Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ

Автор: Зотова Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа с.Семёновка

муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

 

Методическое объединение учителей

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему: «Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель-логопед

Зотова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2025 учебный год

Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ

Введение:

В современном образовании, ориентированном на инклюзию и индивидуализацию, особую инновационность имеет развитая разработка и обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эффективная реализация ИОМ невозможна без активного использования информационных ресурсов, современных образовательных и логопедических технологий, позволяющих адаптировать процесс адаптации к потребностям каждого ребенка.

Актуальность:

Обучающиеся с ОВЗ обладают разнообразными формами потребностей, обусловленным характером и степенью выраженности разнообразия. Традиционные методы обучения зачастую оказываются недостаточно эффективными для обеспечения их успешного успеха в образовательной среде. Использование ресурсов информационных и современных технологий позволяет:

  • Создать адаптивную образовательную среду, учитывающую особенности обучающегося.
  • Обеспечить доступность образовательного контента для детей с помощью различных книг.
  • Повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся.
  • Оптимизировать процесс коррекции и развития речи.

Основные направления применения информационных ресурсов и современных технологий:

В современных реалиях педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности школьника. А одним из ведущих характеристик развития личности является познавательный интерес, которое в свою очередь определяет эффективность процесса обучения.

Особое место занимают дети с ОВЗ. Для них характерны рассеянность, быстрая истощаемость внимания, плохая память, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Результатом их «особенностей» является снижение познавательного интереса, в связи с этим чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.

o    Использование электронных учебников и пособий: 

Электронные ресурсы позволяют изменять размер шрифта, цвет фона, аудио- и видеосопровождение, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, слуха и дислексией.

o    Создание интерактивных заданий и упражнений: Интерактивные задания позволяют вовлечь обучающегося в активный процесс обучения, обеспечивают немедленную обратную связь и обеспечивают лучшее обучение материала.

o    Разработка персонализированных учебных материалов: Использование специализированного программного обеспечения позволяет создавать промышленные технические материалы, уровень подготовки, темп обучения и особенности понимания каждого ребенка.

o    Использование платформ дистанционного обучения (Moodle, Google Classroom и т. д.): Платформы дистанционного обучения позволяют организовать учебный процесс в удобном для учащихся формате, обеспечивая доступ к учебным материалам, интерактивным заданиям и консультациям с педагогом в любое время и из любой точки мира.

o    Проведение онлайн-консультаций и вебинаров: Онлайн-консультации и вебинары позволяют изучать индивидуальную поддержку учащихся, отвечать на их вопросы и оказывать помощь в освоении учебных материалов.

o    Использование организации видеоконференцсвязи для групповых занятий: Видеоконференцсвязь позволяет организовать групповые занятия для детей, находящихся на дистанционном обучении, что способствует их социализации и формированию коммуникативных навыков.

2.     Использование логопедических технологий:

o    Применение специализированных логопедических программ: различные специализированные программы, предназначенные для коррекции различных вариантов речи: дислалии, дизартрии, алалии, заикания и др. Эти программы содержат интерактивные упражнения, игры и задания, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, грамматической строя речи и т.д.

o    Использование интерактивных досок и проекторов: Интерактивные доски и проекторы позволяют визуализировать логопедические упражнения, сделать их более наглядными и интересными для детей.

o    Применение выделенных презентаций и видеоматериалов: Мультимедийные презентации и видеоматериалы позволяют разнообразить логопедические занятия, сделать их более динамичными и увлекательными.

3.     Создание доступной образовательной среды:

o    Использование специальных технических средств: для учащихся с нарушениями зрения и слуха существуют специальные технические средства, такие как увеличительные стекла, лупы, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, которые обеспечивают доступ к образовательной среде.

o    Обеспечение доступности информации на образовательной площадке: Информация на образовательной организации должна быть предоставлена ​​в формате, доступном для обучающихся с различными возможностями (например, с использованием альтернативного текста для изображений, субтитров для видеороликов и т.д. организации).

Примеры конкретных технологий и ресурсов:

  • Программы для чтения с экрана (скринридеры): JAWS, NVDA (для обучающихся с нарушениями зрения).
  • Программы для преобразования речи в текст (преобразование речи в текст): Dragon NaturallySpeaking.
  • Программы для создания интерактивных упражнений: LearningApps.org, Hot Potatoes.
  • Логопедические программы: «Игры для Тигры», «Дэльфа-142.1», «Логопедическое Домино».

Вызовы и пути их разрешения:

  • Недостаточная обеспеченность образовательных организаций современным оборудованием и программным обеспечением. Необходимо целенаправленное финансирование на приобретение и обновление оборудования и программного обеспечения.
  • Недостаточная квалификация педагогов и логопедов в области использования информационных технологий. Необходимо организовать систему повышения квалификации педагогов и логопедов, направленную на освоение современных образовательных и логопедических технологий.
  • Недостаточная разработанность методических рекомендаций по применению информационных технологий в работе с обучающимися приходится на ОВЗ. Необходимо разработать и внедрить методические рекомендации, учитывающие особенности обучения и развития детей с различными географическими условиями.

Заключение:

Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий является необходимым условием для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ. Комплексное использование этих средств позволяет создать адаптивную образовательную среду, обеспечить доступность образовательного контента, повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, адаптировать процесс коррекции и развитие речи, что в конечном итоге способствует их успешному руководству в обществе. Необходима дальнейшая работа по развитию и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, направленных на обеспечение равных условий для всех детей, независимо от их характера развития.

×
×