Ресурсы личности

Автор: Анжела Анатольевна Щеглак

 

          В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которого важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации. Поэтому проблематика психологических ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологической защиты и, заканчивая такими понятиями, как личностный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчивость и жизнестойкость. Актуальные вопросы для психологической науки и практики в сфере ресурсов — выявление их специфики и фиксация разнообразия, уточнение содержания, выделение функциональных, уровневых и типологических характеристик, изучение динамики в процессе жизни и деятельности через призму индивидных, личностных, субъектных возможностей человека. Изучение ресурсов личности позволяет понять, как люди справляются с трудными жизненными событиями, за счёт каких качеств и свойств они преодолевают стресс. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов: личностные (навыки и способности человека) и средовые (доступность помощи в социальной среде).  Исследование видов защит от внешних воздействий актуально из-за низкой осведомлённости современного человека о наличии у него защитных механизмов. Они помогают свести к минимуму негативные эмоции и переживания, повышают адаптационные способности людей, играют важную роль в регулировке различных поведенческих аспектов, поддерживают нервно-психическую устойчивость.  В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [2]. Д. А. Леонтьев, в свою очередь, вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [7]. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Содержательные характеристики личностных ресурсов необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек – жизненная среда» с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов

         Таким образом, личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализарующаяся и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности. Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

 

 

                                            1.Ресурсы личности

1.1 Определение и классификация личностных ресурсов

 

         Термин «ресурс» неоднозначен и полисемантичен. В этимологическом смысле слово «ресурс» происходит от латинского слова «возрождаться», «возникать», «приводить в действие», а также обозначает «восстановление состояния, возвышение». Во французском языке слово «ресурс» первоначально обозначало «ценные средства и возможности, полезные умственные и физические способности». В XIX веке в немецком языке слово ресурс ассоциировалось с понятием «досуг», «развлечение среднего класса». Происхождение этого слова уже указывает на то, что ресурсы необязательно должны быть видимыми. С середины 1970-х годов нынешнее значение термина приобретает популярность и внедряется в повседневный язык экономики, политической деятельности и средств массовой информации, означая «сырье», «поддержка», «невозобновляемые источники энергии» и т.д. В рамках этого нового понимания термин приобретает междисциплинарное значение и внедряется в гуманитарно-социальные науки. Если в экономике термин «ресурс» в основном используется как «материальная польза», то социология дополняет данный термин социально-экологическими характеристиками.

         С.Л. Рубинштейн в своей фундаментальной работе «Основы общей психологии» определял ресурсы как «внутренние силы и возможности», «возможности и потенции человека». Автор считал, что «эластичные возможности» наследуются, формируются и развиваются в течение всего жизненного пути личности, «в бурях жизни». С.Л. Рубинштейн указывал на универсальную способности человека «выходить за пределы самого себя», реализовывать свои возможности и потенции [10]. Развивая идею С.Л. Рубинштейна о ресурсных возможностях человека, Б.Г. Ананьев писал, что комплексное изучение «потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности – важнейшая задача всех наук о человеке», «для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, еще крайне недостаточно используемых обществом». Российский психолог А.Г. Асмолов, опираясь на системно-деятельностный подход, приходит к выводу, что ресурсы личности как системные качества, позволяют человеку достигать определенных целей в процессе трудовой деятельности. Личностные ресурсы играют ключевую роль в процессах саморегуляции деятельности и в психологическом благополучии. Под термином «ресурсы» мы понимаем средства, наличие и достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет [7]. В широком смысле под личностными ресурсами, как правило, понимают индивидуально-психологические особенности, связанные с более успешным осуществлением различных видов деятельности и более высоким уровнем психологического благополучия. В качестве такого рода ресурсов различные авторы рассматривают установки, черты, ценности, атрибутивные схемы, стратегии поведения и совладания со стрессом и прочее. В зависимости от выраженности ресурсов, задачи, стоящие перед субъектом, решаются легче или, напротив, труднее. При этом можно различать специфические ресурсы, важные лишь для определённого класса жизненных ситуаций или видов деятельности, и универсальные, метаресурсы, обладание которыми дает выигрыш в разнообразных ситуациях.  В процессе анализа понятия «личностные ресурсы» мы установили, что в самом общем виде под ресурсами личности понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления трудностей и реализацию поставленных целей. По Е.Ю. Кожевниковой этот термин должен отвечать следующим критериям: умение адекватно оценить имеющиеся средства или возможности реализации, обладать определенными качествами для использования эти средств, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении [6]. В свою очередь О. В. Сляднева определяет личностный ресурс как совокупность индивидуально-типологических особенностей, определяющих специфический способ жизнедеятельности субъекта в сложных ситуациях [8]. Калашникова С.А. уточняет, что взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов [5]. Соответственно, под личностным ресурсом будем понимать наличие определенных качеств личности, без которых невозможно получение личностного результата.

          По виду можно выделить четыре наиболее глобальных класса ресурсов:

-физиологические ресурсы (такие, как состояние здоровья, тип нервной системы),

-психологические, или личностные, ресурсы (особенности личности, характера, способностей, психических процессов),

-предметно-материальные ресурсы (орудия и другие предметы, расширяющие возможности индивида),

-социальные ресурсы (такие, как социальная поддержка, социальный капитал, репутация и др.); при этом одни виды ресурсов могут компенсировать дефицит других.

По функции личностные ресурсы можно разделить на четыре группы:

психологические ресурсы устойчивости. К ним мы относим прежде всего ценностно-смысловые ресурсы, наличие которых дает субъекту чувство опоры и уверенности в себе, устойчивую самооценку и внутреннее право на активность и принятие решений. К основным переменным этой группы относятся, в частности, удовлетворённость жизнью, осмысленность жизни, чувство связности и субъективная витальность как диспозиция, а также базовые убеждения.

-психологические ресурсы саморегуляции. К ним мы относим психологические переменные, отражающие устойчивые, но выбранные из ряда альтернатив стратегии саморегуляции как способа построения динамического взаимодействия с обстоятельствами жизни, такие как мера субъективного контроля над ними или зависимости от них, устойчивые ожидания положительных или отрицательных исходов событий, стратегии взаимодействия со сложностью и неопределённостью, гибкость или ригидность целеполагания, характеристики связи усилий с результатами деятельности и др. В числе релевантных переменных можно назвать каузальные ориентации (Э. Деси, Р. Райан), локус контроля (Дж. Роттер), ориентация на действие/состояние (Ю. Куль), самоэффективность (А. Бандура), толерантность к неопределённости, склонность к риску, поленезависимость, рефлексию, параметры временной перспективы. Некоторые психологические переменные, такие как оптимизм (Ч. Карвер, М. Шейер, М. Селигман) или жизнестойкость (С. Мадди) проявляют себя одновременно и как ресурсы устойчивости, снижая общую меру уязвимости субъекта для стрессовых ситуаций, и как ресурсы саморегуляции, определяя характер конкретных решений, принимаемых субъектом в процессе взаимодействия с обстоятельствами его жизни.

мотивационные ресурсы, отражающие энергетическое обеспечение действий индивида по преодолению стрессовой ситуации. Примерами такого рода переменных могут выступать субъективная витальность, внутренняя мотивационная ориентация как устойчивая личностная диспозиция (Т. Амабайл).

инструментальные ресурсы. К ним относятся способности (индивидуальные особенности, предсказывающие легкость и успешность выполнения того или иного класса задач), выученные (приобретённые) инструментальные навыки и компетенции, например, навыки и стереотипы организации операциональной стороны деятельности, а также стереотипные тактики реагирования на те или иные ситуации (в том числе психологические защиты, или механизмы совладания в узком смысле слова).

Личностные ресурсы могут пребывать в двух состояниях: актуальном и потенциальном. На наш взгляд, личностный ресурс пребывающей в актуальном состоянии в конечном итоге проявляется в личностном результате, но только при условии обладанием человеком компетентности. Компетентность является «посредником» между личностным ресурсом и личностным результатом. Без нее ресурс может остаться невостребованным. Однако, являясь интегративной характеристикой, компетентность включает в себя как личностный результат, так и личностный ресурс. Ее можно представить в виде «моста», связывающего одно понятие с другим. Все вышесказанное позволяет установить, что личностный ресурс является базовым образованием человека, который необходимо включить в состав компетентности.

         Таким образом, изучение личностных ресурсов представляет собой перспективное и активно развивающееся направление исследований, объединяющее фундаментальные и прикладные области психологии.

 

 

1.2    Психологические защитные механизмы личности

 

         У любого человека возможны в жизни ситуации, когда возникает эмоциональное и интеллектуальное напряжение, приводящее к различным деструкциям личностным или поведенческим, отрицательным аффектам, стрессам, фрустрациям. Способности и личностные качества, помогающие успешно преодолевать сложные ситуации, называют жизненными ресурсами личности. Защитные ресурсы личности — это относительно стабильные характеристики личности, способствующие успешному преодолению трудной ситуации и связанные с психологической защищённостью. Рассмотрим личностные ресурсы психологической защищенности от неблагоприятных воздействий социальной среды. Проблема психологической защищенности человека от неблагоприятных условий социальной среды рассматривается в русле концепции психологической безопасности [1]. В рамках данной концепции накоплен обширный материал, касающийся механизмов функционирования психики человека в угрожающих его здоровью обстоятельствах, при этом основное внимание исследователей направлено на то, какие личностные особенности могут обеспечить оптимальное противостояние жизненным трудностям. Другими словами, речь идет о том, какие личностные особенности являются ресурсами, обеспечивающими психологическое благополучие человека в разных жизненных обстоятельствах. Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Она выражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Защищенность как личностное свойство рассматривается рядом авторов, основывающихся главным образом на идеях экзистенциальной психологии и психологии стресса. Так, одним из наиболее разработанных понятий, указывающих на личностную защищенность, является понятие «жизнестойкость» («hardiness»). В этом понятии в наибольшей степени отражена идея защищенности как личностного свойства. Широкий диапазон исследований подтверждает связь жизнестойкости с успешным преодолением трудностей. Однако в последние годы исследования нацелены на поиск универсальных ресурсов, делается акцент на процессуальном аспекте преодоления трудностей и подчеркивается роль социального и возрастного контекстов, в которых даже наиболее важные для преодоления трудностей свойства личности не всегда демонстрируют защитную роль. Современные тенденции в изучении ресурсов и многообразие точек зрения на их состав и структуру проявляются в изучении широкой сети ресурсов психологической защищенности (в противовес поиску одного универсального ресурса), а также в учете условий, в которых происходит процесс преодоления неблагоприятных условий среды. В концепции психологической безопасности (И.А.Баева) подчеркивается тесная связь защищенности с характеристиками среды [1]. Психологическая защищенность является в этом случае отражением психологической безопасности и проявляется в виде переживания личностью своей защищенности в конкретной жизненной ситуации. Говоря о неблагоприятных условиях, с которыми сталкивается личность и на фоне которых развивается состояние незащищенности, мы, прежде всего, выделяем психологическое насилие в межличностных взаимодействиях.

          Итак, отечественные авторы чаще всего понимают защищенность как состояние, в котором человек защищен от неблагоприятных воздействий извне и способен реализовать свои цели и потребности на фоне трудной ситуации. Это состояние также можно рассматривать как результат взаимодействия неблагоприятных внешних факторов и определенных личностных свойств человека, который проявляется в субъективной оценке и переживании успешности.

 

 

                       1.3 Виды защиты от внешних воздействий

 

         В настоящий момент в отечественной психологической науке начинает возрастать интерес к механизмам психологической защиты. В практике широко используются термины «психологическая защита», «защитное поведение», «пациент защищается», «снять защитные реакции», «защитные процедуры», «схема защиты» и другие. В практическом плане изучение защитных механизмов дает возможность понимания особенностей функционирования адаптационных механизмов у человека в условиях стресса Под психологической защитой понимается личностное образование, выполняющее функции предохранения личности от травмирующих переживаний и поддержания непротиворечивого позитивного чувства Я. Структура психологической защиты имеет иерархическое строение, где выделяют два достаточно автономных уровня функционирования – внутриличностный и межличностный. Психологическая защита является целостным, устойчиво воспроизводимым, социально обусловленным образованием психики человека [4]. Зрелая система психологической защиты представлена индивидуальным репертуаром защитных механизмов и защитного поведения, считают А.М. Богомолов и А.Г. Портнова, а О.В. Кружкова уточняет: каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. В 1936 году Анна Фрейд выделила девять видов защиты. Среди них: регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, обращение против себя и аннулирование. Позже она добавила в этот же список интеллектуализацию и идентификацию. З. Фрейд использовал и другие виды защиты, наряду с уже упомянутыми. К ним он относил отказ, смещение, рационализацию и дереализацию. Влияние теорий психоанализа на психологию привело к тому, что термины «защита» и «механизмы защиты» в настоящее время используют практически все зарубежные психологические школы. В отечественной психологии к изучению феномена психологической защиты обращаются многие исследователи: Ф.В. Бассин, В.В. Бойко, Р.М. Грановская, Э.И. Киршбаум, В.С. Ротенберг и др. Отечественные учены, долгое время использовали термины «защитная реакция», «компенсаторные механизмы». К настоящему времени описано множество видов защит. Несмотря на некоторые разногласия во взглядах на содержание их «списка», авторы едины в том, что все защиты могут классифицироваться по критерию примитивности-зрелости

Психическая саморегуляция включает как сознательные, так и бессознательные механизмы. Эти механизмы обеспечивают адаптацию к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях. Защитные механизмы – это бессознательные действия или противодействия,  или адаптивные способы переживания человека, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.  Также   они   позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я.  Другими словами, это ответ психики на болезненные факторы. Защиты складываются индивидуально в процессе развития личности. Проблему защитных механизмов исследовали не только психоаналитики, но главная ценность психоаналитических исследований состоит в их практической направленности. В отечественной психологии один из подходов к психологическим защитам представлен Ф.В.Бассиным. У него психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д.Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.

         Итак, одним из перспективных направлений современных исследований является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды. Интерес к ним вызван происходящими радикальными социальными, политическими и экономическими переменами в стране, которые затрагивают все сферы общественной жизни, изменяя социокультурную ситуацию в целом, подчас приводя к росту социальной напряженности и конфликтности, к возрастанию роли насилия во всех общественных системах, в том числе и в системе образования.

 

 

1.4   Классификация психологических защит, поведенческие особенности  

                                    (по    Р.М.Грановской)

 

        Психологическая защита — это регулятивная система психической стабилизации личности, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта, вызванного каким-либо психотравмирующим воздействием. Она защищает человека от психотравмирующих переживаний, в частности, переводя их в бессознательные ощущения, чувства и идеи. Психологическая защита — это психическая безопасность личности. Механизмы психологической защиты представляют собой совокупность таких бессознательных методов, благодаря которым человек обеспечивает себя внутренним комфортом, защищая себя от негативных переживаний и психологических травм. Проблема классификации защитных механизмов окончательно еще не решена. Примерами защитных механизмов низшего порядка могут служить: подавление, отвержение, смещение, регрессия. К использованию этих защитных механизмов более склонны незрелые, импульсивные и эмоционально расторможенные личности. Более зрелой личности присуще защитные механизмы высшего порядка: рационализация, проекция, сублимация, компенсация. Механизмы психологической защиты обычно включают отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, изоляцию и некоторые другие. Разные ученые рассматривают разные механизмы. Механизм психологической защиты, – пишет Р.М.Грановская, – связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты [4]. Рассмотрим механизмы психологической защиты в соответствии с особенностями каждого из механизмов, описанных Р.М. Грановской.

         Классификация психологических защит по Р. М. Грановской включает:

подсознательные автоматизмы, это бессознательный уровень разрешения

конфликтов   путём   изменения   потока   информации   или   идеального

представления о себе.

осознаваемые предрассудки или стереотипы, это удобный способ классификации и систематизации информации для лучшего понимания мира, для облегчения восприятия стабильных структур и поддержания Модели мира в устойчивом состоянии.

—  социальные барьеры, это социальные формы защиты, которые порождаются катаклизмами, мешающими развитию общества, и способствуют усвоению моральных норм и духовных ценностей, выработанных человечеством.

Механизм отрицание – это бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию, механизм отказа от мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Отрицание сводится к тому, что мешающая информация не воспринимается. Этот метод защиты характеризуется заметным искажением восприятия реальности. Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Механизм вытеснение — это самый универсальный способ избавиться от внутреннего конфликта, активно отключая неприемлемую причину или неприятную информацию от совести. Вытеснение — это процесс исключения мыслей, чувств, желаний и побуждений из сферы сознания, которые вызывают боль, стыд или вину. Действие этого механизма может объяснить многие случаи, когда человек забывает выполнять определенные задачи, что, как видно из более внимательного изучения, ему неприятно. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов. Вытеснение характеризует инфантильность, незрелость личности. Чаще всего оно наблюдается у детей. Развитие вытеснения может привести в действие другой защитный механизм – проекцию.

Механизм проекция — это неосознанная атрибуция своих собственных качеств, бессознательная передача другому человеку своих собственных чувств, желаний и побуждений, в которых человек не желает признаться самому себе, понимая свою социальную неприемлемость. Механизм проекции позволяет вам оправдывать свои действия.

Механизм идентификация — это процесс бессознательной идентификации себя с другим субъектом, группой, моделью, идеалом. В процессе идентификации человека бессознательно сравнивают с другим (объектом идентификации). Как отдельные лица, так и группы могут выступать в качестве объектов идентификации. Идентификация приводит к имитации действий и переживаний другого человека.

Механизм рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком его стремлений, причин действий, действий, фактически вызванных причинами, признание которых угрожало бы потере самооценки. Самоутверждение, самозащита является основной причиной обновления этого механизма психологической защиты личности.

Механизм замещение — это реализация невыполненных желаний и стремлений посредством другого субъекта. Другими словами, замена — это передача потребностей и желаний другому, более доступному объекту. Если невозможно удовлетворить определенную потребность одним объектом, человек может найти другой (более доступный) объект, чтобы удовлетворить его. В случае замещения происходит частичный разряд энергии, напряжение, которое возникает в результате одной потребности и связано с определенной передачей энергии другому объекту. Но это не всегда позволяет достичь желаемой цели, поскольку существует опасность восстановления напряженности.

Механизм изоляция — это изоляция в осознании травмирующих факторов для человека. В этом случае неприятные эмоции блокируются сознанием, то есть нет связи между эмоциональной окраской и событием. Этот тип защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство потери эмоциональной связи с другими людьми, ранее важные события или их собственный опыт, хотя их реальность признается. Живыми примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, самоубийство, бродяжничество.

Эти механизмы применяются человеком непосредственно на практике, чаще всего без размышлений, на подсознательном уровне, поскольку это уже присуще природе. Каждый должен иметь возможность защитить себя в конфликтной ситуации, и эти механизмы способствуют этому.

         Поведенческие особенности некоторых базовых психологических защит:

Уход. Увеличение дистанции между людьми, прекращение контакта с неприятным человеком, выход за границы досягаемости воздействия агрессора.

Изгнание. Значительное увеличение дистанции между людьми.

Блокировка. Усиленный контроль недопустимого воздействия на психику, блокировка преград, мешающих контролю.

Управление. Управление влиянием агрессора, пробы манипуляций с агрессором, тенденция повиновения.

Замирание. Управление информацией о самом себе путём её искажения или сокращения подачи.

Игнорирование. Усиленный контроль информации об агрессоре, наличии или характере угрозы со стороны, ограничение по объёму информации или искажение восприятия реальности.

Особенности защитного поведения в норме таковы: импульсивность,

раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.

         Таким образом, механизмы психологической защиты представляют собой совокупность таких бессознательных методов, благодаря которым человек обеспечивает себя внутренним комфортом, защищая себя от негативных переживаний и психологических травм.

 

 

×
×