Автор: Тевонян Оксана Ашотовна
Ход беседы.
Сегодня мы поговорим о наших детях. Когда малыш подрастает и мир становится для него большим, границы раздвигаются. И ребёнок начинает вести себя неправильно, с точки зрения взрослых и становится для них непослушным. (А ваш ребёнок бывает непослушным)
Что же такое непослушание? (ответы родителей)
Вы правильно думаете, давайте посмотрим на экран.
Непослушание (слайд 2) — это нежелание повиноваться кому-нибудь, слушаться кого-нибудь (Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова).
Итак, Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего проявляется в виде шалости или озорства, а иногда может вылиться в проступок.
2. Вопросы для родителей :
Хотелось бы у вас спросить, а какова же причина сопротивления ребёнка?
(Какие причины лежат в основе сопротивления) (ответы родителей)
4. Причины непослушания.
Психологи выделяют четыре причины непослушания. (3 слайд)
1). Борьба за внимание – если ребенок не получает нужного внимания, то он находит свой способ его получить…. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания, и у них возникает РАЗДРАЖЕНИЕ. Внимание получено, результат ребёнка достигнут.
2). Борьба за самоутверждение против гиперопеки. Гиперопека — это забота, которая не даёт ребёнку быть самостоятельным, это полный контроль над его действиями. И ребёнок начинает протестовать воле родителей, а у последних это вызывает ГНЕВ.
3). Следующая причина непослушания. Желание отомстить. Дети очень часто бывают обижены на родителей, в основном эта скрытая причина — МЕСТЬ, ответным чувством у родителей является ОБИДА.
4). Потеря веры в собственный успех. Если постоянно критиковать ребёнка, и у него уже есть опыт неудач, ребёнок вообще потеряет уверенность в себе и придё т к выводу: «Зачем стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «ему все равно», «и пусть плохой», «и буду плохим!».
А когда родители видят НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ребёнка, то у них возникает чувство безнадежности, а иногда ОТЧАЯНИЯ.
Сейчас ещё раз подумайте, и проговорите про себя, какова причина непослушания вашего ребёнка.
6. Пути и способы решения проблемы непослушания ребёнка.
А скажите мне, есть ли пути и способы решения этих проблем? И стоит ли отчаиваться? (ответы родителей)
Конечно, есть выход из любых трудных ситуаций, нужно просто искать и применять различные способы. Сейчас мы их и рассмотрим вместе с вами.
Перед вами картина с причинами непослушания, изображённых в виде солнца, дерева, радуги и цветка. Полная эта картина?( СЛАЙД 4)
Давайте мы с вами дополним её недостающими элементами, это и будут способы выхода из сложных, уже создавшихся ситуаций.
Какую часть мы сначала дополним в картине?
Цветочек. Пусть это будет одна из причин непослушания – ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ. (слайд №5) Что необходимо делать, если у вашего ребёнка данная причина непослушания? (ответы родителей)
— учите позитивно рассказывать о себе и о том, что делаешь («Я могу это сделать!», «Одно маленькое усилие и будет результат!»);
— принимайте ошибки нормальным и нужным явлением (рассказывайте об ошибках; показывайте ценность ошибки, как попытки; показывайте, как легче всего исправить ошибку);
— формируйте веру в успех (подчеркивайте любые улучшения; признавайте трудность задания);
— Обращайте внимание ребенка на уже достигнутые успехи (анализ прошлого успеха; повторяйте и закрепляйте успехи).
Яблоня. Следующая причина непослушания – МЕСТЬ ЗА ОБИДУ.
Что может сделать родитель, если у ребёнка данная причина непослушания? (ответы родителей) (слайд №6)
— важно научиться акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;
— заняться собственными негативными эмоциями;
— обсуждать проступки, но позже;
— демонстрировать модели неагрессивного поведения;
— показывать, что вы заботитесь о детях.
Солнышко. Борьба за самоутверждение против гиперопеки. Что необходимо делать, если у вашего ребёнка данная причина непослушания? (ответы родителей) (слайд № 7)
— следует уменьшить контроль над делами ребенка;
— приучайте ребёнка к самостоятельности;
— помогает метод подстройки. Вы не оспариваете решение, к которому он пришел, но договариваетесь о деталях и условиях его выполнения;
— поощряйте стремления ребёнка участвовать в домашних делах;
— учитесь справляться со своими негативными эмоциями.
Радуга. Борьба за внимание. Что необходимо делать, если у вашего ребёнка данная причина непослушания? (слайд № 8)
— в 2, 3, 10 раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое;
— игнорируйте такое поведение (нет ответа – цель не достигается);
— контакт глазами (взгляд пристально – означает «хватит», никаких слов – это все внимание);
— встаньте рядом (физическое приближение, без контакта глазами и без слов, ребенок начинает понимать, что делает что-то не так);
— используйте имя ребенка (минимум внимания);
— пошлите «секретный сигнал» (какой-то жест, самый простой – «тсссс»);
— делайте неожиданности (выключить свет, издайте музыкальный звук, начните говорить тихим голосом, измените ваш голос – используйте необычную манеру говорить, звуки, произношение, ударение);
— отвлеките ребенка (задавайте прямые вопросы, попросите об одолжении);
— обращайте внимание детей на примеры хорошего поведения.
И если мы на этой картинке всё будет подпитываться ежедневно дождём, то и некогда не завянут, не погибнут наши растения. Так и в жизни с детьми, если каждый день ребёнка принимать (безусловная любовь, уважать (высказывание комплиментов вслух, «Я — высказывание», признание, уделять ему внимание (выслушивание, умение ребёнка просить внимание, одобрять, дарить тёплые чувства, прикосновения, то скорее всего мы не столкнёмся с проблемами «Непослушного ребёнка».(СЛАЙД 9)
Ребёнка нужно любить, воспитывать и принимать таким, какой он есть.
7. Рефлексия. «Незаконченное предложение».
Сегодня мы с вами проговорили о причинах возможного непослушания ребёнка, а также рассмотрели способы и пути решения проблем. Хотелось бы узнать, как вы усвоили материал, что взяли для себя, будете ли вы использовать данные приёмы. Дополните, пожалуйста, предложенные предложения:
Я сегодня узнал (а….
Теперь я могу….
Я понял (а….
Кто желает сказать своё мнение? ….
Благодарю вас за беседу! Мне было приятно с вами пообщаться.