Беседа с родителями «Непослушный ребенок»

Автор: Тевонян Оксана Ашотовна

Ход беседы.

Сегодня мы поговорим о наших детях. Когда малыш подрастает и мир становится для него большим, границы раздвигаются. И ребёнок начинает вести себя неправильно, с точки зрения взрослых и становится для них непослушным. (А ваш ребёнок бывает непослушным)

Что же такое непослушание? (ответы родителей)

Вы правильно думаете, давайте посмотрим на экран.

Непослушание (слайд 2) — это нежелание повиноваться кому-нибудь, слушаться кого-нибудь (Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова).

Итак, Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего проявляется в виде шалости или озорства, а иногда может вылиться в проступок.

2. Вопросы для родителей :

Хотелось бы у вас спросить, а какова же причина сопротивления ребёнка?

(Какие причины лежат в основе сопротивления) (ответы родителей)

4. Причины непослушания.

Психологи выделяют четыре причины непослушания. (3 слайд)

1). Борьба за внимание – если ребенок не получает нужного внимания, то он находит свой способ его получить…. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания, и у них возникает РАЗДРАЖЕНИЕ. Внимание получено, результат ребёнка достигнут.

2). Борьба за самоутверждение против гиперопеки. Гиперопека — это забота, которая не даёт ребёнку быть самостоятельным, это полный контроль над его действиями. И ребёнок начинает протестовать воле родителей, а у последних это вызывает ГНЕВ.

3). Следующая причина непослушания. Желание отомстить. Дети очень часто бывают обижены на родителей, в основном эта скрытая причина — МЕСТЬ, ответным чувством у родителей является ОБИДА.

4). Потеря веры в собственный успех. Если постоянно критиковать ребёнка, и у него уже есть опыт неудач, ребёнок вообще потеряет уверенность в себе и придё т к выводу: «Зачем стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «ему все равно», «и пусть плохой», «и буду плохим!».

А когда родители видят НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ребёнка, то у них возникает чувство безнадежности, а иногда ОТЧАЯНИЯ.

Сейчас ещё раз подумайте, и проговорите про себя, какова причина непослушания вашего ребёнка.

6. Пути и способы решения проблемы непослушания ребёнка.

А скажите мне, есть ли пути и способы решения этих проблем? И стоит ли отчаиваться? (ответы родителей)

Конечно, есть выход из любых трудных ситуаций, нужно просто искать и применять различные способы. Сейчас мы их и рассмотрим вместе с вами.

Перед вами картина с причинами непослушания, изображённых в виде солнца, дерева, радуги и цветка. Полная эта картина?( СЛАЙД 4)

Давайте мы с вами дополним её недостающими элементами, это и будут способы выхода из сложных, уже создавшихся ситуаций.

Какую часть мы сначала дополним в картине?

Цветочек. Пусть это будет одна из причин непослушания – ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ. (слайд №5) Что необходимо делать, если у вашего ребёнка данная причина непослушания? (ответы родителей)

— учите позитивно рассказывать о себе и о том, что делаешь («Я могу это сделать!», «Одно маленькое усилие и будет результат!»);

— принимайте ошибки нормальным и нужным явлением (рассказывайте об ошибках; показывайте ценность ошибки, как попытки; показывайте, как легче всего исправить ошибку);

— формируйте веру в успех (подчеркивайте любые улучшения; признавайте трудность задания);

— Обращайте внимание ребенка на уже достигнутые успехи (анализ прошлого успеха; повторяйте и закрепляйте успехи).

Яблоня. Следующая причина непослушания – МЕСТЬ ЗА ОБИДУ.

Что может сделать родитель, если у ребёнка данная причина непослушания? (ответы родителей) (слайд №6)

— важно научиться акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;

— заняться собственными негативными эмоциями;

— обсуждать проступки, но позже;

— демонстрировать модели неагрессивного поведения;

— показывать, что вы заботитесь о детях.

Солнышко. Борьба за самоутверждение против гиперопеки. Что необходимо делать, если у вашего ребёнка данная причина непослушания? (ответы родителей) (слайд № 7)

— следует уменьшить контроль над делами ребенка;

— приучайте ребёнка к самостоятельности;

— помогает метод подстройки. Вы не оспариваете решение, к которому он пришел, но договариваетесь о деталях и условиях его выполнения;

— поощряйте стремления ребёнка участвовать в домашних делах;

— учитесь справляться со своими негативными эмоциями.

Радуга. Борьба за внимание. Что необходимо делать, если у вашего ребёнка данная причина непослушания? (слайд № 8)

— в 2, 3, 10 раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое;

— игнорируйте такое поведение (нет ответа – цель не достигается);

— контакт глазами (взгляд пристально – означает «хватит», никаких слов – это все внимание);

— встаньте рядом (физическое приближение, без контакта глазами и без слов, ребенок начинает понимать, что делает что-то не так);

— используйте имя ребенка (минимум внимания);

— пошлите «секретный сигнал» (какой-то жест, самый простой – «тсссс»);

— делайте неожиданности (выключить свет, издайте музыкальный звук, начните говорить тихим голосом, измените ваш голос – используйте необычную манеру говорить, звуки, произношение, ударение);

— отвлеките ребенка (задавайте прямые вопросы, попросите об одолжении);

— обращайте внимание детей на примеры хорошего поведения.

И если мы на этой картинке всё будет подпитываться ежедневно дождём, то и некогда не завянут, не погибнут наши растения. Так и в жизни с детьми, если каждый день ребёнка принимать (безусловная любовь, уважать (высказывание комплиментов вслух, «Я — высказывание», признание, уделять ему внимание (выслушивание, умение ребёнка просить внимание, одобрять, дарить тёплые чувства, прикосновения, то скорее всего мы не столкнёмся с проблемами «Непослушного ребёнка».(СЛАЙД 9)

Ребёнка нужно любить, воспитывать и принимать таким, какой он есть.

7. Рефлексия. «Незаконченное предложение».

Сегодня мы с вами проговорили о причинах возможного непослушания ребёнка, а также рассмотрели способы и пути решения проблем. Хотелось бы узнать, как вы усвоили материал, что взяли для себя, будете ли вы использовать данные приёмы. Дополните, пожалуйста, предложенные предложения:

Я сегодня узнал (а….

Теперь я могу….

Я понял (а….

Кто желает сказать своё мнение? ….

Благодарю вас за беседу! Мне было приятно с вами пообщаться.

×
×