Автор: Клочков Валентин Анатольевич
Структура описания
методической разработки воспитательного занятия — киноурока:
1. Номинация — «Жизнь дана на добрые дела»
2. Обоснование выбора (актуальность)
В настоящее время в классных коллективах имеют место случаи проявления вербальной и физической агрессии, не все школьники владеют навыками позитивного общения и не всегда видят ценность доброты. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у учащихся искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Значимость этой темы очевидна, поскольку человеколюбие, помощь ближнему является одним из наиболее важных в мире жизненных факторов.
3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию учащихся 11-12 лет, 5 класс.
4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Мероприятие является частью деятельности классного руководителя по реализации рабочей программы воспитания по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития учащихся. Данный материал может быть использован для проведения классных часов, посвященных нравственному воспитанию.
5. Цель, задачи и планируемые результаты киноурока (социальная практика)
Цель занятия:
Мотивировать обучающихся на осознанное проявление милосердия к людям, а также на осознанный выбор общественно полезного дела для людей как проявления милосердия.
Задачи:
• формировать понимание ценности качества милосердия в процессе обсуждения перед просмотром фильма и в размышлениях над ситуациями и действиями героев – после просмотра;
• развивать готовность и способность к реализации созидательного творчества и действий на основе общечеловеческих ценностей и желания становиться лучше;
• создать условия для получения эмоционального опыта обучающихся в реакции на различные ситуации, осознания своих чувств и мыслей;
• создать условия для получения обучающимися опыта реального содействия в решении социально значимых задач, проявления творчества, бескорыстной помощи как осознанного проявления человеколюбия;
• развивать мышление обучающихся; умение выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог.
Результатом киноурока является участие детей в коллективно-творческой деятельности, в процессе которой приобретается личностный опыт.
6. Форма проведения киноурока и обоснование ее выбора
Киноурок проводится в форме устного журнала. Эта форма позволяет удерживать интерес обучающихся, при этом сохраняется высокий уровень усвоения материала. Тем самым максимально полно реализуются цели, задачи воспитательного мероприятия.
7. Педагогическая технология /методы /приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Педагогические технологии: Технология учебного диалога, технология критического мышления;
Методы: информационный, частично-поисковый (эвристический), побуждающий.
Педагогические приемы: «Снежный ком», «Подводящий диалог», «Толстый и тонкий вопрос», «Докажи другу», «Образовательная стратегия.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)
Кадровые ресурсы: классный руководитель.
Методические ресурсы: цель, задачи, технологии, приёмы, формы проведения.
Материально-техническая база: компьютер, проектор, колонки.
Информационные: https://lk.kinouroki.org/films/37
9. Описание проведения киноурока.
1. Организационный этап
— Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
Сегодняшнее занятие мы начнем с улыбки, улыбнитесь друг другу, желая всем только доброго, солнечного и хорошего.
Я смотрел на ваши улыбающиеся лица и заметил, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
2. Мотивационно-целевой этап
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человечества. Уже в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других».
— А что такое доброта для вас?
— Доброта – это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которого невозможно прожить на белом свете.
Знаете ли вы историю слова «добро»? Предлагаю обратиться к толковому словарю. Итак, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом.
— Ребята, предлагаю поиграть в добрые слова. Замените все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:
1. грубость (вежливость)
2. ненависть (любовь)
3. обман (доверие)
4. злость (доброжелательность)
5. унижение (уважение)
6. равнодушие (внимательность).
— Молодцы! Вот такими добрыми качествами, как вежливость, любовь, доверие, уважение и доброжелательность должен быть наделён каждый человек.
— Сказанное слово попадает в сердце человека. Вместе с добрыми словами у нас должны быть и добрые мысли.
— А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Что мы должны совершать?
— Совершенно верно. Они должны превратиться в добрые поступки.
Сегодня мы посмотрим фильм «Музыка внутри» о милосердии. Смотрите внимательно, чтобы понять кто же из героев обладает этим качеством.
3. Просмотр фильма (Продолжительность фильма – 23 мин. 37 сек.)
4. Беседа по теме фильма
4.1. Общее (эмоциональное) впечатление
– Главный герой в начале читает стихотворение, сочиненное им.
Как вы понимаете, о чём эти стихи? Только ли о нём самом или о чём-то другом?
– Давайте ответим на вопрос, который стоял перед просмотром – кто из героев фильма обладает качеством милосердие и почему вы так думаете?
4.2. Беседа по ситуациям в фильме
– Понятие милосердие проходит красной нитью через фильм. Как оно выражается, в каких поступках действующих лиц?
– Милосердие – это состояние души, благодаря которому мы бескорыстно помогаем людям, которые нуждаются в нашей помощи. Видели ли вы проявление милосердия в своей жизни? Проявляли ли вы милосердие по отношению к кому-либо? Расскажите.
– Как вы думаете, Елисей рожден с качеством милосердия? Откуда оно в его сердце?
– Может ли человек сам в себе воспитать милосердие, сострадание? Если может, то как?
– Елисей имеет проблемы со слухом с малого возраста. Что проявляет бабушка по отношению к нему?
– Жалость, опека действовали бы разрушительно на характер Елисея.
Как мы поняли, что мальчик впитал напутствия бабушки, что милосердие – это и есть та музыка сердца, что звучит у него внутри?
– Почему Елисей стал общаться с Олегом?
– Когда Елисей пришел в дом к Олегу, у него был план действий? Он понимал, в чем должна заключаться его помощь?
– План Елисея помочь от лица волонтерской организации тоже потерпел неудачу. Почему мама Олега не приняла его помощь?
– Елисей не сдался. В нем есть воля. Он пытается снова и снова. Мыслитель и мудрец Конфуций сказал: «Кто полон милосердия, непременно обладает…». Закончите мысль Конфуция.
Кто полон милосердия, непременно обладает … мужеством.
– Как вы считаете, что связывает эти два понятия?
– Можно сказать, что милосердие всегда имеет и мужество. Мужество – это особое качество, включающее стойкость, смелость, силу воли и силу духа.
– Да, милосердие самоотверженно, то есть проявляющий милосердие думает о другом, забывая о себе, стремится сделать всё, чтобы уменьшить его боль, помочь, проявляет сострадание. Как вы думаете, Елисей думал о себе или действовал, думая об Олеге?
– Возможно, он чувствовал, что для Олега важно не просто попасть на смотровую площадку, но с другом? Как вы думаете?
– Обратите внимание, как переживал Елисей, когда не мог помочь Олегу своим участием и общением. Милосердие проявляется и в душевной поддержке. Как самого Елисея поддерживает бабушка. В основе милосердия и сострадания – любовь, как живой источник, который никогда не иссякает: чем больше отдаешь, тем чище и полнее он становится. Благотворительная деятельность – это возможность расширить границы своей души, возможность распространять любовь и добро на более широкий круг нуждающихся в помощи людей.
4.3. Побуждение к проявлению инициативы
– Какое реальное дело мы могли бы сделать, чтобы кому-то помочь, проявив сострадание, милосердие, принести пользу, радость людям?
Какие будут предложения?
5. Проведение социальной практики – общественно полезного дела: Коллективно-творческое дело «Копилка добрых дел». Детям предстоит наполнить сундучок добрыми делами
6. Рефлексия социальной практики – общественно полезного дела
— Что нам удалось из намеченного?
— Благодаря кому и чему?
— Какие качества помогли? Что не получилось?
— Какие качества помешали? Как действовать по-другому?
— Удалось ли почувствовать сострадание и милосердие в сердце?
10. Социальная практика, предложенная в результате обсуждения
– Акция «Спешите делать добро»;
– Акция «Круг добра»;
– Игра «Волшебный цветок добра».