Автор: Теличко Любовь алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Казачок» муниципального образования
город-курорт Анапа
Проект
«Патриотическое воспитание в условиях
современного дошкольного образовательного учреждения»
Выполнили: воспитатель Теличко Л.А.
Анапа 2023г
Содержание
3. Заключение…………………………………………………………………..19
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях
1.1Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно — патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
1.2. Актуальность выбранной темы
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Дошкольный возраст сенситивный период для формирования нравственных основ личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе. Несомненно является проблемой недостаточная методическая наполняемость патриотического уголка.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами, начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, памятными датами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
1.3. Паспорт проекта
Сроки реализации: февраль 2023- май 2023г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – познавательный, рассчитан на детей 5-7 лет, по продолжительности — долгосрочный (4 м.)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации, дидактические игры, музыкальные народные произведения.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность.
Задачи:
Воспитывать у детей:
стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому своей страны.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики.
Формировать у детей:
чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
представление о России как о родной стране;
умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
Развивать у детей:
познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих наш край.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
1.Создание системы мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию.
5. Создание тематических альбомов.
Дети должны знать.
— домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
— место проживания: село, город, область; символику города, достопримечательности;
— столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности и показывать на карте России. Знать флаг, герб, гимн России);
1.5. Принципы построения воспитательно-образовательного процесса:
Принцип личностно- ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой — создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
1.6. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ:
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
Единые подход к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
На территории ДОУ был организован патриотический уголок где регулярно проводятся поднятие флагов под гимны города, края и страны. В группах оформлены уголки по патриотическому воспитанию.
Размещена методическая литература, альбомы. Для создания и просмотра презентаций в группах имеется мультимедийный проект, также имеется музыкальный центр.
Для реализации данного проекта;
— разработали календарно- тематический план;
— подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия, костюмы для детей.
Следует продумать и средства патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «Потемкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, не воспитывает. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, или тематический набор «Москва —столица нашей Родины». Игры то содержанию: сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну приносить ей пользу, необходимо прививать им наши нравственные ценности.
Важно отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.
1.7. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми.
Для успешной реализации задач, предусматривается взаимодействие педагогами с детьми, и обязательным привлечением родителей.
формы и методы работы:
· Создание проблемной ситуации.
· Совместная деятельность родителей и детей.
· Выставки рисунков и поделок.
· Конкурсы стихов
· Беседа
· Изготовление «Книги Памяти», «Моя малая Родина», «Символика сраны»
· «Уроки доброты».
· Развлечения, досуги, праздники.
· Инсценировки, театрализации.
· Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
· Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
·Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
·Фотовыставки «Мой любимый край», «Самое красивое место в нашем селе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии»,
·Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (выставка творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы).
·Оформление информационного стенда: рубрика «Защитники Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
· «Встреча с интересными людьми».
Глава 2. Практическая часть проекта.
2.1. Этапы реализации проекта.
На информационно – аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый результат.
В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включили образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.
«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»
№ п/п |
Образовательные задачи по патриотическому воспитанию |
Темы недели |
1. |
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому |
Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы» |
2. |
Воспитание уважения к труду |
Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда» |
3. |
Развитие интереса к русским традициям и промыслам |
Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт» |
4. |
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям |
Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» |
5. |
Формирование элементарных знаний о правах человека |
Темы недели: «Я- человек», «Моя семья» |
6. |
Расширение представлений о городах России |
Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» |
7. |
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) |
Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» |
8. |
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; |
Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции» |
Изучение специализированной литературы.
Для реализации поставленных задач изучена методическая следующая литература:
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! .
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.
План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
№п/п |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для педагогов |
|
1 |
Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой метод.и худ. Литературой по теме патриотического воспитания дошкольников (февраль) |
Круглый стол Произведения Кубанских писателей (февраль) |
|
2 |
Анкетирование «Каков ваш ребенок?» (февраль)
|
Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Формирование представлений детей о родном селе, городе крае»; «Символика России, края, города»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду». (Февраль-май) |
|
3 |
Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников» (Февраль-) |
Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану) |
|
4 |
Консультация «Ознакомление с родным селом, городом как средство( март) |
Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану) |
|
5 |
Фотовыставка «Наши папы» (февраль) |
Проведение игры на педсовете «ЦОР– как средство патриотического воспитания дошкольников» (март) |
|
6 |
Рекомендации для родителей и воспитателей «Как рассказать ребёнку о ВОВ (февраль- март) |
||
7 |
Семинар — практикум «Как воспитать патриота» (март)
|
Круглый стол «Создание условий для самореализации дошкольников в образовательном процессе» Консультации «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март) |
|
9 |
Выставка совместных работ с родителями «Нашим Защитникам Отечества посвящается» (февраль, май) |
Проведение праздника с детьми «День Победы» (май) |
|
1 |
Для родителей выставка детских работ в приёмной комнате «Миру – мир, войны не нужно!» (февраль, май) |
Участие в педсовете ДОУ. Распространение опыта работы: представление проекта «Патриотическое воспитание» (май ) |
|
Творческий этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
— привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, тематические беседы, выставки детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
— работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
— слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.
План мероприятий по созданию
системы патриотического воспитания дошкольников
Название темы |
Ответственный |
1-й этап — аналитический |
|
Анализ затруднений воспитателей |
Старший воспитатель |
Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме |
Старший воспитатель |
Диагностирование детей |
Воспитатели |
Анкетирование родителей |
Воспитатели, педагог-психолог |
2-й этап — организационный |
|
Построение развивающей среды в группах, патриотическим уголке в холе обогащение развивающей зоны |
Ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководители |
Разработка дидактических игр и пособий |
Воспитатели |
Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед |
Старший воспитатель, воспитатели |
Подбор материала в методическом кабинете по теме: «Патриотическое воспитание в современном мире» |
Старший воспитатель |
Обогащение среды в детском саду: «Куклы в народных костюмах», «Памятные даты» |
Старший воспитатель, воспитатели |
3-й этап — практический |
|
Проведение консультаций и семинаров для воспитателей |
Старший воспитатель |
Педсоветы по итогам работы в данном направлении |
Старший воспитатель |
Обобщение передового опыта работы |
Старший воспитатель |
Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, папок – передвижек, картотек. |
Воспитатели |
Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности |
воспитатели |
Составление сценариев мероприятий |
Муз. Работник, воспитатели |
4-й этап- подведение итогов |
Старший воспитатель воспитатели |
План работы с детьми по подготовке и проведению
Дня защитника Отечества
Вид ятельности |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Спортивное развитие |
Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие» |
||
Изобразительная деятельность |
Выставка детских работ «Наши Защитники Отечества» |
||
Выставка художественной детской литературы, военной техники, фотовыставки |
|||
Игровая деятельность |
«Наша армия» — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Пограничники« |
«Рода войск» — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры «Мы — моряки», «Будущие космонавты» |
«Рода войск» — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевая игра «Мы — военные» |
Изготовление подарков |
Изготовление открыток для пап и дедушек «Корабль» |
Изготовление открыток для пап и дедушек «Самолет» |
Изготовление открыток для пап и дедушек «Вертолет» |
Познавательное развитие |
Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины |
Тематические занятия «Что такое героизм?» |
Выпуск газеты «Защитники мира» |
Работа с семьей |
Создание альбомов «Мой папа» с иллюстрациями и фотографиями |
||
Музыкальная деятельность |
Музыкальный праздник «Защитники Родины» «День Защитника Отечества» |
||
Конструкторская деятельность |
Конструирование самолета из лего конструктора |
Конструирование корабля из конструктора ЛЕГО |
Изготовление военной техники из природного материала |
План работы с детьми по подготовке и проведения Дня Победы
Вид деятельности |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
||
Музыкальная деятельность |
Праздник «День Победы» с парадом, экскурсией в городской музей боевой славы, возложения цветов к памятнику павших героев |
||||
Изобразительная деятельность |
Выставка детских работ «День Победы» Выставка творческих работ детей и совместных работ с родителями «Этих дней не смолкнет слава!» Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы |
||||
Спортивное развитие |
Спортивный досуг «У наших ребят — замечательный парад» |
Спортивный досуг «Герои — защитники Отечества» |
|||
Познавательное развитие |
Тематические занятия. Беседы о войне. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины |
доклады детей о походе к памятникам героев, на территории села и города Чтение рассказов о детях в годы войны |
|||
Экскурсионная деятельность |
Экскурсия в подготовительную группу на выставку детских работ, посвященную Дню Победы |
Экскурсия в городскую библиотеку; рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседа с библиотекарем |
Целевая экскурсия к городской музей боевой и трудовой славы, к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов |
||
Изготовление подарков для ветеранов |
Аппликация «Цветы» |
Скручивание «Гвоздика» |
Оригами «Цветы» |
||
Познавательное развитие |
Познавательный досуг по истории ВОВ совместный с городской
|
||||
Конкурс |
Конкурс чтецов для детей «О доблестях, о подвиге, о славе» Выставка работ дошкольников «Нашим Защитникам Великой Отечественной войны посвящается» |
||||
План работы с воспитателями по подготовке празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне с 15 апреля-1 мая
Содержание работы |
Ответственный |
Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов торжественных мероприятий |
Музыкальный руководитель |
Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей рекомендациями и стихами, посвящёнными Дню Победы |
Воспитатели |
Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы |
педагог по изобразительной деятельности |
Организация встречи с воинами Российской армии и ветеранами войны |
Старший воспитатель, м уз. руководитель |
Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. |
Воспитатели |
Организация целевой экскурсии к памятнику павшим героям «Вечная слава героям», торжественное возложение цветов |
воспитатели родители |
Оформление выставки детских рисунков «Война глазами детей» в каждой группе |
Воспитатели |
Проведение музыкальных мероприятий, посвященных Дню Победы |
воспитатели, муз. руководитель |
Обобщение опыта лучших воспитателей по патриотическому воспитанию |
Старший воспитатель |
Оформление материалов проведения мероприятий |
Старший воспитатель |
3.Заключение.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, Отечеству, его истории, традициям, уважающими Отечество достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена. в дальнейшей мы планируем:
— создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
-продолжать разрабатывать методические рекомендации по организации работы в данном направлении, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно — образовательной деятельности по патриотическому воспитанию;
-Участвовать в международных проектах и интернет- конкурсах детского творчества данного направления.
Хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Литература
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.