СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Филинова Александра Васильевна

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: В статье рассматриваются современные методы и технологии организации учебной деятельности на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе; указываются основные проблемы, связанные с внедрением новых подходов, такие как недостаток технического оснащения и подготовки педагогов; показано развитие данного направления в образовательной практике.  

Ключевые слова: русский язык, образовательные технологии, проектная деятельность, цифровые ресурсы, дифференцированное обучение, игровые методы.  

 

Проблема организации учебной деятельности на уроках русского языка на сегодняшний день является одной из самых актуальных в образовательной сфере. В условиях стремительного развития технологий и изменения образовательных стандартов учителя сталкиваются с необходимостью внедрения новых методов и подходов, которые позволят сделать процесс обучения более эффективным и интересным для учащихся. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования, современный урок русского языка должен быть ориентирован на развитие у учащихся не только предметных знаний, но и метапредметных компетенций, таких как умение работать с информацией, критическое мышление и коммуникативные навыки [1].  

Современные методы организации учебной деятельности на уроках русского языка включают в себя использование проектной деятельности, цифровых технологий, дифференцированного обучения и игровых методов. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных способов развития самостоятельности и творческого мышления учащихся. На уроках русского языка проекты могут быть связаны с созданием текстов различных жанров, исследованием языковых явлений или разработкой учебных материалов. Например, учащиеся могут работать над проектом «История русского языка», в рамках которого они изучают изменения в языке на протяжении веков, анализируют устаревшие слова и их современные аналоги. Другой пример — создание собственного словаря устаревших слов или диалектизмов, что позволяет учащимся глубже понять богатство и многообразие русского языка. Проектная деятельность также способствует развитию навыков работы в команде, так как многие проекты предполагают групповую работу. Учащиеся учатся распределять роли, планировать свою деятельность, находить и анализировать информацию, а также представлять результаты своей работы перед классом.  

Использование цифровых технологий играет важную роль в современном образовательном процессе, предоставляя учителям и учащимся доступ к огромному количеству ресурсов и инструментов. На уроках русского языка цифровые технологии могут быть использованы для организации индивидуальной работы, автоматизации проверки заданий и предоставления доступа к дополнительным материалам. Одним из наиболее популярных инструментов являются образовательные платформы, такие как «Яндекс.Учебник», «Учи.ру» и «Российская электронная школа». Эти платформы предлагают интерактивные задания, которые адаптируются под уровень каждого ученика, что позволяет учителю эффективно организовывать дифференцированное обучение. Кроме того, цифровые технологии позволяют использовать мультимедийные материалы, такие как видеоуроки, аудиозаписи и интерактивные презентации, которые делают процесс обучения более наглядным и интересным. Например, при изучении темы «Фонетика» учитель может использовать аудиозаписи для демонстрации различий в произношении звуков, а при изучении темы «Лексика» — интерактивные словари и тесты.  

Дифференцированный подход учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, что особенно важно на уроках русского языка, где уровень владения языковыми навыками может значительно варьироваться. Учитель может предлагать задания разного уровня сложности, использовать групповую работу или предоставлять возможность выбора заданий. Например, при изучении темы «Синтаксис» учитель может предложить слабым ученикам выполнить задания на составление простых предложений, а более сильным — задания на анализ сложных синтаксических конструкций. Дифференцированное обучение также может включать использование индивидуальных образовательных маршрутов, которые позволяют каждому ученику двигаться в своем темпе и сосредоточиться на тех аспектах языка, которые вызывают у него наибольшие трудности.  

Игровые технологии способствуют повышению мотивации и вовлеченности учащихся, делая процесс обучения более интересным и увлекательным. На уроках русского языка можно использовать языковые игры, викторины, кроссворды, а также ролевые игры, например, имитацию интервью или дискуссии на заданную тему. Например, при изучении темы «Речевые жанры» учитель может организовать ролевую игру, в которой учащиеся выступают в роли журналистов, берущих интервью у известных личностей. Это позволяет не только закрепить знания о речевых жанрах, но и развить коммуникативные навыки учащихся.  

Для успешного внедрения современных технологий необходимо обеспечить учителей соответствующими ресурсами и методической поддержкой. Важно также учитывать технические возможности школы и уровень подготовки педагогов. Например, для использования цифровых технологий в учебном процессе школа должна быть оснащена компьютерами, интерактивными досками и доступом к интернету. Кроме того, учителя должны пройти обучение по работе с новыми технологиями, чтобы эффективно интегрировать их в свои уроки. Эффективность использования современных методов можно оценивать через анализ успеваемости учащихся, их вовлеченности в учебный процесс и уровня удовлетворенности уроками. Регулярное проведение диагностических работ и анкетирование учащихся помогут выявить сильные и слабые стороны применяемых технологий.  

Несмотря на очевидные преимущества современных методов и технологий, их внедрение в образовательный процесс сталкивается с рядом проблем. Одной из основных проблем является недостаток технического оснащения школ, особенно в сельской местности. Многие школы не имеют доступа к современным компьютерам, интерактивным доскам и высокоскоростному интернету, что ограничивает возможности использования цифровых технологий. Другой проблемой является недостаточная подготовка педагогов. Многие учителя не имеют опыта работы с новыми технологиями и нуждаются в дополнительном обучении. Кроме того, отсутствие единой методической базы для использования цифровых ресурсов на уроках русского языка затрудняет их интеграцию в учебный процесс.  

Таким образом, можно сказать, что современные методы и технологии организации учебной деятельности на уроках русского языка открывают новые возможности для повышения качества образования. Они позволяют сделать процесс обучения более интересным, гибким и ориентированным на индивидуальные потребности учащихся. Однако успешное внедрение этих технологий требует системного подхода, включающего подготовку педагогов, оснащение школ необходимым оборудованием и постоянное совершенствование методик преподавания.  

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  

2. Пассов Е.И. Современные методы обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2020.  

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2018.  

4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2019.  

5. Цифровые образовательные ресурсы: возможности и перспективы // Образовательные технологии. – 2021. – № 3.  

×
×