Игровая рационализация тренировочных занятий с применением вспомогательных и подводящих игр»

Автор: Сергеева Надежда Александровна

    История мировой педагогики довольно занимательно свидетельствует о том, что детям всех времён и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Поэтому грех не воспользоваться этой неистребимой человеческой склонностью в благих профессиональных целях, грамотно и умело, включая ситуационно подходящие подвижные игры в свои уроки.

 

          Играющие дети бывают, счастливы, изобретательны, неутомимы. Увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях, буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты нередко невозможные обычной деятельности. Игровой азарт, душевный подъём, стремление к победе вызывает у детей проявление необыкновенной смелости, расчётливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд личностных качеств. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным коллективным действиям.

 

             Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку перед серьёзной и ответственной учебной работой на занятиях или как специальные упражнения, нацеленные на проявление самообладание и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психологические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объёмах работы.

 

          Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное свободно, ненасильственно и более эффективно, воспитывает интерес преодолению трудностей и препятствий на пути поставленной цели, пробуждает полнее использовать свои знания, умения, навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.

 

           Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых  условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.

 

             Играя, дети естественно и не принуждённо учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.

 

         Игры подбираю в зависимости от задачи занятий. Если решается задача развитие силы, то в него полезно включить игры: «прыжки с гантелями», «высокий бросок», бег на перегонки с набивными мячами и т. д., связанными с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним, с различными двигательными операциями с доступными отягощениями.

 

         Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые сигналы, упражнения внезапными остановками, стремительными рывками. Бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремлённое опережение соперника. Такие игры как: «Опереди соседа», «Догони ручей» и т. д.

 

         Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями своих партнёров, физической сноровки и тактической изворотливости.

 

           Для развития выносливости применяю игры связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной направленной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

 

           Игры составлены таким образом, что их практическое проведение в ходе урока не требует длительной организации и подготовительной работы. Они приспособлены к типовым условиям занятий и осуществляются преимущественно фронтальным методом. Содержание игр в зависимости от возраста можно оперативно варьировать, усложнять или упрощать исходя из ко   нкретно складывающейся ситуации.

 

        Подвижные игры использую в тесной взаимосвязи с другими средствами. В процессе проведения подвижных игр, строго соблюдаю правила и нормы требований техники безопасности.    

 

    Информационные компьютерные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе занятий перед традиционными методами обучения, они имеют немало преимуществ. Среди них индивидуализация обучения интенсификация самостоятельной работы воспитанников, повышение познавательной активности и мотивации и др.

 

           Существуют разные обучающие программы. Каждое занятие посвящёно отдельной теме и включает в себя большое количество упражнений, которые можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся. Упражнений много и уровень сложности идёт по нарастающей.  Возможность найти каждому ученику задания по силам является хорошим стимулом в работе.

 

      Проведение мастер – классов, организация предметных олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований помогают активизировать и добиваться хороших результатов.

 

    На уровне школы стало традиционным проведение:

 

     — Предметной олимпиады

 

     — «День бегуна»

 

     — «Шиповка юных»

 

     — Первенство школы по волейболу, баскетболу;

 

     — Спартакиада школьников среди классов

 

    — Осенняя и лыжная эстафеты

 

    — Спортивный праздник «День поселения» с приглашением родителей и сельской молодёжи.

 

     Традиционно проводится конкурсы «Лыжня зовёт к здоровью», «Самый спортивный класс», районный «Осенний кросс» и «Весенний кросс», участвуем во Всероссийском пробеге «Кросс нации», «Лыжня России», «Лёгкоатлетическом пробеге в честь космонавта А.Г. Николаева и чувашского писателя Н Мранька» и др.  Мы активно участвуем во всех районных мероприятиях и во многих республиканских соревнованиях.

 

Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ.

 

        В условиях модернизации образования, цель которого — создание условий для повышения качества учебно–воспитательного процесса. Решением проблемы практического перехода от старой образовательной системы к современной может стать овладение новыми способами, формами, и технологиями педагогической деятельности, направленными на развитие личности ребёнка, и внедрением современных образовательных технологий.

 

   В своей педагогической деятельности я принимаю следующие современные образовательные технологии:

 

— Проектная технология;

 

— здоровьесберегающая технология;

 

— модульная технология;

 

— интерактивные технологии.

 

Образовательный процесс должен обеспечивать не только достижение учениками высокого качества образования, а так же компетентность учащихся в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний.

 

Например: используя проектную технологию, учащиеся имеют большие возможности работать самостоятельно, используя те знания и умения, которые они получают на уроках и изучив дополнительную литературу.

 

 Для организации благоприятного климата на уроках физической культуры. Для более эффектного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, учитываются физиологические и психологические особенности детей, и выполняю такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Для этого уроки зарядки-релаксации, комплексы упражнений адаптивной физической культуры, оздоровительные ходьба и бег, в общей сложности отводя на них 3-5 минут урока.

×
×