Автор: Бурдина Наталья Алексеевна
Средства формирования активной деятельностной позиции младших школьников
Автор статьи Бурдина Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
Современная педагогика располагает разнообразными средствами для формирования активной деятельностной позиции младших школьников. В первую очередь, это современные педагогические технологии. Их можно эффективно использовать как в учебной, так и в воспитательной работе. Рассмотрим технологии, в наибольшей степени содействующие формированию активной деятельностной позиции младших школьников.
Технология проблемного обучения — это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности.
Цель проблемного обучения — не только формировать систему знаний, умений и навыков, развивать творческие способности, готовность к самообучению и самообразованию, но и выработать особый стиль умственной деятельности, который показывает самостоятельность обучающихся в решении новых теоретических и практических задач [5].
По мнению И.Я. Лернера, существует три вида проблемного обучения:
1. проблемное изложение;
2. частично-поисковый метод;
3. исследовательский метод.
Очевидно, что для данного вида обучения характерно в большей степени знание, найденное, «открытое» самим обучающимся, а материал, преподносимый учителем, является лишь направлением поиска. Таким образом, суть проблемной технологии заключается в отказе от репродуктивных и переход к продуктивным методам обучения. Данный процесс Е.В. Ковалевской представлен следующим образом:
— презентация учителем и восприятие учеником познавательного объекта;
— присвоение учеником познаваемого объекта через создание учителем проблемных ситуаций на основе системы проблемных задач;
— творчество ученика и учителя в создании новых объектов познания.
Проблемное обучение выполняет ряд функций: а) развитие творческих потенций и формирование структур творческой деятельности обучающегося; б) творческое усвоение знаний и способов деятельности; в) творческое овладение методами современной науки.
С точки зрения формирования активной деятельностной позиции школьников, данная технология наиболее перспективна, так как ребёнок приучается работать с проблемными ситуациями в разных сферах жизни.
Метод проектов. Лозунг основателей проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Г.Л. Ильин считает, что цель проектного обучения заключается «…в формировании и развитии способностей обучающегося извлекать самостоятельно знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте» [5].
Суть данного вида обучения заключается в том, что ученик совместно с учителем или самостоятельно формулирует проблему, а затем реализует в виде учебного проекта. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.
Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Преимущества данной технологии: заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидеров, совершенствование умения работать в группе, навыков самоконтроля, дисциплинированность.
Особенно важно, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению и воспитанию младших школьников.
Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е.В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей [3].
Сущность личностно-ориентированного подхода раскрывают следующие принципы.
1. Принцип самоактyализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога — это главная задача образовательной организации. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребёнка, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка [1].
Решение воспитательных задач невозможно, если педагог игнорирует в своей работе личностно-ориентированный подход.
Коллективное творческое дело (КТД) (Приложение 2). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов считал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы — развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию [2].
Сущность данной методики заключается в тесном сотрудничестве, совместной деятельности всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки для достижения общей цели. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, стремясь отыскать каждый раз новый вариант [4].
Как педагогическая технология, коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных ценностно окрашенных событий.
Таким образом, средств формирования у обучающихся начальной школы активной деятельностной позиции много. Наиболее востребованными для воспитательной работы можно считать технологию проблемного обучения, метод проектов, личностно-ориентированную технологию воспитания, а также технологию коллективного творческого дела.
Список литературы
1. Архарова Л.И., Демидова С.Б. Личностно-ориентированный подход как основа взаимодействия между участниками педагогического процесса [Электронный ресурс]. URL.: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-lichnostnoorientirovanniy-podhod-v-obrazovanii-942321.html.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2011.-223с. –(Стандарты второго поколения).
3. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений /Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмкина и др. / под ред. В.А. Сластёнина. – 5-е изд., испр. И перераб. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Формы коллективной творческой деятельности. Теория и методика воспитания. 2010 [Электронный ресурс]. URL.: http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/formyi-kollektivnoy-tvorcheskoy-18158.html.
5. Сергеева В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева, Э. К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. / под ред. В. П. Сергеевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.