Автор: Зотова наталья Сергеевна
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют особого подхода в обучении и коррекции. Нейропсихология предоставляет нам инструменты для понимания и поддержки этих детей, основываясь на принципах нейропсихологического подхода.
Что такое нейропсихологический подход?
Нейропсихологический подход основан на изучении связи между функциями мозга и поведением человека. Он учитывает индивидуальные особенности развития каждого ребенка, его когнитивные (такие как внимание, память, восприятие и речь) и эмоциональные процессы, а также влияние различных факторов окружающей среды и строить индивидуальные программы коррекции.
Принципы нейропсихологического подхода в работе с детьми ОВЗ
1. Индивидуализация обучения:
— Каждый ребенок уникален, поэтому занятия должны строиться с учетом его индивидуальных особенностей, уровня развития и интересов. Каждому ребенку разрабатывается персональный план, который помогает им реализовать свой потенциал и достигать успехов в обучении. Такой подход требует от педагогов гибкости, наблюдательности и готовности к постоянному обучению и развитию своих навыков.
2. Системный подход:
Данный подход фокусируется на понимании ребёнка как части сложной системы, включающей его семью, образовательные учреждения, социальное окружение и медицинские учреждения. Этот подход учитывает взаимодействие всех этих элементов и их влияние на развитие и адаптацию ребёнка.
В системный подход в работе с детьми ОВЗ входят:
— Целостность. Дети ОВЗ рассматриваются в контексте их жизни, а не изолированно. Это значит, что учитываются все аспекты их окружения — семья, сверстники, формальные и неформальные образовательные структуры.
— Взаимосвязи и взаимодействия. Исследуются связи между различными элементами системы. Например, как поддержка семьи влияет на успехи ребёнка в школе, или как взаимодействия с другими детьми могут способствовать его социальной адаптации.
— Индивидуальный подход. Понимание уникальности каждого ребёнка и его особых потребностей. Системный подход требует создания индивидуализированных программ, которые учитывают как личные, так и социальные факторы.
— Мультидисциплинарное сотрудничество. Эффективная работа с детьми ОВЗ предполагает взаимодействие различных специалистов — психологов, логопедов, дефектологов, врачей и педагогов. Это позволяет всесторонне оценить состояние ребёнка и разработать комплексные стратегии помощи.
— Долгосрочные перспективы. Системный подход учитывает не только текущие проблемы ребёнка, но и его будущее. Это включает в себя планирование на этапе взросления и интеграции в общество.
— Социокультурный контекст. Учитывается влияние культурных, социальных и экономических факторов на развитие и поведение ребёнка. Это помогает понимать, как окружение воздействует на возможности и ограничения, с которыми сталкивается ребёнок.
3. Учет нейропсихологических закономерностей:
— Понимание того, какие функции и как развиваются у ребенка, позволяет использование этого для корректировки методического аппарата.
Этапы нейропсихологической коррекции
1. Диагностика: определяет, какие конкретно функции мозга нуждаются в коррекции. Диагностика может включать в себя тесты для исследования памяти, внимания, речи и моторные пробы.
Процедура нейропсихологического исследования начинается с беседы. Диагностируемому ребенку предлагается рассказать о себе и своих интересах, увлечениях. В процессе беседы выявляются характеристики психических функций и симптомов: состояние устной экспрессивной речи, умение вступать в контакт, особенности сферы интересов и другие.
Некоторые другие этапы нейропсихологического исследования:
- Тестирование. Подбираются специализированные задания, учитывающие возраст и рекомендованную программу обучения. Тестовые вопросы затрагивают все основные когнитивные функции в чистом виде и при взаимодействии друг с другом.
- Анализ результатов при выполнении тестов и сбора дополнительных данных, полученных во время диагностики, создают подробную карту ребенка, в которой указываются все нюансы.
2. Постановка задач:
Индивидуальная программа коррекции. На основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальная программа, которая учитывает когнитивные и эмоциональные потребности ребёнка. Например, детям с задержкой психического развития (ЗПР) может быть полезен комплекс упражнений на развитие памяти и речи, а для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) акцент делается на развитии самоконтроля и внимания.
3. Подбор методов и средств коррекции:
— Использование игр, практических заданий, специальных упражнений, которые активизируют нужные нейропсихологические функции.
С ребенком проводятся индивидуальные или групповые встречи, на которых выполняются специальные упражнения. Обычно частота встреч — 2–3 раза в неделю.
4. Мониторинг и коррекция процесса:
Оценка эффективности. Через определённое время системной коррекционной работы проводится ещё одно нейропсихологическое обследование — диагностический срез, при котором фиксируются изменения по сравнению с результатами первичного обследования. Диагностический срез делается не менее чем через 5–6 месяцев нейрокоррекционных занятий.
В работе требуется постоянная оценка результатов работы, внесение изменений и корректировок в программу занятий.
Методы и приемы коррекционно-развивающих занятий
1. Игровые технологии:
Использование игр для формирования и развития когнитивных функций. Игры способствуют активному вовлечению, что увеличивает мотивацию детей.
Развивающие игры представляют собой систему упражнений, которые развивают психические процессы: восприятие, воображение, память, внимание, мышление. Они также помогают формировать математические, пространственные, сенсорные представления, мелкую моторику, интеллектуальные и творческие способности.
Использование игровых форм обучения способствует формированию интереса к получению новых знаний, повышению познавательной активности, стремлению к творческой деятельности, а главное — повышению учебной мотивации.
Некоторые примеры игр, которые можно использовать:
- Игры-путешествия. Например, перед детьми ставится задача найти спрятанные буквы или цифры, похищенные злым сказочным персонажем. В течение всего урока учащиеся преодолевают препятствия, выполняя различные задания и приобретая новые знания
- Ролевые игры. Например, на уроках литературного чтения можно использовать ролевые игры, чтение по ролям, привлекая как можно больше действующих лиц.
Таким образом, игровые технологии позволяют передать материал в доступной и интересной для детей форме, что способствует повышению учебной мотивации.
2. Кинестетические упражнения:
Движения и физическая активность помогают в развитии координации и общей моторики, что особенно важно для детей с задержкой развития.
Некоторые упражнения, которые могут быть включены в программу:
- Простые упражнения. Присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д..
- Более сложные движения. Прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д..
- «Сделай по рисунку и замри». Ребёнку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы, он должен принять такую же позу.
- Упражнения для улучшения тактильной и кинестетической чувствительности. Например, рисование на спине фигур, перед ребёнком лежат карточки с изображением таких же фигур, ребёнок по карточкам выбирает нарисованную на спине фигуру.
Также полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение. Например, «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку), «Штанга» (имитация её подъёма и бросания на пол), «Качели» (имитация качания на качелях).
3. Визуализация и искусство:
— Использование терапевтических техник (рисование, лепка) для стимулирования творческой активности и самовыражения.
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы практиковать эту технику в своей работе.
4. Работа с родителями:
Роль родителей в нейропсихологическом подходе к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в том, чтобы помочь ребёнку раскрыть весь заложенный в него потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребёнка наиболее приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой профессиональной деятельности.
Задача родителей — овладение приёмами конструктивного взаимодействия с ребёнком, направленными на развитие умения замечать малейшие достижения в его развитии.
Некоторые задачи работы с родителями:
- адаптация семьи к включению в новую образовательную среду;
- обучение принятию своеобразия и уникальности своего ребёнка;
- создание эмоционально благоприятной развивающей среды для ребёнка, в том числе помощь по организации речевой и игровой среды в домашних условиях;
- включение детей в доступную им игровую, интеллектуальную, творческую и исследовательскую деятельность;
- развитие способности к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- создание условий для получения знаний на основе собственного практического опыта;
- создание ситуации успешности для каждого;
- включение ребёнка в среду сверстников и жизнь сообщества.
Для обучения родителей методам поддержки и развития ребёнка дома могут проводиться, например, занятия в системе «Ребёнок — Родитель — Специалист», направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи детей.
Заключение
Применение нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающих занятиях для детей с ОВЗ позволяет максимально эффективно использовать их сильные стороны и минимизировать затруднения. Нейропсихология открывает новые горизонты в понимании развития ребенка и формирует основу для создания индивидуальных программ, направленных на его успешную социализацию и обучение.
Системная работа с детьми, основанная на нейропсихологических принципах, позволяет добиться значительных результатов и помогает каждому ребенку реализовать свой потенциал.