Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «До-ми-соль»

Автор: Лыкова Любовь Алексеевна

Управление образования и молодёжной политики                                            администрации Александровского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»

 

 

 

 

Принята на заседании                                                                             «Утверждаю»

Педагогического совета                                     Приказ от «     »            20    г. №____

от «     »            20    г.                                         Директор МБУДО «АРЦДО «ДАР»

протокол № ___                                                                     __________ Д.А.Хвисюк

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

художественной направленности

 

«ДО-МИ-СОЛЬ»                                      

 

 

Уровень: базовый.

Возраст обучающихся: 5-17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования:

Лыкова Любовь Алексеевна

I  квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

                                                             г. Струнино

                                                                 2024 г.

 

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «До-ми-соль» разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и методических рекомендаций:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года

(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р)

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

11. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

13. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

14. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844.

15. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

16. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

17. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru );

18. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.

19. Устав МБУДО «АРЦДО «ДАР».

20. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденное приказом директора по учреждению от 01.03.2023 года №30.

 Направленность программы: художественная.

 Уровень реализации программы: базовый.

Актуальность программы выражается в соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу и запросам родителей и детей.

В настоящее время современная педагогика уделяет всё больше внимания поиску новых путей образования, воспитания, развития детей, чтобы ребёнок состоялся как личность, был эмоционально и гармонично развитым, имел возможность реализовать свои потенциальные возможности. Сегодня важно воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Зачастую учащиеся, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой один вред. Данная программа призвана помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно, и желанно исполнять. А также показать, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее. Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией, участвовать в жизни объединения, учреждения, города, региона и др.).

Отличительные особенности программы:

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,  полетностью  и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания. Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Программа несёт в себе здоровьесберегающий компонент, и дифференцированный подход к обучению, при учете психофизиологических особенностей детей.

В данной программе используется индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы по индивидуальной работе 5– 17лет, при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, хорошего чувства ритма. Голосовые данные определяются по нескольким признакам: тембру, тесситуре, диапазону. На индивидуальное занятие принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Объем программы –36 или 72 учебных часов.

Срок освоения программы – 1 год, 9 месяцев, 36 учебных недель.

Форма обучения: очная.

Формы организации образовательного процесса — индивидуальные, теоретические и практические. 

Режим занятий: 1,2 раза в неделю по 1 или 2 часа.

Продолжительность одного занятия от 30 до 40 минут в зависимости от возраста обучающихся. Перерыв между занятиями 5 -10 минут.

 

Цель и задачи программы

Цель программы: совершенствование у обучающихся системы знаний, умений и навыков в области вокального искусства через индивидуальные занятия.

Задачи:

Образовательные:

 — обучить новым приемам сольного пения, устойчивого вокального дыхания, грамотной артикуляции, сценического движения;  

— научить чисто интонировать одноголосные произведения, правильно распределять дыхание в длинной фразе;

— научить выражать образное содержание музыки, правильно держаться на сцене;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            — научить принципам грамотной работы со звуковоспроизводящей аппаратурой.

 

Развивающие:                                                                                                                                                            

— развить устойчивый интерес к певческой культуре;                                                                                                                        — развить музыкальные способности (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления);                                                                                                             — развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность.                                                                                                                                                  

Воспитательные:                                                                                                                                                      –формировать любовь и уважение к музыкально-художественной культуре;                                                             — формировать личные качества: настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;                                                                                         — формировать культуру общения и поведения;                                                                   — формировать позитивную установку на безопасный, здоровый образ жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

Содержание программы

Учебный план на 72 часа

 

Тема

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

всего

теория

практи-ка

1

Распевание. Вокально -певческие установки

4

1

3

наблюдение, прослушивание, опрос

2

Распевание. Работа над звуком

 

15

2

13

наблюдение, прослушивание, опрос

3

Распевание. Работа над дыханием

8

2

6

наблюдение, прослушивание, опрос

4

Распевание. Певческий диапазон

6

1

5

наблюдение, прослушивание, опрос

5

Распевание. Координация между слухом и голосом

9

2

7

наблюдение, прослушивание, опрос

6

Распевание. Дефекты голоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У УСТРАНЕНИЕустранение

8

1

7

наблюдение, прослушивание, опрос

7

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

8

2

6

наблюдение, прослушивание, опрос

8

Распевание. Работа над исполняемым произведением

14

4

10

сдача партий

Итого часов

72                                                        57

 

 

Учебный  план на 36 часов

Тема

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

всего

теория

практика

1

Распеване. Вокально -певческие установки

4

1

3

наблюдение, прослушивание, опрос

2

Распевание. Работа над звуком

8

1

7

наблюдение, прослушивание, опрос

3

Распевание. Работа над дыханием

4

1

3

наблюдение, прослушивание, опрос

4

Распевание. Певческий диапазон.

3

1

2

наблюдение, прослушивание, опрос

5

Распевание. Координация между слухом и голосом

3

1

2

наблюдение, прослушивание, опрос

6

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

4

1

3

наблюдение, прослушивание, опрос

7

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

4

1

3

наблюдение, прослушивание, опрос

8

Распевание. Работа над исполняемым произведением

6

1

5

сдача партий

Итого часов

36                                                        28

 

 

Содержание учебного плана.

1.Певческие установки.                                                                                                                Теория: правила, используемые при пении.                                                                                 Практика: тренинг по использованию певческих установок.

2. Работа над звуком.                                                                                                                             Теория: правила работы над звуком.  Понятие звуковедения, звукообразования.                                                                                                    Практика: упражнения по развитию вокальной техники (Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнения: пение с закрытым ртом на «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизировано в легком зевке. Звук должен быть свободным, не зажатым в гортани, носовые пазухи свободны – «как говорим, так и поем»). Отработка навыка мягкой атаки звука, звуковедения.

3.Работа над дыханием                                                                                                                         Теория: дыхание при исполнении вокального произведения.

 Практика: техника певческого дыхания: отработка правильного вдоха, задержки набранного в легкие воздуха и организации экономного выдоха.  Вокальные упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Вокальные упражнения должны строится на примарных тонах ( певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца). Проговаривать скороговорки, читать стихи, постепенно увеличивая выдох : сначала произносить на одном дыхании одну строчку, затем две и т. д.

4. Певческий диапазон                                                                                                                          Теория: развитие диапазона голоса.                                                                  

 Практика: вокальные упражнения (пение упражнений на одном звуке по полутонам  начиная  с примарной зоны ( высота речевого звука, на котором удобно говорить), пение с закрытым ртом, пение стаккато и легато; пропевание  слогов, пение октавных скачков; пение с закрытым ртом — создать «купол», исполнять с закрытым ртом  звук «М» на одном звуке, с постепенным  движением вверх и вниз). Воспринимать, анализировать, воспроизводить голосом различные звуки, чем короче временной   промежуток   между восприятием и анализом звука по высоте, тем точнее воспроизведение нужного звука голосом.,

5. Координация между слухом и голосом                                                                                              Теория: слуховое осознание чистой интонации.                                                                              Практика: воспринимать, анализировать, воспроизводить голосом различные звуки, чем короче временной   промежуток   между восприятием и анализом звука по высоте, тем точнее воспроизведение нужного звука голосом. Разучивание вокальных упражнений для улучшения качества интонации, большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука, а в дальнейшем всей мелодической попевки. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

6. Дефекты голоса и их устранение                                                                                                    Теория: знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса.                                                                                                                                                  Практика: упражнения на «снятие зажатий» голоса (работа над чёткой дикцией, правильным извлечением звука – пошевелить языком из стороны в сторону, вперёд, назад, вправо, влево, круговые обороты)

7. Принципы артикуляции речи и пения                                                                                                  Теория: формирование начальных навыков певческой артикуляции, техника речи.                    Практика:   работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата ,разрабатывать его технические возможности с помощью вокальных упражнений  .работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и свободной  Добиться  активной  естественности можно через снятие различных зажатий и четкой работы различных мышц и органов , что является главной задачей на индивидуальных занятиях. (Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Нижняя челюсть должна быть не зажата. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра).

8. Работа над исполняемым произведением                                                                                              Теория: обсуждение содержания, средств музыкальной выразительности.                                  Практика: слушание песни ,ее анализ  , разучивание и осмысление текста .отработка мелодии песни ( отдельных мотивов, ритмических сложностей, нюансов) Способ использования — манера исполнения  .Работа над динамическими оттенками, дикцией в исполнении песен , не выкрикивать окончания фраз, не форсировать звук, исполнять песни эмоционально в соответствующем характере. Уметь работать с микрофоном.

Планируемые результаты.

Образовательные:

— обучающиеся умеют применять новые приемы сольного пения, устойчивого вокального дыхания, грамотной артикуляции, сценического движения;                                                                                                                                                                                

— обучающиеся умеют чисто интонировать одноголосные произведения, правильно распределять дыхание в длинной фразе;

— обучающиеся  умеют выражать образное содержание музыки, правильно держаться на сцене;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            — обучающиеся знают принципы грамотной работы со звуковоспроизводящей аппаратурой, умеют ей пользоваться.

 

Развивающие:

— у обучающихся развит устойчивый интерес к певческой культуре; 

— у обучающихся развиты музыкальные способности (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальная память, музыкальные представления);                                                                                                                                                                                                                                         — у обучающихся развита артистическая смелость, непосредственность, самостоятельность. 

 

Воспитательные:

 – у обучающихся сформирована любовь и уважение к музыкально-художественной культуре;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        — у обучающихся сформированы личные качества: настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность;                                                                                                            — у обучающихся сформирована культура общения и поведения;                                                                                     — у обучающихся сформирована позитивная установка на безопасный, здоровый образ жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график.

Год обучения

Начало занятий

Окончание занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1

02.09.

31.05

36

36

36

1 раз в неделю по 1 часу

1

02.09.

31.05.

36

36

72

2 раза в неделю по 2 часа

 

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

1. Наличие специального кабинета с размещенным учебным оборудованием, соответствующим требованиям и нормам СанПиН 2.4.3648-20, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.

2. Наличие репетиционного зала.

3. Фортепиано, аккордеон

4. Музыкальный центр, ноутбук.

5. Сценические костюмы.

6. Зеркало.

7. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
8. Микрофоны.

 

Информационное обеспечение:                                                                                                 

1.     Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

2.     Нотный материал, подборка репертуара.

3.     Аудиозаписи, формат CD, MP3.

4.     Записи выступлений, концертов.

 

Кадровое обеспечение

Занятия по программе проводит квалифицированный педагог, имеющий профессиональное (музыкальное) образование, который способен к творчеству, созданию доброжелательной атмосферы на занятиях, умеющий заинтересовать ребёнка, побудить его на собственное творчество. Одновременно с руководителем объединения для осуществления работы по программе необходимо присутствие концертмейстера, который осуществляет музыкальное сопровождение занятий.

Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.

В целях качественной подготовки обучающихся к промежуточной аттестации предусмотрено участие в конкурсных мероприятиях.

 

Формы аттестации, контроля

Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения, а также индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося.

Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения обучающимися программы.

Проводится текущий и промежуточный контроль, целью которых является определение степени усвоения материала учащимися.

Текущий контроль оценивает правильность исполнения, активность учащихся. Проводится по окончании изучения каждого раздела учебного плана программы в виде наблюдения, прослушивания, опроса, сдачи партий.

Промежуточный контроль оценивает правильность исполнения, активность, творческий подход, артистичность. Проводится в конце учебного года в виде открытого занятия или показательного выступления на отчётном концерте.                                                                                                                     

 

Формы аттестации, контроля:

наблюдение;

-опрос;

-прослушивание;

— сдача партий;

-отчётный концерт;

-мониторинг достижений.

 

Оценочные материалы:

— вопросник для собеседования, разработанный на основе содержания учебных тем программы (теория);

— диагностические критерии оценки практических навыков учащихся, разработанные на основе содержания учебных тем программы (практика).    

Методические материалы.

Реализация программы проходит в следующих формах организации образовательной деятельности: учебные занятия, беседы, отчетные концерты, выступления на различных мероприятиях, участие в конкурсе и фестивалях разного уровня.

Методы и формы.

показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;

прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии;

устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;

разучивание — по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;

репетиционные занятия — подготовка готовых номеров концертным выступлениям

 

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно — педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, ансамблевом пении, вокалистов, сценических движениях.

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.                                                                                                Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

 

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим   дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– работа над произведением;

– анализ занятия.

 

Список литературы, используемой при написании Программы.

·        Гогоберидзе, А.Г . Детство с музыкой : Современные педагогические технологии музыкального воспитания  дошкольного возраста :Учебно – методическое пособие-ООО» Издательство Детство-Пресс. Гогоберидзе, А.Г, Деркунская  ,В.А. 2013г.- 656 с.

·        Тэтчелл,Д. Детская музыкальная энциклопедия ООО Издательство  Астрель : Издательство АСТ Тэтчелл,Д.перевод с англ. Сазанова, В,2003г.-63 с

·        Халикова, Э.А., Колебошина , Н.В. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа ,планирование ,занятия и утренники православного календаря Волгоград: учитель ,2013 год 95 с.

·        Орлова , Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/  Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина  [Текст]. – М.: «Просвещение», 1988.- 142с.

·        Боровик ,Т., Пути педагогического творчества [Текст]. / Т. Боровик Музыкальный руководитель, 2004. — № 4. 29-41с.

·        Гришкова , Ю.С. Сценарии детских праздников с песнями и нотами  .Изд –во Юнипресс 2005г.-432 с.

·        Войнова ,А Д. Развитие чистоты интонации в пении школьников .Изд. академии педагогических наук РСФСР1950г.139с.

·        Корнев, Д. И.  « Компетентности подход в дополнительном профессиональном

·        образовании в рамках реализации ФГОС» 2014г.

·        Радынова ,О П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке ,2014г ООО ТЦ Сфера г. Москва.204 с.

·        Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г. 255 с.

·        Осеннева,С. Работа с детским хором»-«Музыка»- 2015 г.

·        Погребинская ,М .М .Музыкальные скороговорки .Изд.Композитор  Санкт Петербург, 2004г 80 с

·        Л.Д Дмитриев » Основы вокальной методики»

 

Приложение к программе

Календарно-тематическое планирование на 72 часа

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Примечание

1.

 

 

Распевание. Вокально — певческие установки

 

2.

 

 

Распевание. Певческие установки

 

3.

 

 

Распевание. Певческие установки

 

4.

 

 

Распевание. Певческие установки

 

5.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

6.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

7.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

8.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

9.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

10.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

11.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

12.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

13.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

14.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

15.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

16.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

17.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

18.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

19.

 

 

Распевание. Работа над звуком

 

20.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

21.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

22.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

23.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

24.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

25.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

26.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

27.

 

 

Распевание. Работа над дыханием

 

28.

 

 

Распевание. Певческий диапазон

 

29.

 

 

Распевание. Певческий диапазон

 

30.

 

 

Распевание. Певческий диапазон

 

31.

 

 

Распевание. Певческий диапазон

 

32.

 

 

Распевание. Певческий диапазон

 

33.

 

 

Распевание. Певческий диапазон

 

34.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

35.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

36.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

37.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

38.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

39.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

40.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

41.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

42.

 

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

43.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

44.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

45.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

46.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

47.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

48.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

49.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

50.

 

 

Распевание. Дефекты голоса и их устранение

 

51.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

52.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

53.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

54.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

55.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

56.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

57.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

58.

 

 

Распевание. Принципы артикуляции речи и пения

 

59.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

60.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

61.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

62.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

63.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

64.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

65.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

66.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

67.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

68.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

69.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

70.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

71.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

72.

 

 

Работа над исполняемым произведением

 

 

Календарно-тематическое планирование на 36 часов

Дата

Тема

Кол-во

часов

1.

 

Распевание. Певческие установки

 

2.

 

Распевание. Певческие установки

 

3.

 

Распевание. Певческие установки

 

4.

 

Распевание. Певческие установки

 

5.

 

Распевание. Работа над звуком

 

6.

 

Распевание. Работа над звуком

 

7.

 

Распевание. Работа над звуком

 

8.

 

Распевание. Работа над звуком

 

9.

 

Распевание. Работа над звуком

 

10.

 

Распевание. Работа над звуком

 

11.

 

Распевание. Работа над звуком

 

12.

 

Распевание. Работа над звуком

 

13.

 

Распевание. Работа над дыханием

 

14.

 

Распевание. Работа над дыханием

 

15.

 

Распевание. Работа над дыханием

 

16.

 

Распевание. Работа над дыханием

 

17.

 

Распевание. Певческий диапазон

 

18.

 

Распевание. Певческий диапазон

 

19.

 

Распевание. Певческий диапазон

 

20.

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

21.

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

22.

 

Распевание. Координация между слухом и голосом

 

23.

 

Дефекты голоса и их устранение

 

24.

 

Дефекты голоса и их устранение

 

25.

 

Дефекты голоса и их устранение

 

26.

 

Дефекты голоса и их устранение

 

27.

 

Принципы артикуляции речи и пения

 

28.

 

Принципы артикуляции речи и пения

 

29.

 

Принципы артикуляции речи и пения

 

30.

 

Принципы артикуляции речи и пения

 

31.

 

Работа над исполняемым произведением

 

32.

 

Работа над исполняемым произведением

 

33.

 

Работа над исполняемым произведением

 

34.

 

Работа над исполняемым произведением

 

35.

 

Работа над исполняемым произведением

 

36.

 

Работа над исполняемым произведением

 

 

Оценочные материалы.

Промежуточный контроль.

Критерии результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «До-ми-соль»

ФИ

Теоретическая подго-товка (теоретические знания по программе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая подготовка (умения и навыки по программе)

Общеучеб-ные навыки

Личностные качества

Устойчивое вокальное дыхание, артикуляция.

Артистическая смелость и непосредственность ребенка его самостоятельность.

Умение слушать   и правильно интонировать произведение.

Музыкальная память, слух.

Умение работать с микрофоном.

Музыкальная терминология, дирижерский жест

Устойчивый интерес к певческой культуре, занятиям

Культура поведения и общения

Дисциплина

Выдержка, трудолюбие, целеустремленность

Фантазия, память, кругозор

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1- минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);                                                                                                                                                            5 – средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);                                                                                                                                    10 – максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

 

Вопросник для собеседования (теория)

1.Правильное положение тела во время пения в положении стоя и сидя.

2.Назовите условия, при котором бы голос звучал красиво.

3.Что вы понимаете под понятием «распевание» и «певческие упражнения»?

3. Что вы понимаете под понятием «четкая артикуляция» и как она влияет на выразительность?

4. Что такое звуковедение?

5. Что вы понимаете под термином «звукообразование»?

6.Что вы понимаете под понятием « четкая  артикуляция» и как она влияет на выразительность?

7.Перечислите основные недостатки в пении? (открытый звук, «вялая» дикция, плохое интонирование).

8.Какое дыхание считается правильным?

9.Что означает слово дикция, артикуляция?

10.На сколько громко нужно петь?

 

×
×