Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Автор: Булатникова Виктория Владимировна

Развитие певческих навыков

 у детей старшего дошкольного возраста 

через музыкально-дидактические игры и упражнения

 

Музыкальный руководитель

 МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г.Ливны

Булатникова Виктория Владимировна

 

В соответствии с действующим ФГОС ДО, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы, в том числе и образовательная область «Музыка», главная цель которой — ввести ребёнка в мир высоких и разнообразных духовных ценностей, заключённых в музыкальном искусстве, научить обогащать свою жизнь тем глубоким смыслом, теми добрыми чувствами, той особенной красотой, какие присущи музыке.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Пение — основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека.

Исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение является важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

В своей работе я опираюсь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко использую новейшие достижения музыкальной педагогики, выстраиваю систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста

Прежде чем приступить к работе в данном направлении я сформулировала для себя следующие задачи:

·                     учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком, приручать петь напевно, не скандировать;

·                     правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;

·                     добиваться отчетливости дикции;

·                     учить правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и рядом поющего);

·                     петь с сопровождением и аcappella;

·                     петь коллективно и индивидуально;

·                     учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;

·                     различать движение мелодии вверх и вниз;

·                     одновременно начинать и заканчивать пение;

·                     соблюдать динамические оттенки

Обучая детей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому мне необходимо владеть не только методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, поэтому мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса.

Наиболее подходящей формой работы для себя я выбрала  музыкально-дидактические игры, так как игровая деятельность доступна детям и в игровой форме дети легче и быстрее осваивают необходимые навыки.

Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Музыкально-дидактические игры стараюсь подбирать такие, которые более просты и доступны, интересны и привлекательны для детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.

На музыкальных занятиях большое внимание уделяю распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных. Систематическое использование маленьких песенок помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.

Музыкально-дидактические игры, используемые мной в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Например, такие игры как «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания.

Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни. С этой же целью использую различные дидактические средства: ложки, ритмические палочки, погремушки, молоточки, матрёшки.

При работе над правильностью звукообразования применяю такие игры-распевки, как «Качели», «Ракета», которые способствуют расширению диапазона голоса и умению управлять звуком.

В работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогают русские народные песни «Поет соловушка», «У кота Воркота» и «Вальс» Е. Тиличеевой, в распевке двух звуков на один слог- «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка, «Как под наши ворота», русская народная песня. А перед разучиванием песен в быстром темпе использую песенки «Лошадки» Ф. Лещинской, «Ехали» А. Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.

Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» — для сопоставления трех звуков, различных по высоте, «Сколько нас поет?» — для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» — для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик» — для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.

Музыкально-дидактические игры заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Чаще всего использую музыкально-дидактические игры перед разучиванием новой песни.

Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне.

Дети с большим интересом относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик».

Располагаю на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играю звук фа, показывает на первый цветок и говорю: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») — тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогаю им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, я помогаю.

Используя образное сравнение, не редко предлагаю детям игру «Птички на проводе», которая развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку  выкладываю трех нарисованных птичек и рассказываю: «На улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Пою звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показываю направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Перемещаю воробья на третью линейку и пропеваю звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропеваю «чив-чив» и показываю направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляю воробья снова на вторую линейку и пропеваю, держа руку на одном уровне.)

Затем прошу детей запомнить пение каждого воробья, повторяю три мотива, играю один из них, предлагаю ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. Попевку «Бубенчики» на занятиях я использую по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаю карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика.

Веду разнообразную работу по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.

В свободное время от занятий с детьми вместе с воспитателем стараемся организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин». В такие игры дети с удовольствием играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.

Для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.

 

 

 

 

Скачать статью

×
×