направлении
— чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки
— для поддержки детей с неустойчивым характером
— чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер
ДДТ Г.ВОРСМА помогает родителям
— в контроле свободного времени
— в воспитании ребенка
— развивать физические и интеллектуальные возможности детей
Родители могут помочь ДДТ Г.Ворсма
— в организации соревнований
Что мешает родителям и ДДТ Г.Ворсма успешно сотрудничать?
— нехватка рабочего времени
— недостаток информации
— поведение ребенка
Проблема: Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия тренеров, родителей и детей была определена тема моей работы: «Организация системы работы тренера с родителями».
Цель работы: определить условия для сотрудничества родителей и Дома детского творчества в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
— — изучить литературу по данной теме;
— — изучить документацию, имеющуюся в учреждении;
— — наметить перспективы работы ДДТ Г.Ворсма с семьей;
— — реализовать программу «Школа для родителей»
Ожидаемый результат: проанализировав все точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию, в частности к ДДТ, и выстроить с ними позитивное взаимодействие.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДДТ Г.Ворсма с семьей
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования современная стратегия воспитания направлена, прежде всего, на:
— необходимость соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
— достижение нового уровня взаимодействия семьи и, образовательного учреждения в воспитании и социализации детей и молодежи.
Совместная деятельность детей, родителей и тренеров — преподавателей может быть успешной, если:
— дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
— осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
— отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию. На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов.
Из чего складывается сотрудничество с родителями?
1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.
На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:
а) Что понимают под сотрудничеством людей?
Назовите основные его проявления.
б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
в) В чем Дом детского творчества может помочь родителям, а родители ДДТ?
г) Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?
д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?
е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.
3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет ДДТ) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
5.Выявление причин дезадаптации ребенка к ДДТ и совместное с родителями их устранение.
6. Организация педагогического просвещения родителей.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности как в ДДТ, так и вне ее.
8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия с Домом детского творчества разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях ДДТ Г.Ворсма, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р.
Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию — поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения – календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.
Непосредственное взаимодействие – встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к ДДТ Г.Ворсма, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.
Основные формы общения родителей и тренеров в ДДТ Г.Ворсма:
Как показывает информация в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:
1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
2. Традиционная: родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные состязания, творческие конкурсы.
3. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.
Формы сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности:
— день открытых дверей;
— праздники, турниры и т.д.
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в спортивных праздниках могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.
Формы трудовой деятельности:
— оформление (плакаты)
— материально-финансовая помощь ДДТ (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)
Формы досуга:
— совместные оздоровительная работа семьи и (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
— экскурсии, походы
Встреча с администрацией, специалистами
— Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)
— Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей».
В ДДТ Г.Ворсма сложились все предпосылки для создания попечительского совета, необходимо продумать нормативно-правовые аспекты его создания. Для проведения сельских и выездных мероприятий родители воспитанников привлекают собственные денежные средства для решения следующих вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования, приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют повышению имиджа Дома детского творчества в социальной инфраструктуре села, берут на себя правовую защиту прав и интересов воспитанников.
В учреждении можно запланировать развитие внебюджетной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут представители родительской общественности ДДТ Г.Ворсма. В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется внедрение программы «Школа для родителей».
Программа работы с родителями «Дополнительное образование для родителей»
Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого воспитанника Дома детского творчества.
Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Задачи программы:
1.Выработать единые установки в подходе к воспитанию в ДДТ и в семье.
2.Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.
3.Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.
4.Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в семье.
Принципы в работе с семьей:
— системность,
— уважительность,
— единство общественного и семейного воспитания,
— оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей.
Цели и задачи работы с семьей:
— просветительская – повышение педагогической культуры родителей;
— консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка;
— коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
— укрепление взаимосвязей в семье.
— разработка модели успешного семейного воспитания.
— повышение педагогической культуры родителей.
— активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
— проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.
— соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании
подрастающего поколения.
— сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей
воспитанников Дома детского творчества.
План мероприятий по реализации цели и задач.
Комплекс приоритетных мероприятий |
||
Подготовительный этап |
||
Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в повседневную жизнь Дома детского творчества |
||
Оценить ресурсные возможности ДДТ для создания сообщества детей и взрослых |
||
Выявить мнение родителей и детей (анкеты, опросы и др. формы) |
||
Повышение квалификации тренеров-преподавателей по данной проблеме и обеспечение методического сопровождения |
||
Составить картотеку «Организация общих дел» |
||
Создание ресурсных условий для создания воспитательной системы. |
||
Практический этап |
||
Направления совместной деятельности |
||
обучение |
воспитание |
самоуправление |
Привлечение родителей к организации и проведению элективных курсов, познавательных лекций и бесед |
Ежегодная организация, подготовка и проведение коллективных творческих конкурсов: — семья года — спортсмен года — тренер года |
Родительский комитет ДДТ Г.Ворсма |
Привлечение воспитанников и родителей к экспертизе качества образования |
проведение открытых учебных тренировок, консультации педагогических работников. |
Совет ДДТ Г.Ворсма |
Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей тренеров-преподавателей |
Проведение спортивного праздника «Спортивная семья» |
|
Организация учебных экскурсий с родителями |
Тематические беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей правоохранительных органов, психологов, юристов) |
|
День открытых дверей для родителей |
Спортивные мероприятия районного, областного значения День здоровья. |
Совет ДДТ Г.Ворсма |
Обеспечение информационной образовательной среды: — работа сайта Дома детского творчества, — систематизация банка данных о воспитанниках и родителях |
|
Совет ДДТ Г.Ворсма |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию в Доме детского творчества и выстроить с ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения работы ДДТ Г.Ворсма с семьей. Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми ДДТ. Сделаны выводы о необходимости развития нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого педагогического сообщества.
Критериями эффективности работы Дома детского творчества с родителями служат:
· Конкретные дела родителей, помощь Дому детского творчества, группе;
· Наличие традиций сотрудничества с родителями;
· Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
· Позитивный уровень сохранности здоровья детей;
· Высокая скорость реакции родителей на запросы Дома детского творчества и наоборот;
· Конкретные дела родителей, помощь Дому детского творчества, группе.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001
4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.
5. Немов Р.С. Психология. М., 2003
6. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001
7. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. — М.: Академия, 2018. — 320 c
10. – Методическое пособие в помощь тренеру по работе с юными спортсменами и их родителями. https://csp18.ru/assets/userfiles/docs/2019%20metod.otdel/metodicheskoe-posobie.pdf?ysclid=lp2i77d5n1409463496