Автор: Сергеева Елена Вячеславовна
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Слайд 1
Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперёд – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Ребёнок с рождения включается в социокультурное пространство общества. Под руководством взрослых в семье и детском саду закладывается фундамент нравственного воспитания.
Семья играет решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка, а для этого необходимо формировать единую систему ценностей, как в семье, таи в дошкольной организации. Данную роль позволяет решить программа «Социокультурные истоки» далее «Истоки», которая является эффективным инструментом для взаимодействия с родителями.
Слайд 2
Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решить следующие задачи:
— объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
— осуществлять руководство взаимодействием родителей и детей;
— обеспечивать родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
— повышать педагогическую культуру родителей.
На сегодняшний день «Социокультурные истоки» это одна из программ, в реализации которой активную роль играют родители.
Слайд 3
С весны 2023 года в МАДОУ «Промышленновский детский сад «Сказка» реализуется программа «Истоки».
За это время у нас накопился небольшой, но полезный опыт, включающий в себя множество форм работы с родителями, которые применяем в своей педагогической деятельности и сегодня мы хотим поделиться этим опытом с вами.
Слайд 4
Свою работу с родителями, как мы думаем и многие из вас организовали с проведения родительского собрания, где мы познакомили их с полной информацией о работе по программе «Социокультурные истоки» по возрастным группам, включая цели и задачи работы, представили краткий обзор книг и альбомов, дали рекомендации по работе с детьми в домашних условиях и подчеркнули важность «Социокультурных истоков», которая формирует у детей систему нравственных ценностей.
Слайд 5
Здесь на родительском собрании у педагогов возникла идея создания мини — музей «Я живу в Кузбассе. Моя малая родина». И попросили у помощи родителей, в пополнении его предметами старины. В настоящее время нашем музее имеются экспозиции: макеты жилищ (русские, чувашские), предметы быта и декоративно-прикладного искусства, а также орудия труда. Дети с радостью посещают музей и своими руками стараются пополнить его экспонатами.
Слайд 6
Важное значение в реализации программы информационные стенды, поэтому в каждой приемной группы оформлены такие уголки для родителей с информацией, отражающей темы занятий и осуществляющие первичное восприятие социокультурной категории. Здесь можно найти раскладушки потешек, колыбельных песен, сказы, стихи и пословицы. Стенды формируются исходя из изучаемой категории.
Слайд 7
Помимо приемных, информационные стенды имеются и в помещении группы – уголок «Мои Истоки», который организован воспитателем вместе с детьми. Считаем это интересным средством, усиливающим мотивацию к общению и заинтересованности. Это позволяет детям и родителям, по мере необходимости, обращаться к книгам, альбомам, иллюстрациям.
Слайд 8
В течение года прошла успешная реализация проектной деятельности совместно с родителями, по таким темам, как:
«Генеалогическое древо семьи», в котором дошкольники совместно с родителями подготовили рассказы об истории своей семьи и подготовили выставку рисунков «Моя семья».
«Быт и традиции русского народа». Данный проект позволил приобщиться к народной культуре, быту, традициям. Совместно с родителями был создан мини-интерьер русской избы «Горница».
«Семейные традиции». Родители представили фотоматериалы о традициях семьи. В рамках проекта проведен опрос «Роль семейных традиций в воспитании детей». Ответы прозвучали разнообразные, но, общий вывод, был сделан такой, что сейчас происходит укрепление связей между поколениями.
Реализация таких проектов с родителями педагогами помогает сформировать духовно-нравственную основу личности ребенка.
Слайд 9
Традиция семейногo чтения – очень важная часть в системе семейногo воспитания и ценностей. Мы считаем, что это лучший способ общения родителя с ребенком. Ведь в чтении литературы происходит воспитание нравственно – духовных чувств. Поэтому мы предложили ввести такую традицию нашим родителям по вечерам дома. Не сразу, но постепенно, такая традиция прижилась в семьях наших дошколят. И даже круг участников расширился: братья, сестры, бабушки и дедушки, тоже рады принять участие в таких посиделках. Библиотечка семейная пополняется и собственноручно изготовленными книжками-малышками с песнями колыбельными, стишками, сказками.
Слайд 10
Ничто так не укрепляет детско-родительские отношения, как совместная досуговая деятельность: праздники Масленица, Троица, День семьи, любви и верности и другие, которые проходят с песнями, плясками, соревнованиями, блинами, забавами. В эту работу вовлекаем родителей: просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, а также посетить вместе с семьёй мероприятия в поселке, связанные с этими праздниками. Родители активно участвовали в выставках, приуроченным к праздникам.
Слайд 11
Всю эту работу мы отражаем в социальных сетях и на сайте детского сада.
Слайд 12
Мероприятия озвученные выше помогают осознать родителям, что только в семье закладываются нравственные качества. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются на примере прежде всего родителей и собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. Слайд 13
Предлагаем вашему вниманию ролик от родителей, в котором отражены традиции чувашской семьи.
Слайд 14
Успехов вам, эффективного взаимодействия с родителями для достижения значимых результатов!