Три золотых правила успешного ребенка

Автор: Суркова Ираида Алексеевна

Три золотых правила успешного ребенка

 

КЛЮЧИВЫЕ СЛОВА: методы арт-терапии; свободное время, границы, наказание с умом, коммуникация, любовь.

Какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы успешно достичь своих целей и принести максимальную пользу обществу в XXI веке?

Задача педагога и родителя — помочь ребёнку развиваться, заложить прочный фундамент для его будущей жизни. Мы должны помочь ребёнку найти своё место в жизни, развить его потенциал в процессе учебной и творческой деятельности.

В первую очередь, ребёнок должен уметь коммуницировать, понимать других людей, убеждать и взаимодействовать с большим количеством людей. В будущем он должен будет уметь работать в команде, убеждать, управлять и говорить с другими людьми. Эти навыки будут очень востребованы.

 

Однако для того чтобы ребёнок мог развить эти навыки, ему нужно свободное время. Если он постоянно занят, у него не будет возможности мечтать, думать и совершать невозможное. Например, он может превратиться из пожарного в врача скорой помощи или волшебника — и всё это произойдёт очень быстро.

 

Важно давать ребёнку свободное время для развития его творческих способностей, лидерских качеств и любознательности. Но также необходимо ставить границы, чтобы ребёнок мог развиваться в нужном направлении.

Свободная игра — это ведущая деятельность ребёнка. Она помогает ему развить воображение, фантазию и способность мечтать. Если лишить ребёнка этой возможности, его развитие будет неполноценным.

 

Дело в том, что наш мозг имеет определённые законы развития. Вначале формируется эмоциональная сфера, двигательная и сенсорная, а затем уже интеллектуальная. Когда мы нарушаем эти законы природы, мы идём против неё, что очень вредно для ребёнка.

 

Одним из наиболее безопасных методов развития ребёнка является арт-терапия. Психотерапевтическая работа такого рода оказывает положительное влияние не только на эмоциональное состояние ребёнка, но и способствует умственному и творческому развитию его личности.

 

Применительно к детям и арт-терапевтическое воздействие имеет свои особенности и нюансы. Для детей характерна гибкая и восприимчивая психика, и хотя они наиболее открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто возникают сложности установить с ними контакт, они стесняются или начинают замыкаться в себе. Поэтому при занятиях арт-терапией необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

 

* Педагогу необходимо создать доброжелательную, уютную обстановку, в которой будет комфортно даже самому замкнутому и стеснительному ребёнку.

* При отборе материала и упражнений необходимо ознакомиться с возрастными особенностями и интересами детей.

* Важно помнить, что результат детского творчества в данный момент времени отражает его психоэмоциональное состояние. Если ребёнок перечеркал лист бумаги хаотичными линиями, это отражает хаос в его душе. Задача педагога или психолога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться в этом, а не допустить негативного оценивания результата детского творчества.

* Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии. Стараться находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.

* Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других.

* Не допускать злой критики и насмешек со стороны детей в адрес работ участников арт-терапии. Дети часто бывают жестоки.

 

Арт-технологии — это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. После занятий арт-терапией детям становится легче разбираться и воспринимать разные виды искусства (музыка, театр, живопись, литература).

 

Для арт-терапевтической работы важно иметь широкий выбор различных материалов: карандаши, краски, мелки, фломастеры, пластилин и другие. Также нужно предложить детям различные сценарии для работы, например, можно нарисовать маршрут от дома до школы.

 

Можно предложить детям придумать игру, связанную с данным видом искусства. Например, можно нарисовать «карту сокровищ», выполняя действия, связанные с арт-терапией на каждом этапе.

 

Ученик должен иметь возможность выбирать материал и средства для изобразительной работы. Важно отметить, что в работе с арт-терапией можно использовать не только классические материалы, но и нетрадиционные способы рисования, такие как рисование пальчиками, ладонями, губкой или брызгами. Это помогает ребёнку лучше познать окружающий мир и выразить свои эмоции, индивидуальность и творческий потенциал.

 

Глина, тесто, песок и другие пластические материалы также обладают значительными возможностями для творчества.

 

Занятия такого рода позволяют развить у ребёнка чувство прекрасного, сформировать вкус к искусству и творчеству, воспитать трудолюбие, развить мелкую моторику рук, внимание и память.

 

Самое главное, на мой взгляд, это то, что каждый маленький художник создаёт свой неповторимый шедевр и получает удовольствие от процесса. Давая ребёнку возможность всё попробовать самому, мы расширяем его границы познания и творческие горизонты.

 

Почему важно ставить границы ребёнку? Они нужны человеку для того, чтобы добиваться своих целей и начинать новые дела. Многие люди боятся начинать что-то новое, не уверены в себе и хотят, чтобы всё было идеально. Однако это не поможет им достичь успеха.

 

Важнейшие качества, которые помогут ребёнку быть успешным — это способность не бояться ошибок, самоконтроль и твёрдость характера. Эти качества помогут ему преодолевать трудности и достигать своих целей.

 

Важно уметь разбивать путь к большому результату на небольшие этапы. И взрослым, и детям необходимо радоваться каждому достижению, будь то большой успех или маленький шаг вперёд.

 

Мы можем показать ребёнку пример того, как здорово радоваться своим успехам. Если ребёнок будет получать поощрение и одобрение со стороны сверстников и педагога при выполнении той или иной техники арт-терапии — при выражении своих эмоций, страхов, переживаний, при презентации своих уникальных рисунков, поделок, танца или сказки — то к нему придёт успех в общении, а взаимодействие с миром станет более конструктивным и приятным. Ребёнок научится не только выражать свои чувства, но и понимать чувства окружающих людей.

 

Например, если ребёнок довёл рисунок до конца, несмотря на возможные трудности, можно похвалить его за усердие и настойчивость. Важно учить ребёнка концентрироваться на задаче, задавая вопросы о том, как можно улучшить рисунок и вызвать интерес у зрителя. Если ребёнок сможет удерживать внимание на задаче в течение 15 минут, это будет большим достижением, и его можно будет похвалить за усидчивость и твёрдость характера.

 

Однако важно помнить, что хвалить ребёнка нужно только за конкретные достижения. Сейчас существует проблема: детей часто хвалят за всё подряд, но когда они становятся старше, мы уже не можем хвалить их за любое движение. Поэтому дошкольников можно хвалить за каждое движение, но в дальнейшем нужно хвалить только за дело, процесс, качество и результат. Тогда ребёнок будет двигаться вперёд, и у него всегда будет прогресс, потому что он будет чувствовать, что он лучше, и не будет сравнивать себя с другими.

 

Также важно делать замечания, потому что если их не делать, то проблемы будут накапливаться. Но делать замечания нужно правильно: важно оценивать конкретный поступок, но не навешивать ярлыки на человека. Например, можно сказать: «Мне не нравится, что ты не купил хлеба, хотя мы об этом говорили», «Я переживаю за то, что ты поздно начал делать уроки». Важно оценивать конкретный поступок и говорить свою эмоцию: «Мне не нравится» или «Мне неприятно». В конце можно сказать: «Это моя эмоция». Но при этом важно не обобщать и не интерпретировать поступки ребёнка.

 

Проведение занятий с использованием арт-технологий — это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Это одна из технологий, которая повышает качество образовательного и воспитательного процесса. Доказательством тому становится высокая активность учащихся в участии в различных конкурсах, проектах, интеллектуальных играх и предметных олимпиадах.

 

Для поддержания интереса можно устраивать для детей различные творческие конкурсы и проводить мероприятия, приуроченные к каким-либо событиям и праздникам.

 

Американский психолог Уильям Глассер полагал, что, если дети не получают достаточно внимания, тепла и поддержки дома, они должны найти это в школе. Для достижения успеха детям необходимо ощущать поддержку и понимание как со стороны сверстников, так и взрослых. В некоторых случаях школа может стать единственным местом, где ребёнок сможет почувствовать себя полноценной личностью.

 

Арт-терапия вызывает интерес у многих исследователей благодаря своему положительному влиянию на психологический климат в ученическом коллективе. Согласно определению, данному в книге А. И. Копытина «Теория и практика арт-терапии», этот метод лечения основан на использовании художественного творчества. М. В. Киселёва убеждена, что творческая деятельность ребёнка является важным инструментом его развития. Ребёнок получает удовольствие не от конечного результата, а от самого процесса работы, и именно этот процесс становится для него терапевтичным.

 

Кэроул Уэлсби продемонстрировала, что арт-терапия может быть эффективно использована в обычной школе для помощи неуспевающим и неблагополучным детям. Для ребёнка арт-терапия — это доступный и полезный способ выразить свои эмоции и чувства через лепку, рисование или конструирование из природных материалов. Арт-терапия предлагает «мягкую» форму работы с «трудными» детьми, позволяя им выразить себя без необходимости говорить о своих проблемах.

 

Современная практика арт-терапии отличается использованием различных техник и подходов, учитывающих конкретные условия жизни людей и их опыт. Её цель — исцелять людей, делая их более свободными и счастливыми. Специалисты в этой области должны сохранять высокую степень открытости и чувствительности к множеству внешних и внутренних факторов, а также развивать свои взгляды и методы работы.

 

Опыт применения методов арт-терапии на занятиях, описанный в статье, показал, что они способствуют снижению уровня тревожности, улучшению психологической атмосферы и микроклимата в ученическом коллективе.

Три золотых правила: границы, свободы, любовь и уважение — вот что делает ребёнка успешным и счастливым.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                     Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2004. -244 с.

2.                     Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. Серия «Ступени психотерапии». — СПб: Эксмо-пресс, 2002. — 45-48 с.

3.                     Дубровина И.В. Возрастные особенности психологического развития детей. — М.: 2013. — 464 — 467 с.

4.                     Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,

5.                     Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников. — М.: 2010. — 288 с.

6.                     Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний. — СПб.: Речь, 2003. — 115 с.

7.                     Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 1991.- 155с

8.                     Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: 2005. -456 с.

9.                     педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.: ил.

10.                 Савельева Н.А. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 267 с.

×
×