Автор: Шестак
Теоретический анализ сущности понятий, применяемых при характеристике термина «здоровье»
Основной и наибольшей ценностью полноценной жизни каждого человека является здоровье. В настоящее время условия жизни ставят человека в такие условия, которые приводят к сокращению продолжительности жизни. Экология, вредные привычки, малоподвижный способ жизни и повышение психоэмоциональной нагрузки среди населения являются ключевыми факторами влияния на здоровье. Постоянный стресс и желание удовлетворить потребности современности стали составляющими повседневной жизни, как взрослых, так и детей. Постоянно пребывание в таком состоянии является причиной психических и социальных болезней. Такая ситуация приводит к осознанию необходимости воспитания бережного отношения людей не только к собственному, а и к здоровью окружающих. Необходимо формирование не только общих представлении о здоровом образе жизни, но и более детальном понимании физического, социального, психического и духовного здоровья, как его составных.
Учитывая социально-экономические изменения, имеющие место в обществе, здоровье, с юридической точки зрения, считается не только большой социальной ценностью, но и определяющим фактором экономического развития конкурентных государств, а потому здоровье и его сохранение регламентируется «Конвенцией о правах ребенка», Федеральным законом «Об образовании»; Президентской программой «Дети России»; Федеральным законом «Об охране окружающей среды»; «Семейным кодексом Российской Федерации»; «Конвенцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»; Федеральной государственной образовательной программой дошкольного образования и другими нормативными документами.
Проблема сохранения здоровья нации в современной педагогике относится к числу актуальных на протяжении всего существования человечества.
Теоретический анализ научной литературы показал, что этим вопросом занимались ученые в различных областях знаний: теоретической формулировкой понятий «здоровье» и «здоровый способ жизни» ‑ Божович Л. И., Волошиной Л. Н., Лисин Ю. П. и др.; медико-биологическими показателями ‑ Барышева Е. С., Брехман И. И., Денисюк С. Н. и др.; валеологическими знаниями – Казин Э. М., Казначеев В. П., Тюмасева З. И. , Сопко Г. И. и др.; физическим воспитанием ‑ Берштейн Н. А., Вильчковский Э. С. , Волошина Л. Н., Ермилова Е. Я., Чумаков Б. Н. и др., психологическим и поведенческим воспитанием ‑ Выготский Л. С. , Кульчицкая А. В., Лисина М. И., Мишина Т. Н., Сухомлинский В. А. , Трещева О. Л. и др.
Целью данной публикации является теоретический анализ трактовок основных терминов и понятий проблемы здорового образа жизни и уточнение ключевого понятия «здоровье».
С целью уточнения глубинно-сущностного смысла понятия «здоровье» на наш взгляд, стоит проанализировать его основополагающие понятия: «культура здоровья», «здоровый образ жизни», «интерес к здоровому образу жизни».
Обращение к литературным источникам позволило нам выявить суть понятия «культура здоровья». Как утверждает А. Р. Ковальчук А. Р.: «Культура здоровья как составная часть общечеловеческой культуры представлена совокупностью ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение социального, физического и психического благополучия, отсутствие болезней» [1].
Основными показателями культуры здоровья признаны: высокий уровень здоровья, интеллектуальной, и физической работоспособности, преодоление факторов, провоцирующих стрессовое состояние, противодействие неблагоприятным экологическим и природным условиям, психологическая устойчивость, достаточный уровень состояния здоровья.
Понятие «культура здоровья», и в частности, явление здоровья человека привлекало внимание многих ученых, разработавших множество различных характеристик этого явления. Согласно мнению Тюмасевой З. И. «культура здоровья – это осознанная индивидом система действий и отношений, определяющих уровень личного и социального здоровья, исходящих из отношения к здоровью окружающих и к собственному здоровью» [2].
Волошина Л. Н. считает, что «культура здоровья включает в себя не только знания в области сохранения здоровья, получаемые в ходе образовательного и воспитательного процесса индивидом, но и практическая реализация потребности в проведении здорового образа жизни, профилактике заболеваний и заботе о здоровье собственном и окружающих людей» [3].
В свою очередь Трещева О. Л. утверждает, что: «культура здоровья индивида определяется наличием позитивных ценностей и задач, определенным отношением к собственному здоровью, окружающей среде и социуму; ведением грамотного здорового образа жизни, который позволяет самостоятельно регулировать собственное состояние здоровья с учетом личностных и половозрастных особенностей организма, применять различные знания и программы по здоровьесбережению и профилактике заболеваний, что приведет к гармоничному сочетанию компонентов здоровья и разностороннему творческому развитию индивида» [4].
С другой стороны, внимание ученых и педагогов-практиков обращено к понятию «здоровый образ жизни». Так Боярская Л. А. утверждала, что «здоровый образ жизни – поведение индивида, при котором он не позволяет себе ничего такого, что могло бы нанести вред его здоровью, и старается сделать все для повышения своего физического и психического здоровья».
«Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье» отмечала Денисюк С. Н. [5].
Следует обратиться к пониманию сути другого ключевое понятие исследования – «интерес к здоровому образу жизни», определяющий поведение личности, ее творческую адаптацию к самостоятельной жизни и деятельности.
Интерес к здоровому образу жизни – это сущностная характеристика личности, имеющая сложную структуру, направленная на сохранение и укрепление здоровья [6].
По словам Назаровой Е. Н.: «чтобы сохранить здоровье необходимо объединить усилия всех, с целью создания вокруг атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни» [7].
По утверждению известного валеолога и теоретика-медицины Г. Сигериста: «здоровье ‑ это очень положительное, жизнерадостное и добровольное исполнение обязанностей, которые жизнью возложены непосредственно на человека».
Здоровье – комплексное, многомерное, динамическое и вместе с тем целостное состояние, которое трансформируется в процессе роста и реализации заложенного генетически потенциала в условиях конкретной и экономической и социальной среды, которое позволяет человеку осуществлять его социальные и биологические функции в различной степени [8].
Брехман Н. И. считает, что «здоровье – это умение человека удерживать соответствующую возрасту устойчивость в условиях внезапных перемен количественных и высококачественных характеристик триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [9].
Казначеев В. П. обозначает здоровье как «процесс сбережения и формирования биологических, психологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при наибольшей продолжительности существования» [10].
Согласно суждению Лободина В. Т., «здоровье – это бесконфликтная, безопасная, продолжительная деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы».
Как справедливо отмечает русский ученый Казин Э. М., «здоровье – это пик, к которому каждый человек поднимается самостоятельно», и он остается на вершине здоровья, придерживаясь только здорового образа жизни, который, «должен быть не только средством достижения крепкого здоровья, но и нормой повседневной жизни, важной человеческой потребностью» [30].
Наиболее емким и популярным в международной среде является понятие «здоровья» данное в преамбуле Конституции Всемирной Организацией здравоохранения (1948 г.): «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов» [68].
Из изложенного выше становится ясно, что «здоровье» понимается учеными одна из фундаментальных потребностей, а глубинный смысл понятия «здоровье» состоит в том, что это слово включает в себя глобальную цель ‑ воспитание гармонично развитой, совершенной, здоровой личности, способной в максимально полной мере реализовать свои физические, интеллектуальные, нравственные и духовные способности, .обеспечивающих ее полноценную жизнь.
Отсюда возникает понимание, что здоровье – основная составляющая в системе воспитания подрастающего поколения. Промедление в процессе формирования ответственности за собственное здоровье может привести к негативным последствиям. Все вышеизложенное требует разработки и применения современных методов, с помощью которых можно сформировать систему имеющихся знаний, ценностей, поведения и действий, направленных на поддержание как собственного здоровья, так и здоровья окружающих, развивать умение анализировать и разрешать различные жизненные ситуации с точки зрения здоровья.
Список источников
1. Ковальчук А. Р., Проскурина Е. Ф. Культура здоровья жизни человека // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 4. С. 248-250.
2. Тюмасева З. И. Орехова И. Л., Быстрай Е. Б. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье. Челябинск: Цицеро, 2017. 149 c.
3. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Б.: Изд-во Белый город, 2013. 239 с.
4. Трещева О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.04 / Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. Омск, 2003. 51 с.
5. Денисюк С. Н. Сущность понятия «здоровье» в науке URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/05/26/sushchnost-ponyatiya-zdorove-v-nauke (дата обращения 07.10.2024).
6. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. М.: Детство-пресс. 2015. 64 с.
7. Назарова Е. Н. Основы здорового образа жизни М.: Academia, 2019. 536 c.
8. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: учеб. методическое пособие. Омск: СибГУФК, 2018. 70 с.
9. Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека//Вопр. философии. 1982. № 2. С. 48-53.
10. Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 2006. №4. С. 75-82.
11. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 188 с.
12. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946г.) (с изменениями и дополнениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/901977493?section=text (дата обращения 07.10.2024).